Киберспорт – это мыльный пузырь? Интервью с Романом Дворянкиным
Исполнительный директор агентства Accord Pitch (Доха, Катар), руководитель курса Менеджмент и предпринимательство в киберспорте – сейчас. В прошлом – генеральный менеджер Virtus.pro, один из пионеров КХЛ. Роман Дворянкин известен, как один из самых крутых менеджеров в мире киберспорта. В большом интервью платформе «Спорт как бизнес» Роман рассуждает о спонсорстве в мире компьютерного спорта, о его перспективах, а также рассказывает о своей карьере.
Видеоверсия интервью:
Ты начал профессиональную карьеру продавцом торгового зала в adidas. Можно сказать что ты "self made man". О чем ты тогда мечтал? Какую карьеру рисовал в голове?
- Надо сказать, что до работы в adidas я два с половиной года был инструктором по обучению в ресторане McDonald’s в подмосковном Щелково. И это один из самых важных этапов моей карьеры. Потому что там я понял, что если компания руководствуется в своей политике с точки зрения продвижения людей, отношения к ним, оплаты труда принципами профессиональных качеств, то это тот формат и подход, который мне наиболее комфортен. Поэтому когда я окончил колледж, я смотрел только на западные компании. В adidas была такая же история: если ты способный, амбициозный человек, хорошо выполняющий свою работу, получишь продвижение. Через несколько месяцев после того, как я стал продавцом, меня пригласили в офис на стартовую должность в отделе маркетинга.
Пропустим КХЛ, ХК «Спартак» и остальные места работы. Virtus.pro. Что представлял из себя проект, когда ты его возглавил?
- Сотрудников в проекте по сути не было, как и социальных сетей: их забрали смежные юниты холдинга. По факту не было ничего. И это – одна из главных причин, по которой я принял предложение Антона Черепенникова (на тот момент совладельца Virtus.pro). Мне дали шанс и возможность выстроить всю структуру с нуля. И я благодарен граблям, на которые я наступил в ХК «Спартак», потому что они мне тогда очень помогли.
В твой период была создана одна из лучших команд мира по Dota 2. За несколько лет вы выиграли больше турниров, чем за предыдущие 13 лет. Как была выстроена твоя работа с игроками?
- Многие команды, особенно в СНГ, рассыпались из-за того, что эго отдельных игроков перевешивало, где-то быт их убивал… Моей задачей было создание условий, которые дают мне моральное право прийти и сказать: «Вы просили о таком-то и таком-то. Мы вам это дали. Где результат?» И это было честное партнерство между административным блоком и спортсменами.
Насколько жестока конкуренция в киберспорте сейчас? Всем ли есть место на быстрорастущем рынке?
- Больше нет рынка киберспорта, футбола, хоккея или телевидения. Все конкурируют друг с другом. Когда у человека есть 2 часа свободного времени, он не думает - посмотреть ему матч «Спаткака» или «Зенита». Он выбирает между футболом, Netflix, походом в бар, чтением, серфингом соцсетей, просмотром стримов киберспортивного турнира и т.д. Во время карантина, безусловно, киберспорту было проще, т.к. большой спорт остановился и многие люди в поисках новых ощущений пришли к нам. Однако не уверен, всех их получится удержать. Но это, безусловно, окно возможностей для киберспорта. На рынке есть много места для небольших компаний, людей. И спрос огромный.
За что готова платить аудитория киберспорта?
- Главная проблема с доходами в киберспорте заключается в том, что аудитория есть, но ее пока не научились монетизировать. Средний чек с одного пользователя крайне низок, по сравнению с классическими видами спорта. Пока сама индустрия не дала возможности монетизации. Все трансляции бесплатны, соответственно, вся история с бродкастерами выпадает. Не так развиты продажи мерча, домашних арен у клубов. Поэтому здесь больше возможностей, чем решений.
В киберспорте есть деньги и довольно много. Титульное спонсорство Virtus.pro оценивается примерно в такую же сумму, как и спонсорство клубов РПЛ, которые находятся где-то в середине таблицы. Суммы контрактов у Юрия Дудя и Рамзеса666 (игрок Dota2) сопоставимы.
Сейчас в основном в индустрии спонсорские деньги, но уже появляются такие истории, как revenue sharing, особенно это происходит в CS, и дополнительные доходы вроде мерча.
Почему киберспорт интересен спонсорам?
- Потому что это дает доступ к аудитории, до которой тяжело достучаться через традиционные каналы. Например, эти люди не хотят покупать машину, соответственно, не слушают радио в автомобиле и не смотрят на наружную рекламу, стоя в пробке на ТТК. До них можно дойти только через киберспорт.
Сегодня большие бренды становятся спонсорами, а завтра начнут создавать собственные киберспортивные проекты. Например, TOYOTA владеет киберспортивным проектом ONE Esports (Supra GT Cup). Какие риски ты видишь для существующей бизнес-модели в будущем?
- Еще более наглядный пример – концерн Daimler в январе 2018-го купил в складчину с ФК «Кёльн» купил у Mail.ru Group немецкую команду SK Gaming.
Это отчасти происходило и происходит в классическом спорте: когда спортивными клубами начинают владеть не только энтузиасты, но и промышленные группы, как в случае с Ювентусом и Фиатом, или большие холдинги. Это нормальный процесс.
Глобальный прогноз, обновлённый во время пандемии коронавируса: в 2020 году международный беттинг заработает 14 миллиардов долларов на киберспорте. Российское законодательство помогает или мешает развитию беттинга в российском киберспорте? Или российские болельщики делают ставки через зарубежных букмекеров?
- Российский киберспорт - это пример того, как государству и общественным организациям (в первую очередь Федерации Компьютерного Спорта) и индустрии удается совместно конструктивно и продуктивно работать. Киберспорт признан спортом. И если говорить о беттинге, то киберспортивные турниры считаются спортивными соревнованиями, поэтому ставки абсолютно легальны. Поэтому такие компании, как Париматч осознанно делают киберспорт одним из основных элементов маркетинговой коммуникации. И у некоторых букмекерских контор он входит в топ-3 и топ-4 видов спорта по объему ставок.
Киберспорт сейчас — мыльный пузырь или новый перспективный рынок?
- Еще раз. В киберспорте есть огромная аудитория, которую пока не умеют монетизировать, и инвесторы, то есть у крупных игроков есть большой спрос и потребность в разного рода услугах, который может предоставить средний и малый бизнес. Поэтому мы увидим, как сдуваются и надуваются мелкие пузыри. Но в целом, индустрия, что называется, sustainable – устойчива.