4 мин.

Биатлон и шахматы

Известно, что такие совершенно разные виды спорта, как шахматы и бокс, вполне совместимы: с 2003 года проводятся официальные соревнования по шахобоксу, этакому «современному двоеборью». Да и братья Кличко в меру своих сил доказывали публике то же самое:

Манакова и братья Кличко

А ещё бокс хорошо совмещается с биатлоном. Что доказал тот же Эмиль-Хегле Свенсен:

Но совместимы ли с цветастыми лыжами и винтовками чёрно-белые клетки и фигуры? Год назад тот же Эмиль на пару с Антоном доказал, что – таки да:

Кроме того, на Олимпиаде-2018 в Пхёнчхане шахматы будут представлены как показательный вид спорта. Так что – давайте потихоньку привыкать, что ли?

Задам-ка я вам пару-тройку задачек, которые притяну за уши к биатлону. (Первая задачка – не моя: её оригинал был опубликован в журнале «Хлiбороб Украiни» в 1983 году.)

Задачка про трёх девушек

– Ты что, вместо биатлона теперь шахматами увлёкся?

– Я тебе задачку составил. Про российских биатлонисток.

– Вот как? Любопытно. И где же они тут?

– Одна – прямо перед тобой. Видишь, фигуры первую букву её фамилии изображают? А две другие девушки пока скрыты. Ты должен дать чёрным мат в два хода. После первого хода белых фигуры выстроятся уже по-иному – и будет тебе другая буква. А в финальной позиции – третья. Вот и угадай этих трёх девушек. Одна ещё в юниорках ходит, а две другие уже взрослые: одна – из основного состава, вторая – из резервного.

– Ох уж эти составы... Они же меняются постоянно...

– Ну, в данный момент основной состав выглядит так, резервный – этак, а юниорский – вот так.

– И, кстати, можно ведь и... Ах ты, хитрец! Нет, лучше тогда по-другому!

Перевернули

– Что ты сделал? Зачем перевернул доску?

– А это тебе мой ответный подарок! Угадай-ка теперь сам, кто моя любимица из местных. Дай чёрным мат как можно скорее. Первая буква её фамилии – в финальной позиции.

– Ну, твою-то любимицу я и так знаю.

– Всё равно решай давай! И, кстати, а тут у тебя что?

– А тут уже не девочки, а мальчики.

Бритва

– На бритву похоже. Кого брить будем?

– Вот кто из наших биатлонистов не осилит эту задачку – того и побреем. А кто осилит – пусть сам в следующем сезоне побреет вот этого мальчика. Задание – про двух других мальчиков. Из сказки.

– Какой сказки?

– Лазаря Лагина. В СССР шахматы очень популярны были, вот и решил как-то Волька-ибн-Алёша умным мальчиком себя показать. Пришёл и говорит: да я вам любую задачку решу. А у самого за пазухой – коробочка с новым другом-слугой, выловленным недавно из воды. Восточного эксперта по этим делам с собой прихватил, так сказать.

– А вот и фигушки он эксперт! Хоттабыч пролежал на дне три тысячи лет! А три тысячи лет назад шахмат ещё не было!

– Ой, ну не придирайся ты к мелочам. Представь себе Хоттабыча этаким классическим восточным мудрецом с бородой и в чалме, который был брошен в воду не три, а одну тысячу лет назад.

– Ну, ладно. И что же?

– «Оцени позицию», – говорят Вольке и показывают ему эту «бритву». Тот посмотрел и сказал: «А чего тут оценивать? Партия окончена. Белые дали мат». В это время из-за пазухи у него раздаётся: «Ты прав, господин, партия окончена. Только мат дали не белые, а чёрные».

– Н-да, похоже, долгое лежание на дне способствует амнезии...

– Итак, задачка: в чём же тут дело? Что за загадочная «бритва»? Почему Волька уверенно сказал про неё одно, а Хоттабыч столь же уверенно – совсем другое?