Серьезный веселый Салугин. Форвард «Амкара», которого вы не знаете, но о котором наверняка еще услышите
- Недавно в гостях у футболистов «Амкара» был фокусник. Почему в тот момент, когда у него в руках сгорела пачка долларов, кто-то из игроков крикнул «Сало» и все начали дружно смеяться?
- Наверное, просто я чаще других сталкивался с тем, что в футболе магическим образом сгорают деньги... Достаточно хотя бы «Нижний Новгород» вспомнить…
- Зато вы всегда в центре внимания, с вами всегда весело. Так было во всех командах, где играли?
- Да, везде рядом оказывались ребята с добрым хорошим чувством юмора. Надеюсь, так будет и впредь.
- Что, и в Иваново вас нормально восприняли, куда вы попали из ЦСКА таким гламурным столичным юношей?
- Конечно. Там было много ребят и из Москвы и из Питера. С остальными тоже быстро сдружились. Кстати, недавно видел ребят из Иваново, мы пообщались, и сейчас я вот что хочу сказать: однажды говорил в интервью про договорные игры, в которых я их подозревал, но после этого общения понял, что тогда, наверное, было стечение обстоятельств. Обязательно напишите об этом.
- О, про договорняки у меня еще так и так будут вопросы... А пока вот чем хотел поинтересоваться: поиграв много лет вдалеке от столицы, вы поняли, за что часто не любят москвичей?
- Не понимаю. Может, те, кто так считает, просто не видели настоящих? Но их редко встретишь – они сдают свои квартиры в центре и живут за городом. О москвичах складывается впечатление по каким-то другим людям. А те, кого я знаю, очень добрые, порядочные и открытые люди.
- Вы в каком поколении житель столицы?
- В четвертом или пятом минимум.
- А где жили ваши предки?
- В самом центре. Хорошо бы, если там от них осталась какая-нибудь жилплощадь. Но их потом вытеснили. Кто-то уехал в регионы, а вот наша семья по-прежнему живет в Москве.
- Они были буржуями?
- Похоже на то. Но я всей этой истории, честно говоря, не знаю, а самому интересно. Когда-нибудь постараюсь узнать побольше об истории своей семьи.
- Такое с возрастом ко многим приходит. А еще – желание жить на земле.
- О, это давно пришло. И потихонечку движемся в нужном направлении. Дом строится, ремонт идет потихоньку. Но пока я в Перми, особо не до этого. Некогда жить в Москве.
- Как вам в «Амкаре»?
- Мне везде комфортно. Общий язык со всеми находил, а это главное. Приятно находиться в этой атмосфере и что-то свое в нее добавлять.
- В «Амкаре» футболисты, как правило, прибавляют в мастерстве. Не задумывались над тем, что если бы попали в свои 16 лет к Гаджиеву, ваша судьба могла бы сложиться иначе?
- У судьбы много ответвлений, но как случилось, так и случилось. А на эту тему я не размышлял.
- Газзаев в ЦСКА уделял вам много внимания? Или борьба за трофеи не давала возможности сосредоточиться на воспитании молодежи?
- Честно говоря, он мне очень много внимания уделял, даже для самого это было неожиданно. Меня даже талисманом называли. В 16 лет я был в основном составе ЦСКА – низкий поклон ему.
- Чувствовалось постоянное напряжение в коллективе, который ставит перед собой максимальные цели?
- Я бы не сказал - мне было довольно комфортно. Все, что не касалось игр и тренировочного процесса, обходилось без напряжения. Конечно, это московский топ-клуб, и там футболисты не так дружили друг с другом как на периферии. Но в целом был хороший коллектив. И, главное, были результаты.
- При вас мобильники отнимали у игроков в день матча?
- Уже не было этого. В тот момент, когда я был, появились бразильцы, и Валерий Георгиевич дал слабину в этом плане. Да и никто ничего особо не нарушал. Вообще, не было ничего такого, уж очень строгого. Зато запомнились его установки – как он настраивал на игры, после чего выходили и все оставляли на поле, что могли.
- В «Крыльях» было веселее?
- Да, у Слуцкого было веселее. Но я у него не был в ЦСКА, и не знаю, насколько у него весело было там. Все познается в сравнении. К тому же одно дело топ-клуб, и другое – клуб середины таблицы. Я знаю, что в ЦСКА он хотел создать такую же атмосферу, какая была в «Крыльях», но в таких командах это немного невозможно.
- Когда в Самаре на базу «Крыльев» привозили из цирка тигра, не боялись его гладить?
- Не боялся. А вообще, у Слуцкого интересные были решения. «Крылья Советов» тогда шестое место заняли, в еврокубки попали. Очень серьезный результат был, особенно учитывая то обстоятельство, что команда только в этом году собралась.
- Чем запомнился Ян Коллер?
- О, самый добрый человек на свете! Трудоголик, но никогда не видел его злым или недовольным. Очень хороший парень - что он, что Ярошик.
- А Тихонов?
- Вообще красавец! В таком возрасте, и набрал по системе гола спас больше всех очков. Сумасшедший футболист по уровню мастерства и опыта.
- Он как-то признался, что, даже если не в форме или не в настроении, все равно построит свою игру так, что этого никто не заметит. А вы чувствовали такие моменты?
- Он реально в любом состоянии на своем уровне играл. Даже был один матч, когда провел на поле тайм, а потом поехал в больницу выводить камни из почек. И даже тогда ничего не испортил.
- Вскоре после Самары вы оказались в «Волге», которая отдала вас в аренду в «Нижний Новгород». И они попали друг на друга в переходных матчах за право играть в РФПЛ, причем выиграли против своей команды. Тогда ходило много разговоров вокруг этой серии…
- Договорняка не было никакого. В контракте у меня не существовало никакого пункта, что я не могу против них играть, к тому же и руководство в «Волге» уже сменилось. Были сложные игры. Первый матч мы 1:2 завершили, во втором сыграли 0:0. У нас были хорошие моменты – если бы 1:0 выиграли, то вышли бы в высшую лигу и весь бюджет «Волги» переходил к ФК «Нижний Новгород». Но я-то в любом случае в минусе был – что в «Волге» у меня бы сгорели деньги, что в «НН». Мог быть только в футбольном плюсе.
- А что осталось в памяти от следующих переходных игр – вашего «Торпедо» и «Крыльев Советов»?
- Было немного обидно, что мой гол решил судьбу этого противостояния и что «Крылья» впервые в истории вылетели. А с другой стороны, чувствовал гордость, что такой великий клуб, как «Торпедо», за год смогло вернуться. Ведь сколько было попыток – а мы это сделали. Без хорошего финансирования вышли – просто за счёт команды и коллектива, чисто по-футбольному.
- А хоть кто-то задумывался тогда, для чего все это делается и что будет с «Торпедо» в премьер-лиге?
- Мы разговаривали с ребятами. И решили выжать все из себя – делай, что должен и будь что будет.
- Но у команды же не было шансов закрепиться…
- Если честно, она не была обречена. Если бы немного по-другому поступили с главным тренером, пошли ему на уступки и добавили еще три четыре опытных футболиста – и мы этим составом спокойно остались. Мы даже, несмотря на все наши проблемы, боролись, набрали поровну очков с «Ростовом», но из-за игры «Терек» - «Урал» вылетели.
- У вас есть объяснение, почему у Александар Бородюка такие паузы в тренерской карьере?
- Людей со своим мнением мало кто любит. А он никому не позволяет влиять на команду со стороны в плане состава и всего остального. И как только это случается, он уходит. Но Александр Генрихович - самодостаточный человек, и неспроста о нем со всех сторон только лестные отзывы. Значит, не нашел еще руководителей, которые соответствовали бы его порядочности.
- Может, процитируете что-то от Бородюка? Или какой анекдот от Александра Генриховича?
- Ох, столько всего было!.. А вообще, после работы с ним у меня на пять лет вперед эмоций осталось. Он очень сильный человек и тренер. Я сначала после травмы тренировался в группе ребят, которые не хотели продлевать контракты. И он говорил: пока я не увижу, что ты разозлился на себя и не хочешь играть в футбол, ты и не будешь играть. А потом начал забивать…
- То есть вас разозлить надо было?
- Видимо так сложилось.
- Когда «Торпедо» вылетало, в конце сезона, говорят, вы почти не тренировались. Тем не менее, выдали хорошую серию игр, многих победили. Как такое возможно?
- Мы тренировались сами, без тренера. Но запас у нас был, и я не думаю, что это сильно повлияло. Просто говорили тогда, что «Торпедо» расписали в том плане, что у всех была задача, чтобы вылетели именно мы.
- Судьбу команды решила игра «Терека» и «Уралом». Вы тогда назвали этот матч смешным. Извиняться, часом ни перед кем не пришлось, а то у нас хватает ранимых людей…
- Нет, не пришлось. Как сказал, так и думал. Это - реалии нашего футбола.
- А вы легко отличите договорняк от нормальной игры по телекартинке?
- Вероятность большая. Во всяком случае - в чемпионате России, где ты знаешь уровень футболистов и понимаешь, что даже в самый плохой день они не могут совершать такие ошибки. Но это слова, а подкрепить их фактами невозможно.
- Дайте совет любителям ставок: как посмотреть 60 минут матча и понять, чем все должно закончиться?
- Не знаю. Все хотели бы разбираться в этом и делать правильные ставки, но это невозможно. Просто бывают такие моменты, которые надо чувствовать.
- Хорошо, а если говорить не про Россию? Помните, лет пять тому назад «МанСити» обыграл «Куинз Парк Рейнджерс» 3:2 и стал чемпионом. Расступались они в добавленное время, чтобы пропустить два мяча или нет?
- Может, это был просто день в истории. Но не отложилось в памяти, чтобы кто-то расступаться. А может, и было, кто знает. Обывателям часто многие игры кажутся договорными. Но они на самом деле очень редко существуют, и их все меньше остается.
- У нас после такой игры неделю бы пересуды в прессе продолжались. А английские коллеги говорили мне, что такие разговоры обернулись бы судебными исками…
- Вот, и это тоже. Жаль, что у нас такого нет. Нам бы всем потихонечку объединиться и развиваться. А то у нас в стране и так-то климат неподходящий, чтобы растить кадры. А тут мы и сами свой футбол душим.
- Не приемлете иронию в адрес Андрея Аршавина, например?
- Я стараюсь такое не читать. Аршавин – это лучший игрок в российской истории. Он, Кержаков, Жирков. Юра же в Россию не за деньгами вернулся! Те, кто его не знают, это не понимают, а мне ясны его мотивы – он чисто русский человек, хочет жить в России. Вообще, много заблуждений среди болельщиков насчет игроков, насчет того, как вообще устроен футбол.
- Еще принято считать, что у всех в голове только деньги…
- А вот вам обратный пример – Вадим Евсеев, который помогал у нас Гаджиеву, ушел в ивановский «Текстильщик» главным тренером. Уверен, что с существенной потерей в зарплате. Но каждому человеку хочется развиваться, и в какой-то момент надо выбрать – карьера или деньги. Впрочем, если будешь развиваться, есть шанс, что деньги приложатся сами. А с Валентинычем интересно работать было, так что нынешний взлет «Текстильщика» неудивителен для меня. Если ему дадут карт-бланш, он с ними далеко пойдет, думаю.
- А вы чего хотите от футбола?
- Мне хочется играть в премьер-лиге и получать практику. У каждого футболиста есть ресурс, и у меня он еще остался. Как вы, например, хотите, чтобы прибавил Руни, который провел уже 500 матчей? А у умнея большой ресурс, я хочу его раскрыть.
- От чего это зависит?
- Все зависит от доверия. Тот же Коллер, когда приехал в Самару, игр десять подряд не мог забить. Но ему доверяли. И правильно делали, конечно.
- Ваш гол «Томи» с центра поля – звездный час последнего времени?
- Да я бы не сказал. Просто я работаю много и очень хочу играть. Иногда это возвращается такими голами. Что, впрочем, пока не помогло мне закрепиться в составе.
- Когда забили этот гол, трудно было удержаться от каких-то жестов в адрес Валерия Петракова, с которым вы, насколько известно, не особо ладили?
- Нет. Как говорится, нужно понять и простить. Нет смысла ворошить старое.
- Ваш недавний одноклубник Александр Прудников, забивший гол отвергнувшему его «Оренбургу», решил иначе…
- Ну, не было смысла. Он и так забил, команда выиграла, он доказал, что его должны были ставить в состав в Оренбурге. Но я и его понимаю - всем игрокам обидно, да и мне в том числе, когда теряем свое время. Оно же уходит.
- Вы это остро ощущаете?
- Конечно чувствую. К тридцати время идет, даже бежит.
- Спрашивали у Гаджи Муслимовича, почему мало играете?
- Конечно, спрашивал. Но у него свое видение. Я к нему уважительно отношусь, как и он ко мне.
- … и совершенно не выглядите как человек, у которого на душе кошки скребут…
- Это маска защитная для всех. А на самом деле, если человек веселый, это же не значит, что он несерьезный. Хотя многие воспринимали меня именно так. Думали, что если ты можешь пошутишь на тренировке, значит, работаешь не в полную силу. Но это же бред. Мне кажется, так может подумать только ограниченный человек. Смешно слушать бывало - я же на самом деле знаю, где я пижонил или недорабатывал, а когда перестроился и стал все делать по максимуму.
- Это вы сейчас о ком рассказывали?
- Я не буду конкретизировать. Но такое бывает в футбольном мире. И вообще в жизни.
- По Перми на чем ездите?
- На такси. Я бы на велосипеде с удовольствием, но погода не позволяет.
- А погонять нет желания?
- Нагонялся в свое время. Сейчас чуть-чуть другие мысли.
- Помнится, примерно в то время, когда у вас появился автомобиль, игроки «Шинника» один за другим попадали в ДТП. А у вас были проблемы?
- Не сказал бы, что были такие уж серьезные аварии. Так, гоняли в детстве, от гаишников уезжали...
- Похоже, заметно изменились вы в свое время. Что сподвигло?
- Женился, вот мысли и стали другими. И отношение к себе к родным и близким изменилось. Годы идут, родители стареют... Все изменилось и стало гораздо серьезнее. Но всё так де весело.
- От прежних друзей отдалились?
- Нет уж. Так сложилось, что у меня со всеми хорошие отношение. Но друзья – которые были в детства, они моими друзьями и остались.
- Заметил, что вы охотно общаетесь с легионерами «Амкара» на английском…
- В детстве учил, и на разговорном уровне это же простой язык, так что с удовольствием общаюсь. И мне интересно, и важно в коллективе поддерживать атмосферу, чтобы легионеры не отдалились от русских игроков. С удовольствием беру на себя эту ношу. К тому же мне интересен и менталитет других людей, и их культура.
- Наверное, и отпуск стараетесь проводить активно…
- Не скажу, что я люблю лежать на пляже и загорать. Много друзей повсюду, родственников – все время хочется то одних навестить, то других. На и просто погулять, что-то новое увидеть. Но последние годы стал ценить размеренный домашний образ жизни.
- У вас есть домашние животные?
- Нет. Они живут недолго, тяжело с ними потом расставаться, как с родными – был уже опыт... Лучше не заводить лишний раз.
- Ну, и о вашем очередном увлечении расскажите…
- О снукболе?
- Я именно это имел в виду…
- Мой близкий друг увидел где-то в Европе, и мы стали развивать эту игру. Сейчас создана Московская федерация, будем заниматься организацией турниров. Вообще, хотелось бы вывести это на серьезный уровень в России – чтобы была не только такая профессия, как спортсмен-профессионал по футболу, но и по снукболу. Это, правда, очень интересно – сочетание биллиардных правил с футбольными навыками. И травму не получишь.
- Насколько это популярно сейчас?
- Развивается понемножку. В Перми одна площадка тоже появилась – в детском центре. Пока это – только развлечение, но уж если по перетягиванию каната проходит чемпионат мира, то, что говорить о снукболе, который действительно достоин того, чтобы его развивать.
- А кто-то еще из известных людей эту игру популяризирует?
- Думаю, нет. Да и я тоже с натяжкой известный...
- Ну как... Сами же говорили в одном интервью, что все выиграли...
- Да это шутка была. А если серьезно, то хорошо, если кто-то еще подключится. Правда, увлекательная игра...
Лимит - зло, это факт)))