11 мин.

Сумасшедший дом. Драфт НБА-1998

Если драфт-1997 напоминал сонное царство без особых событий, то призыв следующего года оказался куда веселей. Сказать по правде, он был настолько веселым, что я сейчас пишу эти строки со счастливой и несколько идиотической улыбкой на лице. Он изобиловал сюжетными поворотами, хитрыми твистами, неожиданными драмами, провалами и находками. Здесь вы можете найти иллюстрацию к чему угодно. Хотите думать, что ГМы клубов НБА — чокнутые маразматики, выбирающие под топ-пиками браунов и миличичей? Пожалуйста, здесь есть такие истории. Хотите находить в действиях менеджеров вселенскую мудрость, позволяющую под сравнительно низкими пиками выцепить будущих членов Зала славы? И такие истории здесь есть. Тут найдется все; драфт НБА-1998 – это сильно перекрученное в стиральной машине среднее арифметическое между выпусками 1996-го и 2000-го годов. Вечеринка у Безумного Шляпника: смешать и взболтать. 

- Майкл Оловоканди драфта: Майкл Оловоканди (1-й пик) 

Вы знаете, что мог сделать Элджин Бэйлор в 1998-м году вместо того, чтобы выбрать под первым пиком одного из главных бастов в истории? Ладно, допустим, Новицки или Пирс ему были не нужны (Пирс-то, как выяснилось, особо не был нужен вообще никому). Допустим, он собирался строить команду вокруг доминирующего центрового. Так вот — Бэйлор вполне мог выбрать на драфте... меня. Мне тогда было уже почти пятнадцать лет, я был в неплохой форме и играл в школьной команде центра с ростом 175 см. У меня не было броска, не было паса, я не мог пройти пары шагов, чтоб не потерять мяч или не сделать пробежку; я торчал в посте, кое-как вылавливал адресованные мне передачи, бросал в кольцо корявый полукрюк, промахивался, лениво трусил в защиту, стоял там с опущенными руками и через меня кто-нибудь забрасывал легкие два очка. Постойте, так я ведь сейчас детально описал игровую манеру Майкла Оловоканди! Но мне за это физрук ставил тройки, а Майклу платили по три миллиона долларов в год. Жизнь несправедлива.

Самое любопытное тут — попытаться понять логику бэйлоровского решения. На драфте, как известно, существуют две основные тактики: брать лучшего из доступных игроков или конкретно закрывать провисающую позицию. Очевидно, что Бэйлор осуществлял тактику номер два. Проблема в том, что в «Клипперс» традиционно провисали абсолютно все позиции. Демонстрирующий неплохие задатки Морис Тейлор быстро сник, Лэймонд Мюррей вскоре ушел в «Кливленд», Лоренцен Райт не оправдывал щедрых авансов, а остальные игроки непременно стали бы большими звездами в D-лиге, если бы в те времена существовала D-лига. Так что — если уж все равно надо закрывать все позиции, почему бы не закрыть самую дефицитную? И все же решение Бэйлора выглядит катастрофическим. Напомним, что Оловоканди — это не нынешние сопляки-первогодки: на драфт он вышел в двадцать три года, то есть его плюсы и минусы секретом уже ни для кого не были. Ни для кого – кроме Бэйлора, который с легким сердцем подарил четырем командам будущих франчайзов, а еще десятку клубов – отличных ролевиков. Как знать – может, именно этот альтруизм позитивно повлиял на карму «Клипперс», позволив им в будущем заполучить Пола и Гриффина?  

- Лидеры драфта: Антуан Джэмисон (4), Винс Картер (5), Дирк Новицки (9), Пол Пирс (10)

Лидирующая группа выпуска-98 так же парадоксальна, как и весь драфт-класс в целом. Двух будущих легенд, великих лидеров и чемпионов взяли на излете лотереи, а в первой пятерке  оказалась парочка людей, чья карьера вызывает некое странное чувство – дескать, парни, вы ведь могли лучше, да?

Разумеется, кому много дано – с того и спрос особый. Удивительней всего здесь выглядит фигура Антуана Джэмисона. Человек, проведший в НБА более тысячи игр и набравший 20 000 очков и 8 000 подборов – достижение вполне легендарное, покорившееся лишь паре десятков игроков. Человек, за шестнадцать сезонов сыгравший в плей-офф сорок шесть матчей и только дважды прошедший во второй раунд. Человек, чьи таланты скорера так затмили глаза руководству «Воинов», что они махнули рукой на скверную защиту форварда и неумение пасовать. Самой яркой чертой Джэмисона кроме алкогольной фамилии было имя, в котором долго никто не мог разобраться – как же его правильно произносить. Новость о завершении Джэмисоном карьеры игрока собрала два комментария. Не двести два – просто два. Кстати, вы еще помните, как он выглядит?

В отличие от человека-невидимки Джэмисона, Винс Картер, конечно, был одним из самых ярких игроков лиги в последние двадцать лет. Тем большее чувство горечи вызывает его карьера – началось шиком, кончается пшиком. Ярлык «наследника Джордана» кому только не клеили, но именно на Винсэнити эта корона смотрелась наиболее органично... пока не оказалось, что она бутафорская. Когда про человека, обошедшего по набранным очкам Ларри Берда, преимущественно вспоминают в контексте конкурса слэм-данков – это уже тревожный звоночек. Пусть даже тот конкурс был и впрямь великим. Да, Картер заработал за карьеру сто шестьдесят миллионов, но неужели он, с его любовью и страстью к игре, не променял бы половину этих денег на один чемпионский перстень? Хотя... нет, не уверен, что променял бы.

vc=aj

Что любопытно, Картера с Джэмисоном прямо в день драфта выбравшие их клубы поменяли друг на друга. Канадцы, конечно, оказались прозорливее: благодаря фанатической любви зрителей к Картеру, баскетбольное комьюнити в Торонто крепко встало на ноги, и, возможно, именно по этой причине мы все эти годы наслаждались игрой Лэндри Филдса и Куинси Эйси в форме с динозавриком. В глобальном масштабе фигура Винса еще значимей. Чтобы без катастрофических потерь пережить самые черные, самые депрессивные годы постджордановской эры, НБА была необходима даже не суперзвезда, а Чудо, феномен. И Картер (наравне с Айверсоном) это Чудо обеспечил, навсегда вписав свое имя в историю.

Знаковый обмен провернули в тот день еще две команды. Впрочем, нет. Речь идет скорее о циничном и неприкрытом грабеже. Фигурантами дела стали «Милуоки» и «Даллас», меняли шестой пик на девятый. В Висконсин отправился талантливый тяжелый форвард из Мичигана, чуть ли не «Баркли 2.0», а в Техас поехал нескладный немчик без атлетизма и защиты, но вроде бы с неплохим броском – этакий недо-Шремпф. В Милуоки возбужденно потирали руки, похохатывая над Доном Нельсоном, тот тоже не унывал: в том же трейде «Даллас» получил Пэта Гэррити и сразу услал его в «Финикс» – в обмен на еще одного тощего неатлетичного белого паренька по имени Стив Нэш.

В мае 2011-го года давно покинувшего НБА Роберта «Трактора» Трэйлора, шестого номера драфта-98, нашли умершим от инфаркта в пуэрториканском мотеле. Ему было тридцать четыре. Через несколько дней Дирк Новицки отгрузил «Оклахоме» сорок восемь очков в финале Западной конференции – непререкаемый лидер все того же «Далласа» вел свою команду к первому чемпионству в ее истории.

С Полом Пирсом все получилось совсем странно и загадочно. Капитан и главный игрок «Селтикс» в постбердовскую эпоху попал в команду полуслучайно: по не вполне ясным причинам (вроде бы не шибко здорово работал на преддрафтовых уоркаутах) он рухнул в моках аж до десятого места. Дальше произошла поистине невероятная случайность: Рик Питино жаждал увидеть в команде Новицки, но хитрован Нельсон похитил немца буквально из-под носа. Ошалевший Питино, у которого не было никакого плана «Б», в панике тяпнул то, что лежало ближе всего. Так Пирс оказался в «Бостоне». Всегда хочется видеть в людях самое лучшее, но отчего-то я уверен: будь у Питино время поразмыслить, не действуй он в цейтноте – наверняка бы взял Кеона Кларка или Майкла Долеака. 

- Лотерейные ошибки драфта

Конечно, главной звездой рубрики в 1998-м стал Майкл Оловоканди, счастливо соединивший в себе все три слова-исключения с удвоенной буквой «н» в русском языке: стеклянный, оловянный, деревянный. Других катастрофических ошибок, помимо него и несчастного Трэйлора, было мало. Конечно, Раф Лафренц (на мой взгляд, очень похожий на Джонни Ноксвилла) и Ларри Хьюз не должны были стоять выше Пирса и Новицки, но и бастами они не были – нормальные, крепкие игроки ротации. Не самым удачным выбором стал разве что Майкл Долеак (12 пик) – зато он: а) чемпион в составе «Майами»-2006, и б) после окончания карьеры игрока занялся научной работой, что для профессионального баскетболиста, признаться честно, случай феноменальный.  

- «Сакраменто» драфта: Майк Бибби (2), Джейсон Уильямс (7)

Да. Я понимаю. Афтар ты че курил ахахаха ты каво Майка Бибби в ошыбках драфта не напесал он че типо более лутше чем Новицки ахахаха. А вот.

«Королям» на том драфте повезло дважды. Сперва они взяли Белого Шоколада – борзого и слабоуправляемого паренька, единственного игрока в лиге, который вдруг, моментами, мог «дать Мэджика» – не просто показать феноменальную игру, волшебство, фантастику, как Кидд или Нэш, а именно что «дать Мэджика», ни больше ни меньше. Рик Адельман тогда с нуля начинал строить в Калифорнии свою команду мечты, и кто как не Джей-Уилл мог стать фундаментом нового, витиевато-кружевного спартаковского футбола принстонского нападения? (Французский маршал Пьер Боске во время бессмертного броска легкой кавалерии при Балаклаве с трепетом сказал: «Это великолепно, но так не воюют». Про Уильямса он сказал бы: «Это великолепно, но так не играют в баскетбол». Пофиг; кто видел Шоколада в расцвете, тот никогда его не забудет).

jw

Майка Бибби выбрал вторым пиком горемычный «Ванкувер». Впрочем, уезжал Бибби в 2001-м году в «Сакраменто» уже из «Мемфиса». С заменой Уильямса на Бибби из «Сакраменто» ушла та волшебная, с сумашедшинкой, воздушность, зато пришла основательность и надежность – а кружева, между тем, никуда не делись. Блестящий клатчер с физиономией Фантомаса стал лучшим разыгрывающим в истории «Кингс» и заслуженно взял с командой чемпионский титул в 2002-м году. Ахахаха афтар ты чё опять курил ничё так наброс атсыпь травы ахахаха.

Считаю ли я его второй пик неоправданно высоким? Да бросьте. Каждого игрока того «Сакраменто» нужно было выбирать под первым пиком. Каж-до-го. Да, и Скотта Полларда с Лоуренсом Фандерберком в том числе.

- Стилы драфта 

Солидных игроков, выбранных ниже лотереи, в том году оказалось довольно много. Однозначной звездой из них стал только выпавший аж во второй раунд Рашард Льюис (32 пик), выбранный «Сиэтлом» – школьникам в НБА все еще не слишком доверяли, а в Льюисе к тому же видели лишь стреляющую палку без особых достоинств. Таковой он, по сути, и оказался, но так стрелять, как стрелял он, мало кто в НБА был способен. 

Но и другие парни из нижней части списка были не промах. Мэтт Харпринг (15) в сезоне 2002-2003 заслужил ненависть газеты «Спорт-Экспресс», не пуская в старт Андрея Кириленко. Рашо Нестерович (17) и Назр Мохаммед (29) стали важными элементами чемпионских «Сперс»-2005. Тайронн Лью (21) вошел в историю и взял два титула с «Лэйкерс». Эл Харрингтон (25) играет до сих пор и ему еще только тридцать пять лет! (Поправка – в марте объявил о завершении карьеры, но ему все равно только тридцать пять). Наконец, самая драматическая история случилась с Каттино Мобли (41). Талантливый и никем не замеченный защитник был подхвачен «Хьюстоном» и составил сумасшедший бэккорт со Стивом Фрэнсисом, но через десять лет, еще далеко не в преклонном возрасте, оставил баскетбол из-за болезни сердца – той самой, что свела в могилу любимца бостонских болельщиков Реджи Льюиса в 1993-м.

- «Не ждали?» драфта: Эрл Бойкинс, Брэд Миллер, Шарунас Ясикявичус, Станислав Медведенко, Майк Джеймс

Славную компашку проигнорировали генменеджеры клубов НБА в 1998-м! Ладно, почему не взяли Бойкинса, как будто ясно – 165 сантиметров, чуваки! Ветреный малыш отомстил, соблазняя и бросая одну команду за другой – за четырнадцать лет эта лягушка-путешественница только в НБА успела поиграть за одиннадцать клубов! 

Почему не взяли Брэда Миллера – это уже более сложный вопрос. Центровой с фантастическим пасом и дальним броском, этакий Сабонис для социально незащищенных слоев населения, пришел в НБА из Европы и доигрался до двух Матчей всех звезд, со временем заменив в составе «Кингс» самого Криса Уэббера.

Остальные тоже не затерялись. Ясикявичус стал легендой Евролиги, одним из самых ярких европейцев «нулевых». Джеймс, похожй на сильно почерневшего Кидда, выдал в «Торонто» сезон с двадцатью очками и шестью ассистами за игру, а до этого взял перстень в составе «Детройта». Главным же незадрафтованным стал Слава Медведенко, чей грозный дуэт «больших» с Самаки Уокером привел «Лэйкерс» к чемпионским титулам в 2001-м и 2002-м годах.

- Счастливчик драфта: Рафер Элстон (39)

Ну, тут все просто: выдающийся стритболист по прозвищу, э-э-э, «Skip to my Lou», легенда Ракер-парка, мог повторить судьбу своего коллеги Года Шэммгода с предыдущего драфта – а в итоге провел в НБА больше шестисот игр и заработал почти тридцать миллионов долларов. НБА – лига возможностей. Наслаждайтесь:

- УНИКС драфта: Шэммонд Уильямс (34), Келли Маккарти (незадрафтован)

Драфт 98-го дал казанской команде неплохой улов: Шэммонд Уильямс, второй грузин на драфте после Владимира Степании, отыграл за казанцев яркий сезон в 2004-2005 годах, а многоопытный Келли Маккарти всего пару лет назад как раз в УНИКСе завершил свою долгую карьеру.

 - Имя драфта: Сантино Корлеоне Янг (40)

Помимо того, что родители Сонни, очевидно, очень любили фильм или книгу «Крестный отец», сказать об этом форварде особенно и нечего. В начале «нулевых» он, впрочем, поиграл аж в трех российских клубах – «Автодоре», «Евразе» и «Локомотиве».

- Видео драфта

 - Факты драфта

Место проведения: Ванкувер, Канада

Дата: 24 июня 1998-го

Играли в НБА: 56 игроков из 58 выбранных

Участники Матчей всех звезд: шесть игроков (Дирк Новицки, Пол Пирс, Антуан Джэмисон, Винс Картер, Рашард Льюис и незадрафтованный Брэд Миллер)

 

Попа и Теофалус. Драфт-95

Год всех звезд. Драфт-96

Море Спокойствия. Драфт-97

 

Фото: REUTERS/Lyle Stafford