И все-таки она плоская. Драфт НБА-2011
Процитируем для начала актуальные на тот момент мнения о наборе-2011:
«Не думаю, что стоит тянуть быка за рога и кота за яйца, поэтому тут же зададим главный вопрос: почему самая отвратительная ярмарка за последние лет десять должна стать интересной?»
И еще:
«Ни для кого не секрет, что эта ярмарка талантов одна из самых низкосортных в истории».
Оба мнения принадлежат Артему Панченко, высказаны в двух соседних абзацах, и если вы ждете, что я сейчас начну над этим иронизировать, то совершенно зря – примерно в том же ключе высказывались и многие аналитики за океаном. Однако же: драфт-2011 дал НБА семерых олл-старов, причем у каждого из них минимум по две поездки на МВЗ. А вот расхайпованный сверх меры и набитый франчайзами драфт-2012 – шестерых. Заметьте, я говорю только о статусных звездах, оставляя за скобками КрепкихЪ РолевиковЪ и игроков стабильного околозвездного уровня. Как же так? Может, и не настолько ужасен драфт 2011 года, как его представляли изначально? Давайте разбираться.
Загадочный пик драфта: Кайри Ирвинг (?)
У каждого из нас непременно есть такой характерный приятель, или сосед, или, не приведи Господь, близкий родственник. Он периодически заваливается к вам в гости, выпивает пару стопочек, входит в состояние берсерка и начинает горячо и убедительно затирать про вайтманы Перуна, удар русских богов, базу Гитлера в Антарктиде и убийство Кеннеди мировым правительством ящериков.
Дальнейшее развитие событий многовариантно. Вы можете вежливо поддакнуть гостю. Или успокоить его аминазином. Или электрошокером. Или, чем черт не шутит, найти в его словах рациональное зерно: кто-то же запускает в Антарктиде все эти летающие тарелки, так почему бы и не Гитлер? В любом случае, своеобычные увлечения вашего приятеля не должны причинять вам неудобств – по крайней мере, пока русские боги не заставят его схватиться за топор в разгар дискуссии о том, кто все-таки выкопал Черное море.
Ситуация становится гораздо… острее, если ваш приятель – один из самых талантливых баскетболистов в истории, претендующий на самые максимальные в мире контракты до скончания веков. И что вы будете с этим делать, а?
Ирвинг приходил в лигу лучезарным мальчиком-зайчиком и всеобщим любимцем с потрясающей рекламной кампанией – даже те, кто не особо следил за баскетбольными проспектами, засматривались вирусными роликами про дядюшку Дрю. В первое время было даже трудно себе представить, что вообще может пойти не так. Кайри творил на паркете немыслимое, шокировал всех великолепным набором атакующих навыков и уже в первый сезон подобрался к 20 очкам за матч. Да, были некоторые опасения, связанные с потенциальной травматичностью Кайри – но ничего из ряда вон выходящего. Да, на старте карьеры Ирвинг, типичная звезда мусорной команды, был дальше от плей-офф, чем я от женитьбы на Эмме Уотсон; но когда у тебя в команде второй лучший игрок – Андерсон Варежао, играющий по 20 матчей за сезон, ставить в вину Кайри непопадание в плей-офф просто грешно.
(Учитывая, что Эмма Уотсон меняет кавалеров примерно раз в три месяца, у меня по-прежнему сохраняются хотя бы теоретические шансы; у Кайри в «Кавалерс» начала десятых не было даже теоретических. Зато получился непреднамеренный каламбур).
С какого момента все пошло не так? Хммммм. Дайте-ка подумать. Может, с того самого чемпионства и особенно с той самой финальной серии, в которой Ирвинг вчистую переиграл Стефа Карри и едва ли не затмил самого Леброна? (А некоторые считают, что таки затмил). Понимаю: после такого перфоманса мне бы тоже было неприятно читать о себе материалы, озаглавленные «Слуга Его Величества» или «Лучший помощник Леброна».
Как бы то ни было, а с того самого момента Кайри постепенно начал превращаться в натурального Сида Барретта, который покинул Pink Floyd из-за зашкаливающей гениальности (и немножко из-за проблем с наркотиками), но потом выяснилось, что у группы и без Барретта дела идут отлично, а сам Барретт превратился сначала в откровенного фрика, а затем и в полного затворника, практически закончившего с музыкой.
Уйдя из-под материнского крыла Леброна в поисках Великого Наследия, Ирвинг начал с того, что развалил атмосферу в «Бостоне»: конфликтовал со всеми, от Эйнджа до журналистов, критиковал сам город, спрашивал у Брэда Стивенса, как тот понимает слово «правительство», и напоказ тяготился своим пребыванием в «Селтикс» несмотря на благостные заявления в твиттере, что энергия любви распространяется по всей планете. Вообще, вот в чем Кайри действительно на голову превзошел Леброна – так это в искусстве загадочных твитов. Дальше случилось одно из потенциально самых громких событий в современной истории НБА – Харден, Дюрэнт и Ирвинг объединились в некоем подобии «Банана-тим 2.0.» – но, как мы знаем, по состоянию на 2021 год это не привело вообще ни к чему.
При всем этом Ирвингу нет и тридцати, он по-прежнему остается самым одаренным игроком из всех, кто выходит на паркет… а нет, секунду, он же не выходит. Снова вспомню мою любимую цитату Оби-Вана Кеноби: «Все это грустно». (Хотя нет, на поле цитат спорить с Ирвингом бесполезно, ведь он просто ответит мне, что с помощью медитаций становится духовно ближе к Николе Тесле. Это все какой-то печальный и очень ПЛОСКИЙ АХАХАХ юмор).
Надежда на завтра драфта: ДеЦл, Влад Валов, Лигалайз (не задрафтованы), Энес Кантер (3)
Политически активные рокеры из групп Rage Against the Machine и System of A Down, как известно, очень дружат друг с другом и постоянно устраивают какие-то коллаборации, посвященные борьбе с мировой несправедливостью. С каждым годом в их компанию все сильней напрашивается Энес Кантер, который развернул полномасштабную информационную войну и мочит всех, до кого может дотянуться: Винни Пуха, Эрдогана, Леброна, Лукашенко, Махатму Ганди, императора Палпатина и вашего надоедливого соседа с дрелью.
В общем-то, это неудивительно: фирменный кантеровский баскетбол остался в нулевых примерно так же, как и музыка RATM и SOAD, так что сходства тут больше, чем может показаться на первый взгляд. Как говорится, верните мне мой 2007 год.
Кантеру повезло выйти на драфт как раз незадолго до начала Всемирной Трехочковой Социалистической Революции, поэтому в преддрафтовых моках его обласкали со всех сторон и сравнили с Карлом Мэлоуном. Причем сравнил не кто-нибудь, а сам Джон Калипари. Поэтому путь Кантеру был уготован один – в «Юту».
В мормонском штате Кантер вместе с еще одним супер-проспектом (и тоже третьим пиком драфта) Дерриком Фэйворсом несколько сезонов ожидаемо сидел за спинами Эла Джефферсона и Пола Миллсэпа и не отсвечивал. В сезоне-2013/14 звездные бигмены отправились на вольные хлеба, «Юта», конечно же, обвалилась, а большого снайдеровского ренессанса Кантер в команде уже не дождался. На беду Кантера, в «Юте» все ярче начинала сверкать звезда Руди Гобера – Кантер этого не вынес, поругался с потенциальным конкурентом прямо на скамейке во время матча, а потом уехал в «Оклахому» и получил там мешок денег. Однако в «Оклахоме», на его беду, все ярче начинала сверкать звезда Стивена Адамса… так, я что, всерьез это пишу?
Вообще, оценивать карьеру турка очень сложно. Кантер – игрок, безусловно, крайне одаренный в нападении и феноменальный ребаундер. (Вот уже в 2021 году установил рекорд «Портленда» по количеству подборов в одном матче). С другой стороны, забить через Кантера смогла бы, наверное, и моя тетя, которая в семидесятых годах была капитаном сборной института по баскетболу. До недавнего возвращения в «Бостон» турок умудрялся оставаться актуальным и востребованным игроком везде, где играл – но нигде надолго не задерживался, преимущественно получал ограниченные минуты со скамейки (даже в ужасном «Нью-Йорке» хоть и выходил в старте, но по 25 минут за матч) и ловил шквал критики за «игру в защите». Да, это машина для дабл-даблов… но третий пик драфта? 70 миллионов в команде с Дюрэнтом, Уэстбруком и Ибакой? Хм, я не знаю.
Поправка, пацаны. Поправка Маркуса Кэмби все спишет.
Ах да. Хотел было сказать, что в гипотетической супергруппе Кантер, ввиду происхождения, не ужился бы с Сержем Танкяном, но недавно он себе подстелил соломку, признав турецкий геноцид армян и публично покаявшись. Так что непременно ждем Энеса пятым участником полноценного реюниона SOAD (мечты, мечты) – будет играть на яйбахаре и голосить про оккупацию Тибета.
Лотерейные удачи драфта: Йонас Валанчюнас (5), Брэндон Найт (8), Кемба Уокер (9), Клэй Томпсон (11), маркиз де Моррис (13-14)
Итак. Мне понадобилось всего восемнадцать выпусков драфтосериала, чтобы понять, что моя постоянная рубрика «Лидеры драфта» ни к черту не годится. В первую очередь – из-за отсутствия четкой дефиниции, кто такие вообще эти «лидеры драфта». На интуитивном уровне я примерно понимал: это ребята, выбранные под высокими пиками, которым прочили хорошую карьеру в НБА, а они оправдали надежды и стали звездами. То есть, к примеру, Аллен Айверсон – это явный лидер драфта, а, скажем, Стив Нэш – никакой не лидер, хотя карьеры у обоих примерно сопоставимые.
Но вот возьмем драфт-2011. Кого здесь можно назвать лидером? Кайри – безусловно, но под него выделена отдельная рубрика. А остальные? Валанчюнас? Кавай, прошедший мимо лотереи? Не попавший в десятку Клэй Томпсон? Так и получается, что нужно вводить в сериал новую сущность и к «лотерейным ошибкам» драфта добавлять и «лотерейные удачи».
Удач оказалось, прямо скажем, немного, и Поправка Маркуса Кэмби гуляет по лотерее-2011 как по проспекту. Ну окей, Валанчюнас свой пятый пик заслужил без всяких поправок. Физически мощных парней в лиге много, но Йонас, как и всякий продукт литовской баскетбольной системы, еще и очень хорошо обучен. Вот и получается не претендующий на титулы MVP, но очень качественный центр, которого вы точно хотите видеть в своей команде, особенно если она играет в классический грит-н-грайнд. В остальном писать про Валанчюнаса скучно – примерно так же скучно мне через десять лет (или через десять зулин-секунд?) будет скучно писать про Нуркича в главе, посвященной драфту-2014. Валанчюнас ни с кем не скандалил, не устраивал Решения и не общался с духом Боба Марли – для современной НБА все это довольно странно, но и такое бывает.
С Брэндоном Найтом без Поправки уже не обойтись. Все восемь персональных болельщиков Найта, подписанных на его тэг, взглянут на меня недовольно и свирепо, но к звездному статусу он не смог приблизиться, даже когда набирал под 20 очков в «Финиксе». (К тому же, тот «Финикс» закончил сезон с 23 победами, что говорит о многом). Сам же Найт все больше попадал не в символические пятерки, а в выпуски «Шактина» – ну, вы помните легендарные моменты вроде вот такого. Все это, конечно, не помешало руководству «Санс» запульнуть в Найта деньгами (возможно, контракт подписывала легендарная коза Роберта Сарвера), а Билл Симмонс дошел до того, что включил Найта в список 60 самых ценных активов 2015 года, куда не попали Кемба, Дерозан и Деандре Джордан. Впрочем, может быть, Найт еще и смог бы соответствовать ожиданиям, если бы в 2017 году не порвал «кресты», после чего выше статуса ролевика уже не поднимался.
(Слушайте, это, кажется, в первый раз в истории цикла, когда я применяю Поправку не к рубрике «ошибки»? Вот насколько тут все на грани).
Кстати, раз уж мы упомянули Кембу. В какой-то момент даже беспощадный Артем Панченко, кажется, смирился и признал, что Кемба – уже не тупиковое звено в развитии баскетбола. (При этом я до сих пор не уверен, какое оскорбление Панченко в адрес Кембы хуже – «тупиковое звено» или «второй Джонни Флинн»). Но было уже поздно. Парадокс в том, что Кемба, с одной стороны, игрок переоцененный, с другой – он сам, своей работой и постоянным прогрессом, всех заставил себя переоценивать и верить в то, что до статуса большой звезды осталось всего чуть-чуть.
Но этого «чуть-чуть» Кембе, кажется, и не хватило.
Оно, в принципе, и неудивительно: когда в твоем резюме игрока главные положительные качества – скорость и настырность, годам к тридцати начинают брать свое факторы, которые это перевешивают: травматичность, крайне скромные габариты, специфические защитные навыки (уже за одно то, что я упомянул слово «защита» в контексте Кембы Уокера, вы должны немедленно поставить дизлайк). До перехода в «Бостон», который должен был стать для Кембы, как и для его коллеги по драфту Кайри Ирвинга, новым этапом…
Так, давайте еще раз, я какую-то хрень написал. Так вот, до перехода в «Бостон», который должен был стать для Кембы, как и для его коллеги по драфту Айзейи Томаса, новым этапом…
Блин. «Бостон», але, вы что там делаете с разыгрывающими с драфта-2011? Это у вас личное, или что?
Ладно. Короче, до перехода в «Бостон» Кемба, за восемь сезонов в составе «Шарлотт», побывал в плей-офф всего два раза и оба раза вылетал в первом раунде. «Бостон» действительно должен был стать новым и куда более продуктивным витком карьеры, но, возможно, Уокер попал туда уже просто слишком поздно и банально прошел свой короткий прайм в другом месте. Да и герои там уже были другие, моложе и актуальнее. Во всяком случае, того скоростного и напрягающего любую оборону шершня, каким он был еще за год до этого, бостонский Кемба напоминал уже больше эпизодами. А в плей-офф 2021 года, перед переходом в «Нью-Йорк», и вовсе провалился – вместе со всей командой, впрочем.
Поговорить о Клэе Томпсоне, возможно, было бы уместней даже в разделе про бастов. Нет, я не то имел в виду. Это я к тому, что почему вот вы берете на драфте очевидно беззащитного и ограниченного Фредетта, но игнорируете Томпсона, который явно лучше как минимум по физике? Ну хорошо, перед драфтом про Томпсона писали, что он медленный для НБА и не будет успевать в защите, зато, конечно, Фредетт офигеть какой электровеник. Почему, мистер Андерсон? Только потому, что Джиммер выдавал жару в «Мартовском безумии»? Вы мало знаете таких баскетболистов? Вам мало Адама Моррисона?
Сделаем небольшую паузу, я выпью свои таблетки и продолжу.
Так вот. Со Стефом Карри все понятно, но Томпсон даже сейчас, через десять лет после драфта, многими воспринимается сугубо как вспомогательная опция, звезда, но не совсем, высококлассный 3+D, продукт системы, Робин при Бэтмене, Крис Миддлтон при Яннисе и (придумайте еще немного подобных формулировок). Когда Стефа Карри просит расписаться у нее на груди аппетитная болельщица, Томпсону подсовывают для подписи тостер. Оби-Ван, твой выход:
– Все это грустно.
Спасибо. Продолжим. Уже на второй сезон Томпсон прочно обосновался в старте самой перспективной команды того времени, пуляя трешки с процентом за сорок, а где в это время был Фредетт, мы поговорим чуть позже. Без снайперских и защитных талантов Клэя просто не складывается та самая легендарная «Пятерка Смерти Голден Стейт» – Стеф Карри, Клэй Томпсон, Дрэймонд Грин, Заслон Эндрю Богута, Нога Зазы Пачулии и Фейковый Аккаунт Кевина Дюрэнта. Так, получается Шестерка Смерти. Звучит как-то не очень. В последнее время Клэю, конечно, сильно не везет – последний раз он выходил на паркет в июне 2019, но своего последнего слова он, подозреваю, еще не сказал.
И да, конечно, же братья Моррисы, которых я до сих пор не научился с уверенностью отличать друг от друга. Тем более, что они оба довольно долго выступали вместе за «Финикс» и уже тогда умудрились выбесить половину лиги (вторая половина за это время прошла через ростер «Финикса»).
Поэтому, чтобы не путаться, я еще восемь лет назад, в легендарной баскетбольной пьесе про «Санс», объединил их в единую сущность – маркиза Морица Оранского, рыцаря и поэта. Шучу. Менее рыцарственных особ, чем Моррисы, и представить себе сложно – разве что какой-нибудь Джаварис Криттентон, и я всерьез подумывал посвятить им отдельную рубрику, что-то вроде «Бригада драфта» (смотрите в прррравильном перрреводе Гоблина).
Моррисы – это как раз те парни, которых вы хотите видеть в своей команде, не хотите видеть в команде соперников, а потом не хотите видеть уже и в своей – когда они отчебучат очередное космическое хамство. Вот как было в том же «Финиксе»: Моррисы бесконечно ныли (оба), какая им досталась ужасная команда, ругались с тренером, ругались с болельщиками, а под конец Маркус (вроде бы) назвал всех болельщиков «Санс» глорами и заблокировал их в твиттере. Не будем обсуждать, насколько вообще вероятно существование глоров у команды, которая не выходила в плей-офф десять лет подряд. Лучше вспомним характерный эпизод: как-то раз, когда маскот «Санс», которого зовут, натурально, Солнечная Горилла, устроил пранк, высовываясь из мусорного бака и пугая проходящих мимо игроков, – все шарахались, и только Джеральд Грин моментально сориентировался и выписал Солнечной Горилле пару четких джебов. Угадайте, кого из баскетболистов, идущих следом, Горилла, выражаясь по-простому, зассал пугать?
Да, Моррисы – это enfants terribles современной НБА, но это, между прочим, еще и вполне квалифицированные игроки. По крайней мере, один из них. Не помню точно, который. Так что выбор обоих в самом конце лотереи – вполне себе удача драфта без всяких там мутных Поправок.
Нелотерейные удачи драфта: Никола Вучевич (16), Тобайас Харрис (19), Реджи Джексон (24), Джимми Батлер (30), Боян Богданович (31), Айзейя Томас (60)
Вам еще нужны доказательства, что драфты НБА – это предельно нелогичная штука? Смотрите. Я тут упомянул только игроков околозвездного, а то и натурально звездного уровня, каждый из которых был выбран ниже топ-14 – при том что в десятке у нас наблюдается настоящий провал, а ниже лотереи, если покопаться, можно найти еще всяких иманов шампертов, норрисов коулов, кори джозефов и дависов бертансов, про которых мне лень писать, но которые тоже приносили немало пользы.
Что же мы имеем вне лотереи? Одного из самых умелых атакующих центров Николу Вучевича, который дважды съездил на МВЗ и заставил Кевина Харлана все-таки выучить его фамилию (а то от сакраментального «Вуковак эгейнст Пековик» уши болели). Это раз. Тобайас Харрис, который поколесил по командам, но везде рассматривается как крепкий игрок старта и стабильно набирает свою двадцаточку. Это два. Трудяга Реджи Джексон, очень продуктивно играющий в составе условного контендера. Боян Богданович, железный «стартер» мощной снайдеровской «Юты». Вы по-прежнему будете называть этот драфт «убогим» и «отвратительным»?
Два человека выбиваются даже из этого внушительного списка. Это, конечно, Джимми Батлер и Айзейя Томас.
И тот, и другой – хрестоматийные «селфмэйд-мэны», в которых никто не верил, а они взяли и ого-го. Хоть сейчас фильм снимай. И уж конечно Батлер с его мефистофельской мимикой был бы всяко харизматичнее Джона Бойеги!
Когда я говорю «никто не верил», это значит именно «никто». Батлера в 13 лет выгнала из дому родная мать, свой первый сезон в «Чикаго» он начал на дальнем конце скамейки и играл меньше десяти минут за матч, но это еще ничего. Настоящий индикатор неверия – это Билл Симмонс, который уже в 2014 году, когда Батлер прочно закрепился в стартовой пятерке, в своем редрафте поставил его ниже Чендлера Парсонса и Кеннета Фарида. В 2015 Батлер уже выбивал двадцатку за матч, поехал на Матч всех звезд и получил титул самого прогрессирующего игрока, а Симмонс, наверное, так и продолжал смотреть нарезки данков Фарида и милых улыбок Парсонса.
Батлер, изначально очень ограниченный и мало чего умеющий игрок, который буквально зубами выгрыз себе место под солнцем – совершенно голливудская история, отчасти даже нереалистичная. Зная это, Джимми не дает поблажки не только себе, но и одноклубникам, вызывая в памяти уже не голливудское, а старое советское кино, где передовик производства перевоспитывает морально разложившихся тунеядцев. Методы Батлера у слабых духом игроков могут вызывать ужас (сказывается школа старого сержанта Тома «Упал-отжался» Тибодо), но, как видим, дают результат, а если не дают – Батлер уходит туда, где дадут.
История Айзейи Томаса – тоже киношная, но уже несколько в минорном ключе. Если в Батлера не верил никто, из-за чего он скатился до тридцатого пика, то в Томаса не верил никто вообще – умножайте градус неверия на два и получите 60 пик. Самое имя Айзейи заключает в себе анекдот. Если у Батлера хотя бы есть тело игрока НБА, так что можно было рискнуть (30 пик – не велика ценность, в конце концов), то Томас, с его 172 сантиметрами в кроссовках и всеми вытекающими последствиями, для лучшей лиги мира явно не годился. Вдобавок ко всему, на момент драфта Айзейе было 22, что в существующей парадигме НБА означает «девица перезрела». Наконец, попал Томас в «Сакраменто», а я продолжаю утверждать, что это худшая среда для развития молодого и своеобразного игрока после баскетбольной сборной ИГИЛ (запрещенная в России организация). Нет, блин, «Сакраменто» еще хуже!
Так вот. В первом сезоне Томас стал новичком месяца на Западе – впервые в истории для 60-го пика. На третий год в «Сакраменто» Айзейя, к изумлению всевозможных грюнфельдов и билли кингов, вышел на показатель двадцати очков за матч. Да, в мусорной команде, но мы по-прежнему говорим о игроке, которому не нужно падать на паркет, чтобы его перешагнули. В «Сакраменто» не любят хорошо играющих баскетболистов, поэтому Томаса быстренько сплавили в «Финикс», получив взамен в буквальном смысле ничто – права на некоего Алекса Ориаки и торговое исключение. В «Финиксе» на позиции Айзейи были «мини-Леброн» Эрик Бледсоу и обладатель приза самому прогрессирующему игроку-2014 Горан Драгич, но Айзейя и там не затерялся, выбивая свою честную пятнаху.
Но настоящий звездный час у Томаса был еще впереди – в «Бостоне». Если вы не помните выражение «Король четвертых четвертей», то либо не смотрели тогда НБА, либо у меня для вас плохие новости. К сожалению, это же стало для Томаса и лебединой песней. Эйндж не стал ждать, пока маленький волшебник окончательно доломается и отправил его восвояси – формально, конечно, на повышение, к Леброну в контендер. Ситуация эта с прагматической точки зрения была полностью оправданной: на бумаге входящий в прайм Кайри вместо мелкого и травматичного Айзейи – это настолько явный апгрейд позиции разыгрывающего, что даже и обсуждать нечего. С этической точки зрения ситуация, однако, настолько неоднозначная, что Эйнджу, наверное, до сих пор икается. А своих инкассаторских машин с деньгами Айзейя так и не дождался, и это, пожалуй, грустнее всего.
ПРЕДАТЕЛЬ ДРАФ…
Так, секунду. Я, кажется, опять забыл выпить феназепам. Никуда не уходите.
Племянник драфта: Кавай Ленард (15)
В общем, это самый большой компромисс, на который я смог пойти.
Кавая «Сперс» прямо на драфте увели из «Индианы», всучив взамен Джорджа Хилла, и на тот момент это казалось отнюдь не очевидным ходом со стороны фронт-офиса «Сперс». Тони Паркер, как считали многие фанаты команды, начинал постепенно сдавать и вроде бы уже был готов попытать счастья в другой команде. Хилл воспринимался уже не просто как бэкап, а как полноценная замена, и отдавать его за непонятного Кайе… Койе… в общем, за корявого «три плюс дэ»-игрока, который, к тому же, не очень-то и «три» – такая идея не всем пришлась по вкусу. Ну то есть, мягко говоря, совсем не «три» – 20% в первом студенческом сезоне и 29% во втором.
Сейчас все это вспоминать забавно, но вряд ли кто в те годы воспринимал Кавая как будущую суперзвезду, кроме безвестного пользователя «Спортс.ру», который робко написал в комментариях: «А по-моему, Ленард ничем не хуже, чем Веселы…» В моках аутичного паренька с косичками сравнивали с Джеральдом Уоллесом и принцем Мба а Муте, а знаменитая фраза «Ленард – это в потенциале как минимум Аль-Фарук Амину, а то и Николя Батюм» в среде болельщиков «Сперс» стала мемом. Кавай и правда приходил в лигу очень ограниченным игроком – не таким, как Яннис, скажем, но тоже ограниченным, и ровно такая же, ограниченная, у него была роль аж до финала-2014. Но в «Сперс» была система, был выдающийся бросковый тренер Чип Энгелланд и была безупречная рабочая этика самого Кавая – все это дало свои всходы очень быстро, и уже в 22 года недавний ролевик Ленард поднимал над головой Кубок Ларри О’Брайена в статусе MVP финала (ПРЯМО СКАЖЕМ, НЕБЕССПОРНОГО, НО…)
Дыши.
Дыши ровно и размеренно.
Досчитай до десяти.
Просто отпусти ситуацию и двигайся дальше.
Хорошо. Дальше Попович, понимающий, что время Большого Трио на исходе, принялся лепить из Кавая суперзвезду, причем весьма грубыми и солдафонскими методами. Это может показаться преувеличением, но если вы в те годы видели много матчей «Сперс», то хорошо меня поймете. Когда ты привык к ажурному, почти адельмановскому движению мяча чемпионских «Сперс», было мучительно смотреть на откат к дуболомной модели десятилетней давности, где Кавай становился кем-то вроде хорошо защищающегося Кармело Энтони. (В 2014 году Кавай делал меньше 10 бросков за матч, через два года – уже 18). Впрочем, все осознавали, что дело это грязное, но необходимое, потому что за Данканом и К зияла пустота, так что отнеслись к этому с пониманием. Кроме Ламаркуса Олдриджа, кстати, который вообще-то приходил в команду не для того, чтобы быть на вторых ролях, но даже его удалось в итоге убедить.
Для пущего сходства с Кармело, в 2017 году произошла новая Мелодрама, затмившая собой предыдущую. Дело это настолько мутное, что до сих пор трудно понять, кто там был прав, а кто виноват: Кавай получил травму, в команде его то ли плохо лечили, то ли недостаточно активно поддерживали; в прессе на эту тему высказались все, кроме собственно Кавая, хранившего упорное молчание, отчего обстановка накалялась только сильнее. Дальше все запуталось вообще, потому что откуда-то из мрака вынырнула зловещая фигура Каваевского дяди, этакого серого кардинала, который стремился вывезти племянничка на большой рынок, да и самого себя при этом не обделить.
Чем все кончилось, тоже хорошо известно: Поп закусил удила, отправил Кавая в «Торонто», тот с ходу взял исторический титул и с чистой совестью поехал на свой большой рынок, а «Сперс» остались страдать с дерозаноцентричной моделью игры и полным отсутствием перспектив в обозримом будущем. Правда, насчет перспектив Кавая тоже ни в чем нельзя быть уверенным: Терминатор оказался не таким уж цельнометаллическим, и с каждым годом история травм у него только разрастается.
Лотерейные ошибки драфта: Деррик Уильямс (2), Ян Веселы (6), Бисмак Бийомбо (7), Джиммер Фредетт (10)
Что ж, это ведь ваша любимая рубрика, да? Конечно, читать про условного Тима Данкана не особо интересно, куда веселей позубоскалить над несчастными бастами и поупражняться в остроумии на тему Билли Кинга. Как мы дошли до этого? Где нынче конь и где всадник? Что с вами, люди, почему вы такие злые?
Ай, ладно, я и сам такой.
Так вот. Генеральная классификация бастов в НБА:
1) деревянный сорокалетний центровой из Ваканды с фальшивым паспортом;
2) белый шутер без атлетизма и защиты, который умеет забивать «спот-ап»-трешки и за счет этого выстрелил в «Мартовском безумии»;
3) молодой и неумелый, но трудолюбивый европеец из Европы (лучше всего «большой» из какой-нибудь не очень баскетбольной Соковии, но это опционально);
4) атлетичный твиннер.
Как нетрудно заметить, драфт-2011 в этом смысле выглядит практически эталоном – на нем, с некоторыми оговорками, есть все перечисленные выше типажи. Более того, все эти архетипы присутствуют не просто в лотерее драфта, а прямо в первой десятке.
Бисмак Бийомбо (я знаю, что вам очень хочется назвать его Бисмарком, но Бисмарк – это мужик в пикельхельме, который писал, что нельзя злить русских) изначально был обречен. Майкл Джордан, вероятно, очень тяготился своими ошибками, допущенными в воспитании Кваме Брауна, и решил поправить карму, снова выбрав под высоким пиком ходячее полено. Правда, самое примечательное случилось потом – в «Орландо» перепутали фамилии «Мутомбо» и «Бийомбо» и всадили в центрового, набирающего пять очков за матч, контракт на 70 миллионов за четыре года (при наличии в команде Вучевича и Ибаки). Что поделать – 2016 год, тогда всем давали.
Что касается Фредетта, я почему-то совершенно убежден, что до сих пор есть люди, верящие – скоро у парня попрет и он таки сумеет показать в НБА тот огонь, который выдавал в NCAA. Это нормально, я примерно до 2012 года верил в то, что Кваме Браун еще сумеет оправдать свой первый пик. К слову, у Фредетта даже был духовный брат-близнец на драфте – Кайл Синглер, который продержался в лиге на сто матчей дольше и выдавал статистику получше, только выбран был в начале второго раунда, а не в лотерее. Вот что «Мартовское безумие» животворящее делает.
Веселы – вопреки фамилии, самое скучное амплуа баста: его взял «Вашингтон», а худшей командой для развития очень сырого игрока из Европы могло быть только «Сакраменто». Безнадежно помыкавшись в НБА на новичковом контракте, Веселы (парень действительно жизнерадостный) вернулся в Евролигу, где и стал большой звездой. В НБА он вернется едва ли, потому что Эрни Грюнфельда в лиге больше нет. Правда, еще остался… нет, Владе Дивац тоже ушел. Так что вряд ли.
Ну и классический, прямо-таки хрестоматийный баст – Деррик Уильямс. Уильямса перед драфтом называли новым Леброном (а Веселы – европейским Гриффином, ага) – на деле он оказался эталонным твиннером. То есть Уильямс застрял между позициями настолько прочно, что не смог проявить себя даже в эпоху, когда баскетбольные тренды качнулись в сторону универсализации и повсеместного смоллбола. Для игры на «четверке» он был слишком субтилен, для «тройки» не обладал нужными качествами. Уильямс долго, бесконечно долго подавал надежды, но все равно самым ярким моментом форварда в НБА стал эпизод, когда его обчистили две нью-йоркские проститутки-клофелинщицы.
Тоже достижение. У многих в жизни и того не случается.
Парадокс драфта №1: Кеннед Фарид (11) и Тристан Томпсон (4)
Итак, у нас есть два игрока с примерно схожим функционалом – немного бестолковые, но энергичные ребята, которые хастлят и грызутся за подборы. Фарид – андерсайз, через которого сможет забить даже тот, кто не сумел забить через Энеса Кантера. Томпсон защищаться, в принципе, умеет, но не от всего, потому что сошелся с легендарной разрушительницей баскетбольных карьер Хлои Кардашьян. Фарид еще в 2019 году потерял место в НБА и вот в конце 2021 обнаружился в ЦСКА, где никого не впечатлил и быстро уехал восвояси. Томпсон, правда, играет в «Сакраменто», но «Сакраменто» – формально все еще команда НБА, так что и Томпсон пока что формально играет в НБА и дает потрясающие по накалу и драматургии пресс-конференции. Еще у Фарида две мамы, а Томпсон устроил вялотекущие твиттерные разборки из-за Хлои с Ламаром Одомом (рыцарское имя обязывает), но это к делу не относится.
В общем, опытным путем мы выяснили, что отсутствие защитных навыков значительно хуже влияет на непрерывность карьеры в НБА, чем фактор Хлои Кардашьян, и это, безусловно, главный парадокс драфта-2011.
Парадокс драфта №2: контракты Чендлера Парсонса (38)
Бесполезный факт драфта: если не переключить раскладку, то имя Чендлера Парсонса читается как «Срутвдук Зфкыщты».
Вы, небось, уже и не помните такого игрока. Освежу вашу память: это вынырнувший из ниоткуда паренек с внешностью участника бойс-бэнда, которого в первые сезоны начали сравнивать с Томом Чемберсом. Парсонс быстро завоевал место в старте «Хьюстона», попал во вторую пятерку новичков, а Роман Сприкут написал совершенно пронзительную статью и назвал его контракт одним из самых удачных решений в карьере Дэрила Мори. Билл Симмонс в своей драфтовой ревизии и вовсе вознес Парсонса на четвертое место, сразу после Кавая, Кайри и Клэя, а пятое отдал Фариду – sapienti sat. Затем Парсонс пару лет поиграл в «Далласе», где вроде как упрочил свой околозвездный статус, но уже появились зловещие признаки скорых невзгод – оба сезона он заканчивал в лазарете.
И тут на авансцену вышел «Мемфис». Фронт-офис «Мишек», судя по всему, тоже очень хотел, чтобы Роман Сприкут написал про них хвалебную статью, поэтому выкатил Парсонсу максималку. Желание Роберта Пера сбылось – в новую статью Романа «Гриззлис» действительно попали. Статья называлась «Худшие контракты НБА» и Парсонс в ней шел почетным первым номером. К этому моменту его уже официально вывели из ротации команды, потом он окончательно доломался, а финал у истории вообще получился трагичный – в машину Парсонса влетел пьяный дегенерат, Чендлер получил серьезные травмы и, судя по всему, на этом большой баскетбол для него закончился.
Вот вам еще пример дуализма. 29 июня 2016: «Заслужил максималку, потому что я очень хорош». 27 марта 2017: «Я отвратителен». Прошло меньше года, а как изменилась риторика! Видимо, пьянящий южный воздух Теннесси странным образом трезвит.
Парадокс драфта №3: Никола Миротич (23)
Серьезно, я до сих пор так и не понял, что это было. Миротич нашел свое место в НБА, прогрессировал, ему вроде как уже предложила хороший контракт «Юта», когда он вдруг плюнул на все и уехал в «Барселону». Есть два напрашивающихся объяснения: либо ему осточертела жизнь в США как таковая (знаю, в это трудно поверить, но бывает такое)…
Либо он просто постарался минимизировать встречи с Бобби Портисом. В это верится чуть больше.
УНИКС драфта: Эндрю Гаудлок (46)
Выпуск 2011 года дал казанцам всего одного игрока, зато оставившего след глубже, чем ударный кратер Садбери. Гаудлок отыграл в УНИКСе только сезон с 2013 по 2014, но успел взять MVP и во внутренней регулярке, и в Еврокубке. В плей-офф, правда, Гаудлока и его стритбольную манеру игры довольно быстро разобрали, но этого уже никто не помнит, а хайлайты остались.
Имя драфта: Чуквудиебере Мадуабум (56)
Даже не знаешь, что в этом нигерийском бигмене самое примечательное. Может, его имя, над которым он сам не прочь пошутить. Может, то, что он узнавал о своих многочисленных обменах из твиттера, потому что в какой-то момент сбился со счета. Может, то, что после него выбрали Атера Маджока и Тангуя Нгомбо. Может, то, что баскетбольная судьбинушка заносила нигерийца в чемпионаты Монголии (!) и Исландии (!!!), причем в Монголии он даже два раза становился участником Матчей всех звезд. Наконец, в 2017-18 годах Мадуабум играл за японский клуб «Сайбердайн Роботс» (шутку про этот клуб и Кавая Ленарда придумайте сами), так что Саре Коннор следовало бы присмотреться к парню повнимательней.
Факты драфта
Место проведения: Ньюарк, США
Дата: 23 июня 2011 года
Играли в НБА: 54 игрока из 60 выбранных
Участники Матчей Всех Звезд: 7 игроков (Кайри Ирвинг, Клэй Томпсон, Джимми Батлер, Айзейя Томас, Никола Вучевич, Кавай Ленард, Кемба Уокер)
---------------------- ВНИМАНИЕ ПРОЧТИ ВЫДАВИ КРАН ВЫДЕРНИ СТЕКЛО ----------------
Поскольку, к сожалению, исчезающе малое количество людей читает мой прекрасный пустой телеграм-канал, перепощу сюда информацию о СУПЕР-ПРОЕКТЕ1111, который я недавно задумал.
Мой драфтосериал которому в январе стукнет, страшно сказать, семь лет, разросся уже до неприличия – шестнадцать серий и вскорости воспоследуют новые. Однако проблема старых текстов – их обычно никто не читает. Я не такой: если я, скажем, заинтересовался чьим-то блогом, то могу всю ночь сидеть и втыкать в экран, листая старую тетрадь расстрелянного генерала (с). Но тенденция в целом такова.
Поскольку мой сериал – это именно сериал с постоянными рубриками, перекрестными ссылками и т.д., а не просто кучка отдельных текстов одной тематики, возникают известные неудобства. Во-первых, для меня: в ранних главах было много чего хорошего, что жалко потерять. Во-вторых, для новых читателей, которые не читали старые тексты и могут просто не понимать давно устоявшихся мемов или каких-то специфических сюжетных веток. Скажем, я уже запарился в каждом новом выпуске объяснять, что такое «Поправка Маркуса Кэмби», которую я ввел еще во второй серии, посвященной драфту-96. А ведь она вышла, на минуточку, в январе 2015 года. Те мои читатели, кто тогда только пошел в первый класс, уже, извините, облысели, нянчат внуков и простатит – короче, просто вспомним мем со стремительно стареющим Мэттом Дэймоном.
Еще одна проблема – многие фрагменты заметно устарели, прямо как Мэтт Дэймон, особенно те, что писались по мотивам позднейших событий. Например, абзац про Мэйо я бы сейчас написал совсем по-другому. Ну, или Дуайт Ховард, которому я в 2016 году предрек карьеру без титулов. Несколько раз мне справедливо указывали в комментариях на какие-то неточности или моменты, которые я упустил. Некоторые куски (не целые тексты, но значимые фрагменты) мне откровенно не удались, а некоторых я просто стыжусь. В общем, тексты, с первого до последнего, нуждаются в редактировании – иногда легонько пройтись кистью, а иногда и запилить полноценную реставрацию.
И вот о чем я подумал. Уже написанного текста набралось на 250 тысяч знаков, а разрастется оно при редактировании еще раза в полтора. Так почему бы на этой основе не запилить ПОЛНОЦЕННУЮ КНИЖКУ С КАРТИНКАМИ?
Естественно, это будет электронка: издавать в бумаге книгу про баскетбол в России никто не станет, а издаваться за свой счет ограниченным тиражом совершенно бессмысленно и вообще путь слабых. Тем более, электронку легче распространять, можно красиво оформить, и никуда не пропадут миллионы гиперссылок, которые у меня есть в каждом тексте. Наконец, со временем в нее можно будет банально добавлять новые главы.
Конечно, я бы уже сейчас мог сляпать все тексты в один документ как есть, переформатировать в пдфку и предложить аудитории – братишки, я вам покушать принес. Получится убогая хренолыга без начала и конца, поэтому книшку нужно оформлять. А сделать это я хочу красиво, с офигенной обложкой и внутренним дизайном, и, вероятней всего, даже обращусь за помощью в оформлении к неким профессионалам. Кстати, уважаемый Артемий Татьянович и другие дизайнеры-верстальщики, которые это читают, если у вас есть опыт подобных мероприятий, черканите в личку, пожалуйста, чтобы я хоть примерно вошел в курс касательно масштаба работ.
Все это может вызвать у вас чувство, что я хочу второй раз всучить клиенту уже съеденную картошку. Это, безусловно, не так. Тексты надо сильно дополнять, а иногда даже переписывать с нуля. Их необходимо актуализировать и отвязывать от момента написания статей: скажем, если вы в 2024 году прочитаете про «кошмарный Финикс трехлетней давности», это может вызвать некоторое недоумение. Нужно добавить полноценный глоссарий с расшифровкой постоянно встречающихся терминов типа той же Поправки.
А главное – чтобы все это не казалось просто набором статей, нужно будет придумать некие концептуальные интерлюдии, которые смогут связать тексты в единое целое. Причем характер этих интерлюдий я себе еще даже примерно не представляю. (Пока придумались какие-то диалоги с воображаемым Биллом Симмонсом, в которых я стебусь над его прогнозами, но это, конечно, МАКСИМУМ КРИНЖА). В общем-то, это и будет некое российское подобие «Книги баскетбола» для бедных, но со своими специфическими фишечками. Некоторыми текстами я вполне доволен, а чем-то даже горжусь, так что они вполне заслуживают… как это сейчас говорится, рефорджд? Ревайсд? Тотал эдишн? РАХОНКАТ? Короче, мой опус магнум. Ведь я даже старше Леброна и почти ровесник Скотти Пиппена – пора задумываться о Наследии, которое легко забыть, трудно потерять и невозможно найти.
(Да, если у вас возник зумерский вопрос «ДА КТО ВООБЩЕ В НАШЕ ВРЕМЯ ЧИТАЕТ КНИШКИ», отвечу так: в первую очередь это нужно для систематизации материала, и вы по-прежнему можете считать это сборником статей, которые можно читать в любом порядке).
Распространяться все это будет совершенно бесплатно, разумеется, но если кто захочет немного компенсировать бедному художнику затраченное время и, скорее всего, деньги, которые уйдут на оформление, – сделать это можно по ссылке https://sobe.ru/na/kniwka_ot_rahona или непосредственно на карту 5106 2180 3226 0200. Ваша поддержка очень важна – она позволяет не отвлекаться на всякую рутинную мутотень и писать то, что и мне и вам нравится.
В общем, такие вот дела. Клим Саныч – мое почтение. Дементий, неси свиней.
Фото: Gettyimages.ru/Mike McGinnis, Ezra Shaw, Mike Stobe, Christian Petersen, Nick Laham, Ronald Martinez, Scott Halleran; East News/AP Photo/Tony Gutierrez
Спасибо тебе. Обалденный цикл, продолжающий оставаться всё на том же обалденном уровне. Спасибо.