Кризис жанра?
Выдающий режиссер Максим Воронков в работе над шедевром «Кавказская пленница-2» пришел к выводу, что старые формулы кино больше не работают. Кинематографу в его привычном виде нечего предложить нового – либо слишком много ярких красок, либо слишком много серых. Максим Воронков дерзнул шагнуть дальше, в области, в которые до него вступали только по-настоящему выдающиеся мастера, уровня Гринуэя и Феллини. Максим Воронков решил снять не фильм, а киноаттракцион, который бы следующий шаг в искусстве кино – в безумном чардаше мыслей он решил совместить в своем творении фильм, игру на мобильном телефоне, дань уважения оригиналу, дань уважения «Инкерману», дань уважения современной культуре, дать уважения Илье Олейникову, Юлия Гусмана, музыкальное караоке, невиданные доселе спецэффекты и многое другое. Кино должно было удовлетворить вкусы абсолютно всех – вызывать ностальгическую улыбку у стариков и вызывать интерес у молодежи. «Кавказская пленница-2» должна была стать смесью Дома-2 и «Так говорил Заратустра» - стрелой тоски по будущим лучшим временам.
Горделивый эксперимент провалился с таким жутким треском, что позавидовать ему мог бы вылет Клипперс от Наггетс – если бы масштабы происходящего были сколь-нибудь сопоставимы. Получился не аттракцион – получилось говно, и для понимания этого факта фильм даже не стоило смотреть, точно также как в свое время для осуждения Пастернака не стоило его читать. О причинах провала Воронкова разговор должен состояться в другом месте; пока же ответим на вопрос – а причем здесь, собственно говоря, баскетбол НБА?
По большому счету, не при чем. Но именно с так и не существующем в природе киноаттракционом Воронков баскетбол НБА хотелось бы сравнить. Ведь здесь есть абсолютно все, что душе угодно. И даже немного баскетбола.
Впрочем, не баскетбол сам по себе нас интересует в первую очередь. Чтобы осуждать Пастернака, обезьянничать по поводу Воронкова или обсуждать НБА, не нужно ни читать, ни смотреть, ни понимать. Предположить, какая из команд Восточной конференции будет в Финале, можно, даже не дожидаясь, пока главная звезда команды начнет слежку сама за собой, а затем, по заветам Хью Лори, признается себе, что спит с другим. С тем, кто выйдет в финал на зубодробительном Западе, все намного сложнее.
Мир НБА в головокружительности, сменяемости ситуаций, картин, тошнотворности положений действительно похож на аттракцион, захватывающий дух, чтобы затем вывернуть тебя на изнанку. Должно быть, год назад в одной из социальных сетей, после прочтения об очередной его травме, я поместил Джона Уолла в форме Уизардс себе на аватару не ради поддержки – нет, я не верю, в связь, не верю, что поддержка человека из Тмутаракани может приятно согревать сердце зажравшемуся миллионеру из Вашингтона, также как всегда изумляюсь цветам на могилах – старина Шенкли был прав, если вы любите человека – несите ему цветы при жизни. Эта картинка должна была напоминать мне, что что бы ни случилось в этой Лиге Американских горок, какие бы приступы тошноты она не вызывала – а я так не люблю высоты и побед ЛеБрона Джеймса – будет человек, возвращение которого на паркет после всех травм озарит прекрасными ностальгическими закатными зорями всю Лигу. Мне так хотелось увидеть Уолла на паркете Уизардс, простейшее попадание из-под кольца и протяжное, гнусавое «Джооооон Уоооооллл» от домашнего диктора. Мысль о том, что Джон Уолл еще всем покажет, защищала меня от безумий Ирвинга, убогости Тимбервулвз, перепуганности Свята, титула ЛеБрона. Безоговорочно, без тени упрека прекрасным событием за все время отсутствия Уолла на паркете в НБА была только та самая игра Роуза в составе Тимбервулвз против Джаз. И ожидание Джона Уолла.
Чем ближе было возвращение Уолла, тем волнительнее на душе становилось. Какое решение пример руководство – сохранят Брэдли Била или нет, будет ли команда с Уоллом бороться – или сливать? Хотелось, чтобы Билл остался – этот парень своей изумительной грацией (считаю Брэдли по совершаемым им движениям на паркете эстетически совершенным баскетболистом) запал в баскетбольную душу, пусть и на вторых, вспомогательных ролях, еще тогда, вместе с Уоллом, со времен их походов за Вторым Раундом Восточной Конференции. Только бы Била не обменяли! Только бы им дали шанс!...
Когда я прочитал, что Джон Уолл, после настойчивых требований об обмене, ибо он не хочет быть второй звездой в команде – а какой еще нахрен звездой ты мог быть в команде с Брэдли Билом после двухлетнего простоя, Джон?? – обменян в Хьюстон Рокетс, по ощущениям это было похоже на то, как если бы я, страдающий акрофобией, проснулся в кабинке чертового колеса, застрявшей в своей наивысшей точке. Моя первая реакция – бессилие и панический страх, несмотря на все подготовительные новостные работы до – я не обомлел от ужаса, я не мог поверить. Этого не может быть. Два года жизни, два года жизни!..
Моей второй реакцией была тошнота, не только как физическое ощущение, но как экзистенциальное состояние, свойственное Антуану Рокантену. «Прощайте, уроды!». Давал ли Джон Уолл лично мне обещание никогда меня не огорчать и не покидать Уизардс? Нет, не давал. Давал ли Джон Уолл основание заподозрить себя в здравомыслии? Нет, не давал.
Я знаю, что НБА – это бизнес-аттракцион, и что здесь каждый поступает сообразно своей выгоде, сообразно своему эго, которое у Джона всегда было непомерно. Скрипя сердцем, обливающимся благородным гневом, я бы принял – разве можно не принять погоду за окном? – обмен Джона Уолла, желающего в Уизардс остаться – но клуб бы поступил, как было лучше для организации. Но обмен Джона Уолла по просьбе Джона Уолла.. Нет, это было выше моих сил. Я вспоминал слезы Джона от 8 декабря 2014 года, один из самых эмоциональных моментов за все время моего интереса НБА, и не мог поверить, что все закончилось. Что все закончилось настолько бесславно, вот так. Что Джон Уолл больше не в Уизардс, что в ростере Уизардс больше нет Джона Уолла. Что два года я ждал Ничто.
Чтобы давать прогнозы, желательно за баскетболом не следить. Я слежу за ним не как специалист, не как болельщик какой-то из команды – хотя, признаюсь, с помощью замечательного блога и замечательных статей, с помощью замечательного ростера и моего любимого центрового все же есть команда, болельщиком которой мне хочется быть сейчас, чтобы потом не прозвали глорихантером; я слежу за игрой не как поклонник игры. Я слежу за игрой, как тмутараканская деревенщина, которой по лотерее достался бесплатный билет в аттракцион "НБА", включающий в себя все - инстаграм девиц Финикса, семейство Кардашьян, обмены, скандалы, интриги, расследования, коллаборации и коллаборантов, интервью Кайри Ирвинга, и, о чудо, совсем чуть, совсем немного баскетбола. И чтобы не испытывать тошноту по поводу того, во что превратился современный больной безумный мир, нужно это ощущение тошноты полюбить. Нужно этому ощущению тошноты соответствовать.
Потому - да здравствует новые Уизардс, которым я желаю только счастья и вылета в Финале Конференции от Бруклина - просто поразительно, как сильно окружение формирует человека и насколько мое отношение к Уэстбруку, почему-то, по непонятным для меня причинам от ненависти времен Оклахомы до симпатии и сочувствия временам после. Потому, посмотрев лишь нарезку успешных моментов первого матча предсезонных поединков я знаю, кто будет в Финале НБА от Запада. Все не так и важно – двухгодичные несбывшиеся большие надежды, травмы, недомолвки, «предательство», Тошнота. Ерунда это все, Джон. Аттракцион продолжается. Ты вернулся, и ты счастлив. Университетский друг Казинс, так раздражавший во времена расцвета и с такой теплотой воспринимающийся сейчас, переломанный, на негарантированных контрактах! Счастлив ли ты, Джон, до первого повреждения; до второй предсезонной игры и разгромного поражения; до третьей совместной игры с Джеймсом Харденом, который не уйдет и поругается с тобой именно в матче под номером три; счастлив до четвертых четвертей, где ты, Джон непременно примештся выстраивать кирпичную стену из своих бросков с ведения? Возможно. Скорее всего. Пусть так. Возможно, Джон, Хьюстон с тобой в качестве лидера не будет в главном Финале НБА, и пускай путь вам преградит еще более симпатичная команда с симпатичной историей. Как насчет возвращения - моя сентиментальная душа так любит возвращения - Рикки Рубио - волею судьбы я смотрел практически все матчи Рикки за Джаз и должен сказать, что Рубио да Ройс были единственными, кто не потерял лицо и тащил команду в позорно слитой серии Хьюстону в плейофф НБА 2019 года, и именно после той серии Рикки для меня - как родной человек. Родной человек, вернувшийся в родные пенаты. Парням из Миннеаполиса уступить будет не зазорно, Джон, лично я так считаю.
Но главное, Джонни, что ты вернулся, и этот факт отрицать невозможно. А значит аттракцион невиданной глупости (привет, Кайри), тщедушности (Свят!), суетливости (Карл-Энтони, мое почтение), жадности (это про тебя, Джон) и прочего, прочего под названием "НБА" продолжается.