10 мин.

В ногу со временем. Какие команды являются адептами «Мориболла», а какие старой школы?

Баскетбол, как и любая другая игра, меняется со временем. Сейчас уже никто не играет на площадках, огороженных металлической сеткой, не атакуют пока не надоест, не бросают "из-под юбки", но бросают трёхочковые. Однако развитие игры происходит постоянно и не только революционным (введение счётчика 24 секунд или линии трёхочкового), но и эволюционным путём. Во время одного из этих эволюционных изменений мы и живём. В последние годы математика (в это понятие я включаю и статистику с аналитикой) прочно вошла в мир баскетбола НБА и также прочно ассоциируется с фигурой Дерила Моури, выпускника Северозападного и Массачусетского технологического институтов, который с 2007 года является генеральным менеджером Хьюстона.

В чём же заключается это эволюция баскетбола? Главное отличие "modern basketball" от классического -  это построение игры таким образом, чтобы минимизировать количество низкоэффективных бросков и максимизировать количество высокоэффективных соответственно.

Простой пример: в НБА трёхочковая линия находится на расстоянии 23 футов и 9 дюймов от кольца (22 фута от кольца по углам). Допустим, у нас есть игрок А, который выполнил множество попыток и мы достоверно знаем, что прямо напротив кольца он бросает с 22 футов с показателем 45%, а с 24 футов 42%. Логично, что с более близкой дистанции он бросает чуть лучше, но загвоздка тут в том, что бросок с 24 футов - это уже трёхочковый и точное попадание приносит в полтора раза больше очков. Грубо говоря, если каждое владение будет заканчиваться броском с 22 футов, то игрок будет приносить 90 очков на 100 владений, а если с 24, то 126. Казалось бы незначительные 3% разницы в итоге дают пропасть между худшим и лучшим нападением All-Time. 

С этими нехитрыми выкладками в нашу жизнь входит "Shot selection". Его суть описана выше, просто укажу, что эффективными считаются броски из-под кольца и со штрафного (ввиду высокого процента реализации), а также из-за трёхочковой дуги (ввиду дополнительного балла). Такой выбор бросоков в шутку называют Moreyball, в честь генменеджера Хьюстона и по аналогии с Moneyball Билла Бина (кстати русскую версию книги читать не советую. Переводил человек абсолютно далёкий от бейсбола и объяснение в полстраницы, что такое OBP, к середине которого ты забываешь, что за книжку ты читаешь, это больно).

Второе отличие, вытекающее из первого - это увеличение темпа игры. Можно прочитать много упрёков в адрес Уэстбрука, что он собирал свой трипл-дабл в эпоху быстрого нападения и что его триплы не стоят и двух подборов из триплов Джейсона Кидда в 90-ые, когда темп был гораздо ниже (обычно при этом забывают сказать, что другой обладатель трипла в среднем за сезон, Оскар Робертсон, играл в гораздо более слабой и ещё более быстрой Лиге, чем Уэстбрук. Но ветеранов обижать не принято, а вот людей, носящих оправы без стёкол, очень даже можно).

Почему увеличение темпа игры вытекает из shotselection? Просто создавать "хорошие" броски проще, когда защита не готова и не выстроилась чёткими и плотными редутами. И быстрые атаки на ранних секундах владения, а ещё лучше транзишины, в этом помогают как нельзя лучше. 

Как меняются команды под новыми веяниями игры и можно ли быть успешным, играя в олдскульный баскетболл? Есть разные способы оценки "современности" нападения команд, остановимся на двух. Первая - это диаграммы Яна Леви с Nylon Calculus с оценкой стиля игры в атаке. Диаграмма представляет собой ромб, где в каждом из четырёх направлений откладывается положение команды в Лиге и получившийся четырёхугольник показывает насколько "современно" нападение клуба (чем дальше от центра, тем лучше с точки зрения modern basketball). Именно современно, а не сильно, что хорошо видно на диаграмме Торонто. Канадцы не были слабыми ни в одном из двух сезонов (ну до встреч с Леброном), при этом в сезоне 2017-2018 они очень ускорили игру и кардинально улучшили выбор бросков. Более подробно о диаграммах можно прочитать в самой статье, но из-за размытых формулировок о том, что включает в себя каждая категория, посчитать самим не получиться.

Вторую систему оценки я подсмотрел в блоге Стивена Ши, автора книги Basketball Analytics: Spatial Tracking. Суть его в том, что берётся четыре переменные, на их основе считается результирующий показатель, который и показывает насколько современно играет нападение команды. Там тоже не говорится как именно этот результирующий показатель вычисляется, но сравнение моих изысканий с показателем Ши показывает, что они почти идентичны (коэффициент корреляции 0,98).

Итак начнём.

Все данные взяты с сайта stats.nba.com 

В нашем исследовании мы используем четыре показателя: GoodShot%, Secondary Assists, average second per touch и RelOSpeed. 

GoodShot% - процент высокоэффективных бросков от общего числа. Рассчитывается по формуле:

GoodShot%=(RESTRICTED AREA - IN THE PAINT(NON-RA) - MID-RANGE + 3s + FTS) / Total shots

FTS - Free throw shots считается как количество штрафных попыток, делённое на два. Это немного грубый подсчёт, но он не играет определяющей роли.

Secondary Assists - это вторые (хоккейные) передачи. Она начисляется, если передачи сделаны в течении одной секунды и без дриблинга игрока, который вторую передачу получил. Обычно это можно наблюдать, когда движением мяча раскидывается защита на периметре с целью вывести игрока на хороший бросок.

Пример (вторая передача Майка Конли)

average second per touch - среднее время на касание. Чем оно меньше, тем быстрее двигается у команды мяч.

RelOSpeed - отношение средней скорости атаки команды к средней скорости защиты. Чем оно больше, тем быстрее атакует команда (что хорошо) и медленней защищается (что тоже хорошо, потому что означает меньше быстрых атак соперника).

Посмотрим изменения на протяжении 3 последних сезонов, сначала каждый показатель в отдельности, а затем и результирующий их. В таблицах указаны значения в каждом из трёх сезонов, а также изменения между сезонами, выраженные в процентах. Я не буду особо много расписывать полученные значения, пройдусь по основным лидерам/аутсайдерам. т.к. каждый сам сможет посмотреть интересующую его команду.

GoodShot%

Shotselection не зря называют Мориболлом. По выбору бросков Хьюстон опережает преследователей на 10 пунктов. В числе отстающих Сакраменто, Сан-Антонио, Миннесота (Том Тибодо). В целом, количество эффективных бросков растёт, самые впечатляющие рывки у Бруклина между сезонами 2016-2017 (у сезонов указан год их окончания), сразу на треть, а также у Торонто и Детройта между двумя последними. Только шесть команд идут против течения и ухудшили свой shotselection. Одна из них это Голден Стейт в последнем сезоне, что во многом связано с высокой планкой, а также травмой Стефа Карри.

Secondary Assists

Общее количество вторых передач также растёт, что хорошо соотносится с ростом количества трёхочковых, ведь обычно вторые передачи получаются именно при "раскидывании" защиты на периметре. Здесь трио лидеров ГСВ, Сан-Антонио и Филадельфия. 76-ые увеличили количество своих вторых передач на 70% во многом с приходом молодёжи из процесса и приобретением качественных снайперов, например Реддика. Также на 50% и более увеличили свои показатели Торонто и Лейкерс. Среди аутсайдеров Хьюстон, играющий множество изоляций, Портленд и Финикс, где Элфрид Пейтон и видимо просто некому отдать передачу. Стоит заметить падение Атланты, от одной из команд-лидеров до команды-аутсайдера, что связано с изменениями в составе Хоукс.

Average second per touch

Среднее время на касание в целом за три сезона неизменно, поэтому максимальные колебания происходят в диапазоне +/- 10%. С приходом Пола у Хьюстона время касания выросло на 30 сотых секунды и стало предпоследним в Лиге. Портленд стабильно худший, ГСВ стабильно лучший, а наибольшее уменьшение времени показали Лейкерс, Филадельфия и Детройт.

RelOSpeed

Отношение скоростей в нападении и защите также остаётся неизменным на протяжении 3 сезонов. Это показатель ещё более стабильный, чем время на касание и максимальное изменение - это +7,25% у Филадельфии между сезонами 2016-2017.  Здесь в очередной раз лидер ГСВ, наибольший рост, помимо 76-ых, снова показывают Лейкерс и Торонто, а также Чикаго в последнем сезоне. У Бостона эта разница падает оба сезона и на 5% в целом, а у Хьюстона в последнем, после прихода Пола.

Amount

А это результирующий показатель, сводящий четыре категории в одну. По примеру остальных авторов я не буду раскрывать, как он рассчитан (хотя это секрет Полишинеля и разгадать его не составит труда). Также в столбцах сравнений годов указаны не проценты, а просто разница между значениями. 

Голден Стейт в большим отрывом держит пальму первенства в каждый из трёх сезонов. Splash brothers, трёхочковые с девяти метров, трёхочковые с десяти метров, трёхочковые с другой стороны мексиканской границы, пятёрки смерти, где сумасшедшее движение мяча засчёт передач. Как говорит классик, вот это вот всё. Также дополнительные баллы ГСВ должен получить за прогресс Лейкерс, которые при Люке Уолтоне (выходце из штаба Керра) за два сезона проделали путь от самой ретроградной команды до уровня "современности" выше среднего. Стоит отметить резкое изменение стиля игры Торонто, которые от боттом-5 в прошлом году проделали путь в топ-5 в последнем сезоне. Итог, правда, оказался одинаков: 0-4 от Леброна. Изменения в стиле и победы в регулярном чемпионате помогли Дуэйну Кейси получить звание "Тренер Года", а Леброн помог перевести свои таланты в город моторов. Большой рост показала Филадельфия, где молодая банда франчайзов и опытные снайперы на дуге. И это ещё Симмонс не бросает трёхи, а Фульц не бросает вообще!

Даллас за три сезона прокатился на аттракционе "В 90-ые и обратно", сначала показав самое мощное снижение рейтинга, а затем второй по величине рост. В сухом остатке Маверикс вернулись к уровню чуть выше среднего, пока увы только в этом рейтинге. А вот Атланта дошла от второй после ГСВ команды по рейтингу в сезоне 2016 до уровня ниже среднего в 2018, потеряв 4 пункта. Побед и игроков за это время Атланта потеряла ещё больше.

А теперь вместе с Крисом Полом перейдём к подвалу рейтинга. Именно туда отправился Хьюстон из топ-10 после прихода СР3. Учитывая рост Клипперс на 1,23 пункта в последнем сезоне, это не просто совпадение. С другой стороны, приход Пола позволил установить рекорд Рокетс по победам и выиграть регулярку, а также биться в семи матчах против пятёрки (а кто-то скажет, что и восьмерки) игроков ГСВ на площадке. Отметим. что Хьюстон продолжает лидировать по shotselection и все падения пришлись на скоростные показатели, т.е. Хьюстон не стал бросать с "неправильных" дистанций, а стал медленнее двигать мяч. 

Там же, в подвале, обитает Портленд с двухголовым монстром Лиллард-МакКолумм, Миннесота с просто монстром Тибодо и Индиана, у которой с уходом Джорджа и приходом Оладипо упали и так не высокие показатели рейтинга.

Ну и напоследок рассмотрим есть ли взаимосвязь между движением в ногу с прогрессом и количеством побед у команды. При необходимом показатели значимости (p<0,05) мы имеем корреляцию 0,284. Т.е. при прочих равных, команда, играющая в более современный баскетбол, имеет лучшие шансы на победу, чем более консервативная команда. Однако эта корреляция несильная, что и показывает пример Хьюстона, имеющего 65 побед в прошедшем сезоне, а также Портленда, Миннесоты и Индианы, игравших в плей-офф. Так что если вы наберёте снайперов из G-Лиги и под угрозой расстрела запретите им бросать двухочковые не из-под кольца и держать мяч дольше трёх секунд, это вряд ли поможет вашей команде попасть в плей-офф, а вот вам прослыть Билли Кингом самым некомпетентным менеджером вполне.