Почему Алексей Швед может, наконец, стать лидером сборной
Кто есть лидер? Каким он должен быть? Как найти этого лидера?
Давайте сразу сузим поле: речь идёт, понятно, о спортивных командных играх. В нашем случае — о баскетболе. Так кто же он, баскетбольный лидер, и каков он? Тот, кто, как говорится, делает партнёров лучше? Самый мощный, грозный альфач? Проводник тренерских идей на площадке? Самый очкинабирающий, отскокиподбирающий, результативнопередачистый?
Пожалуй, подумал я, лидер — это тот, за кем идут его сокомандники.
Чаще в разговорах о «настоящем лидере» имеют в виду первую (делает-партнеров-лучше) и последнюю (за-ним-идут) позиции вышеприведённого списка. А когда лидером назовут самого забивного игрока, но не очень хорошо, по мнению публики, влияющего на командную игру, это часто находит возражения.
И если лидером мужской сборной России по баскетболу вы вдруг неосторожно назовете Алексея Шведа, готовьтесь отстреливаться. Впрочем, лучше сразу с позором бегите.
Что мы знаем о Шведе? Что мы нередко видим в его игре? Абсолютно произвольно и не всегда удачно выбирает момент для броска. Порой лениво предпочитает трёшки проходам. Совершает много необязательных потерь. Не отрабатывает должным образом в защите. Не всегда достаточно заигрывает партнёров. Свои 20-30 очков набирает с неважнецким процентом попаданий.
Всё это так. Я и сам бы отреагировал скептически на слова о лидерстве Шведа в сборной команде (как там в «Химках», я не в курсе, ибо матчей, кроме пятого с «Зенитом», не смотрел). Но то раньше. Ведь сейчас я вижу другое: есть шанс, что Швед, наконец, станет лидером сборной. Не самым мастеровитым, не самым забивающим, не самым обыгрывающим один в один. А тем, за кем партнёры пойдут в спортивный бой.
Сейчас наша сборная готовится к Евробаскету. Я постарался посмотреть побольше подготовительных матчей, удалось увидеть далеко не все, но на Шведа несколько раз поглядел. И если до микротравмы он занимался вышеперечисленной ерундой (тем, что мы о нём знаем), как будто ему охота скорее в отпуск, а не вот это вот всё, то на последнем товарищеском турнире он был уже другим.
Бросками не злоупотреблял. Хорошие ситуации в атаке для партнёров создавал. Передачи от просто хороших до шикарных выдавал — если бы после них почаще попадали в кольцо, ходить бы Алексею с дабл-даблом в среднем за турнамент. Под кольцо смело проходил. Мячей почти не терял. Даже выражение лица показывало собранность. В защите, правда, цепным псом себя всё равно не проявил. Но не будем ожидать невозможного.
Самое главное, впрочем, даже не это — мы знаем, как ярко и при этом полезно Швед может играть, другой разговор, что не всегда он это показывает. Важно то, что из этого следует.
Когда Алексей был в розыгрыше (даже если на площадке находился другой номинальный РЗ), игра имела структуру, маневры игроков были частью общего движения, и если даже атаки не заканчивались попаданиями в кольцо, они чаще выглядели логичными, чем не выглядели. Мяч «застревал» редко, но если и останавливался, то в руках Алексея, а это даёт больше шансов на успех, чем если бы за пять секунд до конца владения в роли «решалы» оказался Дмитрий Кулагин, например.
Когда Швед садился на скамейку, всё становилось несколько иначе, и не в лучшем смысле.
Я к тому, что игра Шведа сильно влияет на игру всей команды. Впрочем, это мы и так знали. Но всегда больше бросались в глаза негативные примеры. Сейчас удалось увидеть пример позитивный: собранная игра Алексея структурирует нападение сборной. А после хорошего нападения игроки и защищаются охотнее.
Хотя я и не знаю «внутренней кухни», Швед в любом случае не похож на лидера-вожака, лидера-ментора. Но его игра — даже пусть пока проблески желанной игры — дают партнёрам то, на что они могут опереться.
В этом-то и весь цимес. Швед берёт на себя, может быть, самую важную ответственность в сборной — ответственность за бросок в сложной ситуации. Снайперы, которые могут хладнокровно попасть с сиреной, у нас и раньше были, и сейчас есть, но эти ситуации они не смогут создать себе сами. А Швед может. И создаёт.
Сужу по собственному опыту занятий разными командными играми: когда ты знаешь, что можно опереться на нечто подобное, ты готов помогать взявшему ответственность изо всех сил. Если у партнёров есть понимание важности того, что им даёт их лидер, они будут стараться как могут. Проделают всю черновую работу за него. А в «беловой», окрылённые своей же напористостью, могут даже прыгнуть выше головы. Например, вальнуть на несколько трёшек больше своей нормы или устроить block party под кольцом.
Мне лично при просмотре матчей показались проблески единой команды. Той, где все борются не просто из какого мифического чувства патриотизма, а друг за друга. Даже не очень, наверное, изысканный в плане баскетбольных навыков Владимир Ивлев проявляет себя, даже просидевший свои таланты на скамейке ЦСКА Дмитрий Кулагин собран и заряжен, превозмогая свои косяки и глупые потери. И это мы еще не сказали об игроках старта.
Все эти прелести, конечно, возможны при некотором условии. Сокомандники должны быть достаточно умны и хорошо готовы выполнять необходимое на площадке. Я думаю, такие люди в сборной есть. А остальные могут ими стать. Но без лидера, на которого можно опереться и за которым можно идти, это не могло бы воплотиться в реальность.
Может быть, мне всё привиделось. Может, Алексей со стартовым свистком матча против турок начнёт терять мячи и пулять напропалую, партнёры сникнут, не увидем мы прыжков выше головы и даже на её уровне, и вообще не было никаких воодушевляющих товарищеских матчей, никакой сборной и никакого Шведа.
Но я уверен, что всё это осязаемо. Предпосылки есть — теперь дело за тем, чтобы ими воспользоваться. А Швед может, наконец, почти в тридцать лет, стать лидером сборной России. Осуществить то, чего мы так давно ждём, уже отчаявшись получить желаемое.