Итальяно веро. Драфт НБА-2006
В блаженные беспулялочные времена, когда НБА еще можно и нужно было смотреть, ценились настоящие, классические, олдскульные большие.
И какое же это было время!.. Мяч почтительно доставлялся «большому» в пост, где и оставался навсегда. Центровой располагался в «краске» с бокалом бренди, хорошей сигарой «Партагас», вторым томом «Властелина колец», вдумчиво слушая треск поленьев в камине и поскрипывание пластинки с золотыми хитами «The Ink Spots». Толкаться жопой, выигрывая позицию, можно было неограниченное количество времени. Три секунды свистели примерно через десять, пять секунд свистели примерно никогда. Дух старой школы царил во всем.
В 2006-м году произошло удивительное. В финал НБА вытащил свой бедовый «Даллас» семифутер новой формации – неуклюжий европейский хрен, украденный на драфте Доном Нельсоном у незадачливых «Оленей». Хрен был вроде бы мягковат на подборе, слабоват в защите, не поражал каскадом финтов как Хаким или гурманскими пасами как Уэббер, но зато уж наливал – будьте-здрасьте (налил в итоге тридцать тысяч и останавливаться пока не планирует)
В начале нулевых я прочитал в газете «Спорт-Экспресс», что Новицки – это, дескать, второй Ларри Берд. Я вспомнил уродливые одноногие броски с отпрыжкой и радостно засмеялся. (Кстати, коллега Хрусталев однажды напомнил, что те же люди решались и на более смелые, радикальные сравнения – с их точки зрения Новицки был «высоко прыгающим, быстро бегающим и прекрасно координированным Валерием Дайнеко»).
Руководители клубов НБА смеяться не любят – они исключительно серьезные, деловые люди, зачастую с больной печенью и псориазом от нервов, они анализируют, прикидывают, формируют тренды и предугадывают их. Эти сразу поняли, куда ветер дует – поиски второго Валерия Дайне... Дирка Новицки начались задолго до финала-06.
- Первый пик драфта: Андреа Барньяни
Искали везде, руководствуясь даже принципами внешней схожести: обратите внимание, как напоминает Барньяни молодого Дирка с его странноватой улыбкой. Нашли в Италии; и недавно заступивший на пост генменеджера Брайан Коланджело радостно написал с шести фейковых аккаунтов в твиттере, что парня надо брать.
(Оказывается, твиттер тогда уже реально существовал, да, сам в шоке).
Дальше началась трагикомедия: из Барньяни усердно лепили нового Дирка, ломали под него игровую модель, ущемляли уже состоявшуюся звезду – Криса Боша, который и до этого поныть любил, а тут и вовсе растерял остатки клубного патриотизма. Коланджело дошел до того, что объявил Барньяни улучшенной версией Новицки.
Реальность между тем была жестокой: на фоне итальянца Новицки выглядел Чемберленом подборов и Расселлом защиты, а разрекламированные атакующие скиллы Барньяни особого импакта не давали. Ну набирал человек раз в жизни по сезону 20+ очков, так что ж ему за это – ноги целовать? Потом была попытка перезагрузить карьеру в «Нью-Йорке», всеобщее посмешище, «The Fly» как венец карьеры, нарастающая апатия, пыль, паутина, забвение.
Сейчас Барньяни 32 года. Он совершенно здоров. Уже год как он не играет в баскетбол.
Вам это все никого не напоминает?
- Лидеры драфта: Ламаркус Олдридж (2), Брэндон Рой (6), Руди Гэй (8)
«Портленд» с Роем, Олдриджем, Оденом и прочими батюмами, которые здоровы, полны сил и все на детских контрактах – это могло быть дико интересно. Это и было интересно – до тех пор, пока проклятие «Портленда» не заработало на полных оборотах. С Роем случились колени. С Оденом – тоже колени и еще то, что до колена (мля, пацоны, извените, отдуши). Вот с Олдриджем ничего не случилось кроме внезапного разрастания задницы уже в «Сперс», но даже с задницей в итоге удалось договориться.
Но это все мог предсказать только Нострадамус, а на момент драфта руководство «Блейзерс» сработало безукоризненно. Сначала красиво развели Пэксона, впихнув ему за Ламаркуса четвертый пик и Виктора Хряпу, который в итоге сыграл за «Чикаго» сорок игр в ранге глубочайшего запасного. Дальше – больше. Выбранный «Миннесотой» Брэндон Рой отправился в Орегон, а в обратном направлении проследовал Рэнди Фой, весь в белом фраке. Оба эти случая будут подробно рассмотрены ниже.
Вроде все у «Блейзерс» было в шоколаде, но тут есть один специфический момент. Над ГарПаксами и МакФейлами можно позубоскалить, но что получилось в итоге: блестящий труд Причарда на драфте а) так и не привел к чему-то большему, и б) заложил под самого Причарда бомбу замедленного действия.
Потолком команды с Олдриджем в роли лидера оказался второй раунд. А той самой бомбой стал Брэндон Рой, которому дали 80-миллионный контракт, уже зная о всех проблемах своей суперзвезды с коленями.
Да, я понимаю, как это звучит. Безусловно, такое решение не могло быть принято без участия владельца команды, но в какой-то момент Причарду это (наряду с выбором Одена) припомнили и вышибли из команды с волчьим билетом.
Совет всем будущим ГМ-ам, читающим эти строки: парни, выбирайте откровенных, проверенных бастов, с них и спрос невелик, а то видите, как все может обернуться.
Если у Олдриджа по-прежнему все отлично, и в последнем сезоне он даже вернулся в ранге легитимной звезды, то с Роем, конечно, произошла настоящая трагедия – тем более несправедливая, если учесть образцовую трудовую этику и бешеное желание играть. (В то время как андрэи блатчи и тому подобная ленивая хренотень просаживает природный талант по китаям; и черт бы с ними).
- Бесполезный факт драфта №1: а вы знали, что у Гэя прозвище... эээ... «Великий Рудини»? Порой баскетреф поражает.
Так вот, Гэй. В известном смысле Гэй очень близок Барньяни (господа гусары, попрошу проявлять свое остроумие в другом месте), разве что дольше держится в лиге за счет природных данных. В остальном – стандартная звезда для бедных, идеальный фэнтази-игрок, то ли Кори Мэггетти 2.0., то ли Пол Пирс 0.5., на основании которого Симмонс даже вывел целую теорию – о звездных игроках, чья команда начинает играть лучше, когда они оттуда уйдут. Еще и травматик. В прошлом сезоне Руди вроде бы окончательно забыл о звездных амбициях и откатал сезон в «Сперс» – в амплуа честного потного ролевика. За этим (а также за тоннами непотребного контента, обыгрывающего его фамилию) даже как-то забылось главное достижение Гэя – от щедрот отваленный Уоллесом контракт на 80 млн за 5 лет, который быстро переродился в один из самых токсичных контрактов конца нулевых. Это сейчас на фоне всяких соломонов хиллов такие цифры не вызывают душевного трепета, но вы почитайте тогдашнюю прессу!..
- Лотерейные ошибки драфта: половина лотереи
Иногда я думаю, что настоящая лотерея драфта НБА проходит примерно так.
Собираются в старой плантаторской усадьбе недалеко от Атланты человек семь-восемь генменеджеров – самых ледащих, самых безнадежных, которых не пустили даже на саммит худших генменеджеров Билла Симмонса. Устраивают свое пати – рассаживаются на ковре, разливают по бокалам «Блю Лейбл» под лиричные напевы Ноэля Кауарда. Долго шутят, вспоминают смешные истории из жизни: «А вы помните, как я выбрал первым пиком Энтони Беннета? А в коммюнике сказал, что вижу в нем потенциал Чарльза Баркли? Сцук, вот это ржака, пацаны, и они повелись! А я ведь имел в виду брюшной потенциал, гыгыгы!»
Пускают по кругу косячки, набитые [Роскомнадзор].
Ведут диалоги о рыбалке.
Потом один из генменеджеров снимает шутовской колпак, в него накидывают бумажек с именами игроков, вышедших на драфт, по очереди тянут. Если кто-то вытянул потенциальную суперзвезду – это приводит к штрафу, и под дружный хохот коллег очко провинившегося переходит в зрительный зал: стоя на одной ноге и курлыкая, бедолага тянет и тянет бумажки, пока не вытянет какого-нибудь Рафаэля Арауджо.
Ну правда, мне проще принять для себя эту фантасмагорию, чем допускать, что они на полном серьезе выбирают хашимов табитов после всестороннего вдумчивого анализа.
Вот, допустим, взять «Чикаго». Ну как? Как, Холмс? Как можно всего через пять лет после 2001-го года, после эпичного слива Элтона Брэнда за сырого Чендлера и человекобургера Карри, – как можно второй раз наступить на те же грабли?
Но они же наступили. Олдриджа отправили в «Портленд», а взамен, приплясывая от плохо скрываемого возбуждения, получили Тайруса Томаса: очередную безмозглую палку-прыгалку, какие появляются на каждом драфте, и каждый раз какая-нибудь добрая душа, любитель прыжков в высоту, берет их под лотерейным пиком.
См. Стромайл Свифт.
См. Дариус Майлс.
См. Кеон Кларк... Господи, имя им – легион. Кстати, сравнение с погрязшим в криминале Кларком (который по окончании карьеры вообще с зоны не вылазит) глубже, чем может показаться на первый взгляд. Если бы Томас выходил на драфт не в 2006-м, а где-нибудь в 2002-м, во времена «Джейл Блэйзерс» – «Портленд» бы его с руками оторвал, и какой там Олдридж вообще!
Просто пробегитесь по списку новостей. Томас ударил локтем того. Томас грубо толкнул этого. Томас отстранен. Томас оштрафован. Томас отстранен и оштрафован за оскорбление главного тренера команды. Томас отстранен, оштрафован, прикован к позорному столбу и продан в рабство за попытку ударить главного тренера команды. Короче, полный набор.
В итоге в 2013-м году Томас со своим 18-миллионным (на два года!!!) контрактом был амнистирован из «Бобкэтс». Амнистирован из «Бобкэтс». Худшей команды в истории лиги. Я тут даже не смог подобрать смешную метафору. Теперь Томас участвует вот в таких фотосессиях и продолжает радоваться жизни.
Еще интересней события разворачивались в Миннесоте. Кевин Макхейл, всеми силами рвущийся удержать в команде Гарнетта, от чистого сердца пытался собрать под Биг Тикета команду, которая будет конкурентоспособна #прямосейчас. И да! Да! Он взял и отдал готового к НБА потенциального оллстара Брэндона Роя, отучившегося все четыре года в колледже, в обмен на самого готового, Рэнди Фоя – одного из примитивнейших скореров лиги, один раз в карьере вышедшего на околозвездные показатели (в мусорный постгарнеттовский сезон с 27 победами).
КААААААААН... ну, еще не совсем, но уже почти.
Облажались на драфте и другие. История Адама Моррисона, психически нестабильного диабетика, не готового к НБА, слишком известна и печальна, чтобы над ней иронизировать – даже с учетом усов из теплых ламповых датских порнофильмов 70-х годов. (И по-прежнему никого ничему не учит – см. Джиммер Фредетт и т.д.).
Но посмотрите на Шелдена «Кто я такой и где играю?» Уильямса.
Посмотрите на Патрика «Я тоже играл там же, где Уильямс, но меня даже оттуда выгнали» О’Брайанта.
Посмотрите на, в рот-компот, Мохамеда Сене и Хилтона Армстронга... Боже мой. Кстати, обратили внимание, что почти все басты с драфта – «большие»? Может, хватит было уже твердить мантру, что нельзя научить семи футам роста?
- Стилы драфта: Рэджон Рондо (21), Кайл Лаури (24), Пол Миллсэп (47)
Нельзя научить семи футам роста, а поэтому давайте-ка мы возьмем туповатого попрыгунчика с вингспаном. Люблю запах вингспана ранним утром. Это запах победы. А вон те два несчастных паренька... Который Лаури – он вроде толстоват, а у нас уже есть Фелтон. А второй вроде без броска, да и имя у него какое-то...
Рахон, что ли.
Это испанское имя, да. Когда мне говорят, что я неправильно произношу имя Рахона Рондо, я плюю в потолок. (с)
Я абсолютно неготов признать тот факт, что Крис Уоллес (духовный наследник Питино в «Бостоне», творец того самого контракта Гэю и т.д.) что-то когда-то сделал правильно. Но вот, например, поймал в конце первого раунда Кайла Лаури. Но в команде уже был Дэймон Стаудемайр. А через год в команде уже был Майк Конли. А еще через год... черт, да давайте уже его спихнем в «Хьюстон», наконец.
(Альтернативная реальность: Тони Паркера берут на драфте вместо горемычного Джо Форте, он становится легендой «Селтикс», Рондо попадает, скажем, в «Сиэтл» и гниет в пучине примитивных изоляций. Или расцветает, поднося патроны юному Дюрэнту. Но, скорее всего, гниет – где ж вы видели в НБА разыгрывающего без броска? Какой простор для фантазии!)
Наконец, Пол Миллсэп – и сейчас-то одна из самых неприметных звезд лиги. На драфте Миллсэп никому не приглянулся из-за низкого для позиции роста и общей пухловатости, но на излете церемонии его таки выхватил чуждый стереотипам Джерри Слоан. Вот кстати: первые годы Миллсэп подменял такого же выходца из грязи в князи – Карлоса Бузера, а сейчас фигурирует как напарник очередного представителя подвальных пиков – Николы Йокича. Братство второго раунда – оно навсегда; за ВДВ, короче.
- Бесполезный факт драфта №2: а вы знали, что выбранный 32-м пиком Стив Новак за карьеру сделал аж 68 подборов в нападении? Да, баскетреф опять поражает.
- Три буквы драфта: Рой-Фой-Гэй
Тут как бы и без слов все понятно. Это, видимо, такой тонкий троллинг от ГМ-ов: «Слыхал, наши там выбрали какого-то. – Какого? – Ну вроде Роя. – А может Фоя? – Ну хз, а какая разница?»
- Фамилия драфта: Джей Джей РедДик (11)
РедДик, безусловно, отличный шутер, но он же еще и главная жертва необоснованного удвоения согласных в истории человечества – наряду с Брэдли БилЛом, Андреем ЧикатилЛо и словом «колличество».
(Если не брать в расчет непристойную игру слов «red dick», то дело, наверное, в фильме «Хроники Риддика» – других версий у меня нет).
- Загадка драфта: Йотам Гальперин (53)
На самом деле, с Гальперином как таковым загадок никаких нет (если не считать того, какое правильное окончание у его фамилии в творительном падеже – «ом» или «ым»?). Вопрос тут в другом.
Когда-то в начале нулевых я играл у друга в «NBA Live-2001» с чудовищной промтовской русификацией в стиле «приехать муха в США». У каждого игрока там были в личном деле некие характеристики – ну там «бьет сверху», «мастер блока» и тому подобное. Одна характеристика у ряда рандомных игроков заставляла нас по-настоящему поломать голову. Звучала она так: «Почти гальперин».
Я до сих пор так и не выяснил, что это значит. Если у кого-то есть соображения или кто-то сталкивался с этим вариантом перевода игры – дайте знать в комментах, пожалуйста.
- УНИКС драфта: Джеймс Уайт (31)
а также впервые специальная номинация
- сборная Гомельской области драфта: Уладзімір Уладзіміравіч Верамеенка (48)
Вообще, под номинацию формально подходит еще один игрок – Маркус Уильямс, но из-за травмы вся его история в Казани ограничилась подписанием контракта и отчислением. Поэтому есть смысл говорить о двух игроках. Джеймс Уайт запомнился тем, что очень красиво прыгал, а потом подытожил свою игровую карьеру эпохальным твитом: «Я доминировал. Это факт».
С Веремеенко дело другое: после вереницы бесконечных сэмов клэнси и рикки минардов мы наконец имеем дело с настоящей легендой клуба (без надоевшего сарказма: шесть сезонов в команде, куча медалей и Еврокубок как главный трофей – чего тут иронизировать).
Стиль драфта: Джордан Фармар
- Факты драфта:
Место проведения: Нью-Йорк, США
Дата: 28 июня 2006-го года
Играли в НБА: 52 игроков из 60 выбранных
Участники Матчей Всех Звезд: 5 игроков (Ламаркус Олдридж, Брэндон Рой, Рэджон Рондо, Кайл Лаури, Пол Миллсэп)
Топовое фото: Gettyimages.ru/Jonathan Ferrey
И, немного слов в защиту затупивших ГМов. Никто не мог знать, что "готовый студенческий игрок Рой" будет точно звездой. Так же, как сложно предсказать, что из таких же готовых студенческих ветеранов Моррисона и Фредетта ничего не выйдет. Разве что тут идет скидка на то, что у белых шансов заиграть поменьше тупо по теории вероятности.
Кстати, игроков вроде Тайруса Томаса и в нынешние времена выбрали бы в лотерее) Он был лишь первокурсником когда выставлялся, с нереальным атлетизмом, и недавно набрал 9+13+5 блокшотов в Безумии против ветерана Шелдена Уильямса. Тут тоже никто не сделал скидку, что природные данные шли в комплекте с отсутствием мозгов.