13 мин.

Две твердыни. Часть 2. Герои и проблемы

"Бейсбол лучше всего символизирует экспрессию, драйв, спешку, суетливость стремительного, бурлящего, клокочущего XIX века".

                                                                                                                Марк Твен

Молодой лиге нужны были герои. К 80-м годам XIX века газеты, журналы, а теперь и бейсбольные карточки, появившиеся в сигаретных пачках для роста продаж сигарет. Донесли до тысяч мальчишек целое поколение бейсбольных героев и далеко не всем юным фанатам удастся лично увидеть игру своих кумиров.

Бейсбольная карточка тех лет

Пит Браунинг - легенда клуба Луисвилл "Эклипс" за свою карьеру добился среднего процента отбитых ударов =34,3% и был кумиром болельщиков в Кентукки. Однажды в 1884 году он сломал любимую биту. После игры начинающий столяр по имени Бад Хилерик предложил ему свои услуги в изготовлении новой. На следующий день Браунинг выбил три хита из трех выходов на биту, с тех пор он пользовался только этими битами. Это была первая бита марки "Louisville Slugger".

Карточка Пита Браунинг

столяр Бад Хилерик (4й справа)

Роджер Коннор из Нью-Йорк "Джайентс" был лучшим хоумран-хитером эпохи. Всего он выбил 138 хоумранов за свою карьеру, установив рекорд, который будет побит только в следующем веке, первым этот рекорд побьёт Герман Рут по прозвищу "Малыш".

Роджер Коннор

Дентон Тру Янг был деревенским простаком, когда появился в составе Кливленд "Спайдерс" в 1890 году. Его партнеры предпочитали называть его "Сай" сокращенно от Сайрус, так называли всю «деревенщину» в лиге. Но Сай Янг победил в своей первой же игре, позволив Чикаго "Уайт стокинз" занять всего лишь 3 базы и не пропустил ни одного очка. Всего же за свою долгую карьеру он одержит ещё 510 побед, к этому рекорду никогда не приблизится ни один питчер. «Сай» стало означать циклон (по-английски "cyclone") - Cy Young. Сегодня его имя носит награда лучшему питчеру Лиги - Cy Young Award.

Сай Янг

Самой популярной и известной бейсбольной звездой XIX века был - Майкл Джозеф "Кинг" Келли, кэтчер клуба Чикаго "Уайт стокинз". Он достиг таких высот в краже баз, что однажды сделал это 6 раз в одной игре. Иногда он бежал от первой базы сразу к третьей, пропуская вторую, если судья не смотрел в его сторону. За пределами поля Келли пил с тем же усердием, что играл на нём. Однажды Спалдинг нанял детективов следить за ним, а затем обвинил игрока в том, что он не соблюдал режим и пил ночью лимонад в салуне. Келли обиделся: "Это был чистый виски, я никогда не пью лимонад в такое время".

Келли и других пьющих игроков Чикаго обвинили в упущенном чемпионстве 1886 года. И той же зимой раздражённый Спалдинг продал Келли в Бостон "Ред стокинз" за баснословные по тем временам 10 000 долларов. Болельщики Чикаго были потрясены, а в Бостоне наоборот царил праздник. Здесь Келли подарили новый дом и экипаж с двумя белыми лошадьми, чтобы ему было на чём добираться до стадиона. Однажды он сидел на скамейке запасных, а по правилам тех лет игроку для замены нужно было лишь объявить об этом. В этот момент в сторону скамейке запасных летит мяч, отбитый соперниками, Келли закричал: "Замена! Келли кэтчером за Бостон!», ловит мяч и зарабатывает аут для своей команды. В конце концов судьба Келли была типичной для игроков тех лет - он спился и в итоге не дожил и до 40 лет.

Майкл Джозеф "Кинг" Келли

"Я был прирожденным скандалистом, у которого лучше всего получалось создавать проблемы окружающим. Учеба и работа давались мне куда хуже, и я избегал их при первой возможности".

                                                                                                                            Кэп Энсон

Его настоящее имя Адриан Константин Энсон, но за 27 лет его карьеры он был известен как Бейби, потом как Кэп и наконец, как Поп. Это был лучший игрок своего века. Энсон играл на всех позициях кроме питчера за Филадельфию "Атлетикс", а затем он перешёл в Чикаго "Уайт стокинз" Спалдинга, где стал капитаном и играл на первой базе. Его средний процент отбитых ударов был больше 30% двадцать сезонов подряд, за карьеру он набрал 1700 ранов и стал первым кому удалось набрать 3000 хитов.

Болельщики Чикаго обожали Энсона, чего не скажешь о его партнерах. Уж больно он был требователен к ним: проверял соблюдение спортивного режима, штрафовал на 100 долларов за кружку пива и ввёл практику предсезонного лагеря. Но партнеры всё же уважали его за то, что он обучал их мастерству и за его всепоглощающее стремление к победе.

Кэп Энсон

Не смотря на стремительное развитие лиги, она по-прежнему была не совершенной и виной тому злосчастный пункт о резервировании в контрактах игроков.

"Если я не смогу получить освобождение от контракта мне придётся защищать себя по-другому. Мне уже за 40 и моя игра в защите уже не та, хотя я могу хорошо бить по мячу. Ну вот что, никому больше не позволено продать меня, пока я не получу свою долю". 

                                                                                   Дикон Уайт игрок Питтсбург "Алигейнис"

Дикон Уайт

"Были времена, когда национальная лига олицетворяла собой честь и справедливость, а сегодня в ней заправляют доллары и центы. Когда-то она воспевала развитие игры и честные спортивные соревнования, а сегодня её интересует только обороты турникетов при входе на стадион. Игроков покупают, продают, меняют словно они овцы, а не американские граждане".

                                                                                                          Джон Монтгомери Уорд

Второй базовый Нью-Йорк "Джайентс" - Джон Монтгомери Уорд был редким типом игроков, с дипломом юриста Колумбийского университета. В эпоху, когда работники повсюду боролись за свои права, он решил навязать хозяевам клубов новые правила игры. Уорд публично осудил пункт о резервировании, который не позволял игрокам самим решать, где им придётся выступать и вынуждал их принимать ту зарплату, которую назначить хозяин клуба.

«У игрока нет другого выхода, если он осмелится не подчиниться этому пункту, он сразу становится изгоем и настраивает все клубы против себя. Словно закон " О беглых рабах" пункт о резервировании лишает его прибежища и возвращает назад в кандалах тот самый клуб, который он пытался покинуть. Таким образом возникает ситуация, когда, подписывая первый контракт на 7 месяцев, игрок обрекает себя на всю жизнь».

Джон Монтгомери Уорд

Джон Монтгомери Уорд

На встрече в Нью-Йорке Уорд организовал профсоюз профессиональных бейсболистов. Это было первая попытка игроков самоорганизоваться, и они были настроены упразднить ненавистный пункт. Но Спалдинг и другие владельцы клубов не собирались уступать. В 1889 году они, напротив, стремились укрепить свои позиции, установив абсолютный потолок зарплат на команду в 2500 долларов, но им и этого было мало. Они решили, что игроки сами должны оплачивать пользование формой — это стало последней каплей.

При поддержке группы инвесторов, Уорд и его профсоюз учредили собственную лигу - Лигу игроков. Поначалу у новой лиги дела пошли в гору, 56 лучших бейсболистов перешли в её клубы, а за ними у команд появились и болельщики.

"Нам объявлена настоящая война и я буду сражаться, пока один из нас не будет повержен. С этого момента - эта борьба будет дракой двух псов и выживет в ней тот, у кого окажется хватка бульдога".

президент Национальной лиги Альберт Гудвилл Спалдинг

Спалдинг ответил серией громких судебных исков, снижением цен на билеты, назначением игр в одно время с матчами новой лиги и угрозами дисквалификации каждому, кто осмелится сыграть за лигу игроков, впрочем, последнее не мешало ему, пытаться переманить главных звёзд конкурента внушительными бонусами. Келли отклонил сумму в 10 000 долларов: "Мне нужны деньги, - сказал он Спалдингу, - но я не могу придать остальных парней". Таких зарплат в лиге игроков, конечно, не было, но ей всё равно удавалось держаться на плаву.

Альберт Гудвилл Спалдинг

Наличие трёх крупных лиг: национальной, лиги игроков и американской бейсбольной ассоциации было уже перебором. Со временем посещаемость упала у всех трех организаций. Наконец, несмотря на своё пошатнувшиеся финансовое состояние, Спалдинг сделал решающий ход, изображая уверенность в силах, которой на самом деле не было, он потребовал капитуляции конкурентов. Лиге игроков было нечем ответить, к сезону 1890 года её убытки составили 340 000 долларов и терпение инвесторов лопнуло. Новая лига была сокрушена. Профсоюз Джона Монтгомери Уорда был распущен, а злосчастный пункт о резервировании так и остался на своём месте. Игроки даже стали более бесправными, чем были до начала этой затеи. 

После упразднения и Американской бейсбольной ассоциации, Национальная лига Спалдинга поглотила обоих конкурентов, она разрослась до 12 команд и создала монополию, как единственная высшая лига бейсбола.

«Когда придет новая весна и трава взойдёт на полях, где теперь покоится недавняя анархия, коллективный договор вновь вступит в свои права и вернёт Америке любимую игру во всём её величие».

                                                                                              Альберт Гудвилл Спалдинг

Бейсбол был интересной и атлетичной игрой, но невозможно не заметить факт, что в те времена занятия бейсболом воспринимались солидной, респектабельной публикой как профессия лишь на ступеньку престижнее воровства или уличных драк за деньги, бейсболисты находились на самом дне приличного общества. Большинство бейсболистов были выходцами из самых низов: они были неграмотны, понятия не имели об этикете, и их игра на поле соответствовала тому, кем они были на самом деле.

Часть командного фото Лиги игроков

В девяностые годы XIX века в бейсболе господствовало две команды - Бостон "Бенитерс" и Балтимор "Ориелс". Бостон, ведомый Билли Хамилтоном, стал родоначальником inside-бейсбола, но "Ориелс" довели его до совершенства. Inside-бейсбол — это жертвенные банты, короткие удары, двойные кражи баз, словом, это драка за каждый ран. Они играли жёстко, иногда даже жестоко, всегда готовые нанести травму сопернику или даже судье, если это помогало их делу. То, что они говорили в адрес своих соперников или арбитров, выходило очень далеко за рамки любых приличий. В эпоху грязного бейсбола, "Ориелс" считались самой грубой командой. Их менеджером был Нед Хенлон по прозвищу "Хитрый Нед", при этом Балтимор был одной из самых звездных команд своей эпохи.

Балтимор "Ориелс" (в центре Джон Макгроу)

Вилли Киллер - правый аутфилдер был одаренным place-хиттером (т.е. игроком с очень точным ударом). Когда его спрашивали о секретах успеха, он отвечал: "Будь начеку и отбивай мяч туда, где их нет". Однажды ему удалось заработать хит в сорока четырех играх подряд.

Вилли Киллер

Хьюи Дженнингз - был шорт-стопом, в сезоне 1896 года его процент отбивания был 40%, а также он украл 70 баз. Также ему удалось установить уникальный рекорд для своей позиции: в него 49 раз за сезон попадали мячом питчеры!

Хьюи Дженнингз

Но даже среди таких звёзд был один игрок, который выделялся больше остальных — это был третий базовый Джон Джозеф Макгроу. Так о нем писал один из журналистов тех лет: "Настоящий хулиган, полнейший отморозок, грубый, неотёсанный мужлан, он пользуется самыми низкими методами, которые способен выдать его ничтожный ум, чтобы выиграть игру очередной подлостью".

Макгроу родился в Трекстоне штат Нью-Йорк, он был первым из 8 детей ирландского мигранта, работающего на железной дороге. Он рос худощавым и энергичным ребенком, чьим главным сокровищем в 11 лет была бита, заказная по каталогу Спалдинга. В 1884 году в его деревне вспыхнула эпидемия дифтерии и у него на глазах сначала умерла его мать, затем четверо его братьев и сестёр. Отец стал срывать свою зло на старшем сыне и бил его так часто, что в 12 лет, опасаясь за свою жизнь, мальчик убежал из дома. Он перебивался временными заработками, пока в 16 лет не получил место в составе профессиональной команды города Олен, и с тех пор, он старался никогда не подчиняться чужой указке.

Молодой Джон Макгроу

Игра молодого Макгроу на третьей базе впечатляла своей уверенностью, но все его усилия были испорчены его же нравом. «Он слишком вспыльчив, чтобы его можно было выпускать на поле без охраны. Таким задирам, которых интересует только драки нет место на бейсбольном поле», - так писали о нём в газетах. Его минимальный процент отбивания = 32%, 9 сезонов подряд, за свою карьеру он украл 336 баз. Он был невысоким - 170 см и весил 55 кг, но это не мешало ему въезжать в соперников, ранить их шипами и почти никогда не жаловаться, когда тоже проделывали с ним самим. "Мы плевали табачный сок на рану от шипа, - вспоминал он, - втирали землю и продолжали играть".

Потасовки словно преследовали Джона Макгроу, где бы он не появлялся. Когда он затеял драку с третьим базовым соперников в Бостоне в 1894 году, обе команды выбежали на поле, беспорядки перекинулись на трибуны. В результате возник пожар и весь деревянный стадион, а заодно и 107 зданий вокруг, оказались в огне. Бейсбольная карьера Джона Макгроу продлится более 40 лет. Он станет одним из лучших менеджеров в истории игры, но всё это время он будет драться, спорить с арбитрами и делать всё что угодно, если это помогало конечный победе.

Джон Макгроу менеджер команды Нью-Йорк "Джайентс"

Сплав из хитрости, ярости и мастерства принесёт "Ориелс" три чемпионства Национальной лиги в девяностые годы XIX века, но Бостон сумел завоевать пять.

Балтимор и Бостон почивали на лаврах, их соперничество стала столь обыденным, что остальные болельщики стали резко терять интерес к игре, особенно в тех городах, где команда редко поднимались выше 11-12 места. Для многих поклонников игры длинный сезон - одно из достоинств бейсбола, стал казаться бессмысленным. Прибыль падала из-за очередного кризиса в экономике, и хозяева клубов урезали зарплаты игроков. Церковь и газеты обвиняли игру в жестокости и бесконечных скандалах. Казалось, клубные хозяева бессильны что-либо изменить, к концу XIX века профессиональный бейсбол оказался в кризисе…

 

Продолжение следует