8 мин.

Две твердыни. Часть 1

"Цель бейсбола состоит в том, чтобы нанимать профессиональных игроков и те потели на поле ради прибыли мошенников".                                                                                                                                                                                                                                                                                       Нью-Йорк Таймс

К середине семидесятых годов XIX века бейсболом можно было неплохо заработать на жизнь. Но некоторые игроки подрабатывали дополнительно, сдавая игры гэмблерам (люди, которые занимаются мошенничеством со ставками). Торговля инсайдерской информацией стала частью профессиональной игры, и здесь бейсбол не отставал от своего времени. Инсайдеры заправляли на рынке золота, обрушивали курс акций, водили за нос власти и создавали гигантские монополии. В то время как страна приближалась к своему 100-летнему юбилею, общественная вера в её национальный вид спорта начала падать.

Генри Чадвик - основоположник бейсбольной статистики (ERA, AVG и других показателей) писал: "Бейсбол повержен, да наш любимый вид спорта изрядно деградировал. На некоторых играх пачки долларов переходили из рук в руки прямо на трибуне. Один известный клуб из Нью-Йорка сдал свою игру. Ссадины и сломанные пальцы рано или поздно заживают, а испорченная репутация никогда не будет отмыта полностью. Парни, заканчивайте с этой игрой, если вы не можете сохранить её честной".

                                                                     Генри Чадвик

2 февраля 1876 года, в отеле "Гранд централ" на Манхеттене, несколько владельцев клубов, задавшись целью вернуть себе контроль над игрой, восстановить её доброе имя, но прежде всего ради в своей собственной прибыли, основали новую лигу. Они назвали её - Национальная лига профессиональных бейсбольных клубов.

"Глупо платить бейсболисту 2000 долларов в год, особенно, если есть те, кто за 800 долларов сыграет не хуже".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Уильям Халберт

Уильям Халберт - суровый угольный магнат и владелец клуба Чикаго "Уайт стокинз", был первым президентом Лиги. Он тут же предпринял шаги для восстановления репутация игры: игрокам запретили выпивать на поле, продажа алкоголя на трибунах была запрещена, тотализаторы при стадионах были закрыты, цена билета составила 50 центов, не один матч не мог играться в воскресенье, а главное - вся власть оказалось в руках хозяев клубов, а не у игроков.

 

                                                                      Уильям Халберт

Чтобы упрочить свою власть владельцы добавили пункт о «резервировании», который распространялся на контракты 5 лучших игроков каждого клуба. Суть этого пункта заключалось в следующем: игрок мог выступать только за подписавшую его команду, а его контракт, по желанию клуба, автоматически продлевался каждый год. Поначалу противников было немного, ведь продление означало твердое трудоустройство. Однако уже в следующем сезоне все недовольные игроки, видевшие в этом пункте, что-то схожее с рабством были дисквалифицированы пожизненно. 

Впервые в истории бейсбола игроки стали служить интересам владельцев клубов. Ещё 100 лет профессиональная игра будет во власти тех, кто выдаёт мячи и владеет стадионами. Игроки же будут просто бесправной, наёмной силой.

"Точно не установлено виновато ли во всём пьянство, случаи нарушения режима или весёлые вечеринки, но пьяными или трезвыми, игроки должны понимать, что стали виновниками целой серии унизительных поражений".                                                                                                                                                                                                                                                                    Луисвилл курьер джорнэл

После впечатляющего старта сезона 1877 года, клуб новой Национальной Лиги Луисвилл "Грейс", проиграл 7 игр подряд: игроки роняли мяч, вяло перемещались от одной базы к другой, подозрительно плохо били битой. В результате "Грейс" уступили чемпионство, позднее некоторые из игроков были замечены в новых, модных пиджаках с бриллиантовыми заколками. Расследование показало, что гэмблеры подкупили четырех бейсболистов, включая лучшего питчера лиги - Джима Девлина.

 

                                     Клуб Луисвилл "Грейс"(Девлин в верхнем ряду, 2й слева)

Ознакомившись с доказательствами Девлин признался: "Меня свели с человеком по фамилии Маклауд, он сказал, что если я хочу заработать, то нужно дать ему знать. Мне нужно было использовать слово «кэш» в телеграмме на его имя. Мы договорились, что я сдам игру в Индианаполисе. Я получил 100 долларов от Маклауда и отдал их своей жене".

Масштаб заговора потряс весь бейсбольный мир.  Луисвилл "Грейс" разорвали контракты с виновными игроками, которые оправдывались, что пошли на это, лишь потому что долго не получали зарплату. Девлина вызвали к президенту лиги Уильму Халберту. 

"Девлин был в слезах, Халберт был в слезах. На моих глазах Халберт взял купюру в 50 долларов и выложил её в ладонь стоящего на коленях игрока, а затем он сказал: это всё, что я думаю о вас лично, но чёрт побери, Девлин,  вы мошенник, вы сдали игру, и я не могу доверять вам. Теперь ступайте и не попадайтесь мне на глаза, потому что ваш поступок не будет прощен, по крайней мере пока я буду жив".

                                                                                                                      Альберт Гудвилл Спалдинг

Несмотря на мольбы о снисхождении Халберт дисквалифицировал продажных игроков пожизненно. Целых пять лет Джим Девлин обивал пороги мест встреч боссов Национальной лиги в надежде на снисхождение. Отчаявшись, он написал письмо Гарри Райту - живой легенде бейсбола, игроку и менеджеру великих Цинциннати "Ред стокинз" и Бостон "Ред стокинз" и самому уважаемому человеку в бейсбольном мире:

         Письмо Девлина Гарри Райту

"Мистеру Гарри Райту. Уважаемый сэр, в этом году я вновь отстранён от игры. Я подумал что, если я напишу вам, вы сможете чем-то помочь мне в плане трудоустройства на бейсбольном поле. Я не знаю, что делать, но я уверяю вас, что со мной поступили несправедливо. Вам нет смысла не доверять мне. Господа из Луисвилля сделали меня нищим, у меня уже не осталось ни жены с ребенком, ни даже чистой одежды. Я глуп, Гарри, и я не знаю, что с этим делать, но я верю, что вы сделаете всё, что возможно. В завершении шлю вам наилучшие пожелания и надеюсь на скорую весточку от вас. Вечно ваш Джеймс Девлин". Гарри Райт не сделал ничего. 

                                                                        Гарри Райт

Позднее в 1880 году Девлин устроился в полицию, но умер от чахотки спустя всего три года. Так национальная лига выдержал свой первый скандал

В 1882 году хозяева нескольких клубов на западе покинули Национальную лигу и основали собственную Американскую бейсбольную ассоциацию. Билеты здесь стоили 25 центов, команды играли по воскресеньям, а на стадионах продавали спиртное. Новая хмельная лига стала собирать толпы разнузданных болельщиков. Здесь на трибунах собирался рабочий класс и мигранты, в то время как трибуны Национальной лиги обычно заполняли представители среднего класса. Это был золотой век бейсбола: процветала конкуренция, росло мастерство, пошла вверх посещаемость, во всех крупных городах были воздвигнуты огромные трибуны для просмотра матчей в живую.

Две лиги утвердили серию игр между своими чемпионами, специально для болельщиков, которым длинного сезона было мало. В 1882 году умер Уильям Халберт и управлять Национальной лигой, а также своей бывшей командой Чикаго "Уайт стокинз" стал его преемник - Альберт Гудвилл Спалдинг.

                                                            Альберт Гудвилл Спалдинг 

"Настоящий магнат должен быть сильной личностью среди себе подобных. Все дороги открыты тому, кто бросит им вызов".                                                                                                                                                                                                                                                                              Альберт Гудвилл Спалдинг

У железных дорог - Корнелиус Вандербильт, у металлургии - Эндрю Карнеги, у нефти - Джон Рокфеллер, для бейсбола таким человеком стал Альберт Гудвилл Спалдинг. Он был лучшим питчером семидесятых годов XIX века и учился игре у самого Гарри Райта, тот платил ему 1500 долларов в год за выступление в составе Бостон "Ред стокинз".

Альберт Спалдинг (верхний ряд, 2й слева) и Гарри Райт (сидит во 2м ряду, 3й слева) в составе Бостон "Ред стокинз"

В 1876 году он уехал из Бостона в Чикаго ради прибавки в 500 долларов, предложенной Уильямом Халбертом и бонуса в размере четверти выручки от продажи билетов. Но у Спалдинга были грандиозные планы: в 27 лет он закончил карьеру игрока и сделал бейсбольный бизнес главным источником своего дохода. Он одолжил 800 долларов у своей матери и открыл фабрику по производству спортивных товаров. Вскоре национальная лига использовала исключительно мячи Спалдинга. Затем он взялся за биты и форму. Ему даже удалось убедить хозяев клубов, что для каждой позиции поле должна быть своя уникальная цветовая гамма. Результатом стал хаос, один журналист тех лет писал: "Команды выглядели словно горшки с тюльпанами". И от затеи решили отказаться.

                                                                    Форма Спалдинга

Как и другие воротилы бизнеса Спалдинг разорял или покупал своих конкурентов. И со временем стал крупнейшим производителем спортивных товаров в стране. Спалдинг управлял своей империей из лично спроектированной ложи на стадионе "Конгресс стрит граундс" в Чикаго. Здесь он установил звонок для вызова слуг и новейшие изобретение - телефон, по которому он управлял своей империей во время просмотра матчей.

Продолжение следует...