«Круг Росберга поверг Феттеля и «Феррари» в шок». Тактика команд в Японии
Джеймс Аллен – о том, почему Скудерия не удержала второе место на Гран-при Японии.
На Гран-при Японии все вернулось на круги своя, а команда «Мерседес» сделала дубль, что позволило ей практически прикоснуться ко второму Кубку конструкторов. Но данный результат во многом зависел от некоторых стратегических решений, а еще гонка показала, как сильно старт влияет на ход заезда.
Себастьян Феттель чувствовал, что способен опередить Нико Росберга и занять второе место – данный результат, учитывая сражение пилотов за вторую позицию в общем зачете, был бы весьма символичным. Так каким же образом результат уплыл от «Феррари»? Кроме того, мы увидели отличную работу в исполнении Нико Хюлькенберга и «Форс-Индии», благодаря которой гонщику удалось финишировать шестым после старта с тринадцатой позиции.
Расклад перед гонкой
Из-за пятничного дождя в распоряжении команд было мало данных о работе шин на длинной дистанции. Добавьте к этому повышение минимального давления в шинах, на котором настояла «Пирелли», что могло привести к перегреву покрышек, и получите фактор неопределенности перед стартом Гран-при. В чью пользу сыграл данный фактор?
В субботу мы получили две крупицы чрезвычайно важной информации, которыми и были продиктованы основные тенденции воскресной гонки: увидели, что «Мерседес» был очень быстр на жестких шинах по ходу первого сегмента квалификации, а «Феррари» не удалось нормально поработать в субботу утром на длинной дистанции, в результате команда лишилась необходимых данных. Оба фактора ключевым образом сказались на результате воскресного заезда.
«Феррари» против «Мерседеса»
После того как обладатель поула Нико Росберг проиграл старт Льюису Хэмилтону, его шансы на победу полностью исчезли. Для немца это стало огромным ударом, поскольку теперь Хэмилтон может позволить себе вообще не выиграть ни одной из оставшихся гонок сезона, но при этом все равно станет чемпионом. Даже если все пять последних этапов выиграет Росберг, Льюису достаточно финишировать вторым.
Важнейшей в битве стало то, как после провала на первом круге и падения на четвертую позицию Росбергу удалось отыграться и выйти на второе место. Достичь этого удалось благодаря стратегии. Сосредоточиться стоит именно на сражении Нико с Феттелем, поскольку его судьба находилась на грани, а у «Феррари» было ощущение того, что команда сможет удержать второе место. Так почему же ей не удалось этого сделать?
Феттель очень умно проехал второй отрезок гонки, стараясь беречь шины и в то же время удерживая отрыв в две секунды – преимущество, которого, как казалось Скудерии, должно хватить, чтобы не дать Росбергу себя «подрезать».
Эти две секунды стали результатом расчета, основанного на ожидаемом темпе «Мерседеса» на круге после возвращения из боксов и ожидаемом времени, когда именно Росберг проведет свой пит-стоп.
Разумеется, лучший способ обезопасить себя от «подрезки» – провести пит-стоп первыми. Но существует риск, что вы переобуетесь слишком рано, и на последних кругах гонки ваши шины окончательно износятся.
Кругов до финиша оставалось все меньше и меньше, и Феттель с «Феррари» дожидались момента перейти на новый комплект «медиума», чтобы без проблем доехать до финиша. В «Феррари» лучше работали с шинами «медиум», чем с покрышками жесткого типа.
Но сначала Скудерии пришлось разбираться с другой своей машиной, чтобы Райкконен смог опередить Боттаса. Более опытный финн провел свой пит-стоп на 28 круге. Боттас отреагировал, проведя свой пит-стоп кругом позже, но потерял четвертое место – в «Феррари» воспользовались нервозностью «Уильямса» из-за нежелания делать свой финальный отрезок гонки слишком длинным. Английская команда уже неоднократно видела подобную тактику, но, как кажется, просто не хотела пользоваться шансом и предвидеть момент остановки Райкконена в боксах. «Феррари» – задача выполнена.
Пока происходили данные события, Росберг приближался к Феттелю, поэтому, когда в «Мерседесе» решили воспользоваться возможностью и провести пит-стоп, преимущество Себастьяна составляло 1,85 секунды. В «Мерседесе» воспользовались еще и тем, что в тот момент свой пит-стоп проводил Боттас, и «Феррари» сосредоточилась на изучении его борьбы с Райкконеном, который в тот момент проезжал свой круг возвращения на трассу. Пит-стоп в исполнении «Мерседеса» был не лучшим, но вот то, что последовало дальше, повергло Феттеля и «Феррари» в шок.
Круг Росберга после возвращения на трассу на жестких шинах получился невероятно быстрым – 1.53,869. Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно отметить, что данный круг Росберг проехал на две секунды быстрее Райкконена, когда тот опередил Боттаса, и на те же две секунды быстрее находившегося на трассе Феттеля. Это показало истинную, до этого остававшуюся нераскрытой скорость «Мерседеса» на жестких шинах. Хотя признаки этой скорости можно было увидеть в первом сегменте квалификации, которую в «Феррари», вероятно, попросту недооценили.
Феттель отреагировал мгновенно и пит-стоп у «Феррари» получился быстрее, чем у «Мерседеса», но все решили эти две десятых секунды, и Феттель, вернувшись на трассу, уступил позицию соотечественнику.
Если бы Скудерия нанесла упреждающий удар и провела остановку на том же круге, что и Росберг, то тогда – учитывая, что до конца заезда оставалось 24 круга – Феттелю, вероятно, удалось бы удержаться впереди до клетчатого флага.
При таком сценарии «Мерседесу» пришлось бы менять тактику: Росберг остался бы на трассе еще на пару кругов, а затем провел пит-стоп и перешел на шины «медиум», чтобы получить шанс атаковать Феттеля в конце Гран-при. Но совершить обгон на трассе ему было бы очень сложно.
Берегитесь подобной тактики, когда «Формула-1» в следующий раз приедет на трассу, на которой хорошо работает стратегия «подрезания» соперника на пит-стопе.
Хюлькенберг прорывается на 6 место
По-настоящему выдающееся выступление в Японии мы увидели в исполнении Нико Хюлькенберга и «Форс-Индии». Немец был оштрафован потерей трех мест на стартовой решетке за столкновение с Фелипе Массой в Сингапуре. Но в Японии ему удался очередной образцовый старт, благодаря которому к первому повороту Нико сумел отыграть сразу пять позиций. В результате Хюлькенберг обнаружил себя позади двух машин «Лотуса», и очередное использование «Форс-Индией» агрессивной стратегии на первом пит-стопе позволило опередить и Мальдонадо, и Грожана.
В результате Хюлькенберг оказался на шестом месте, причем позади ему никто не угрожал, и сумел финишировать на максимально высокой позиции – уступив лишь более быстрым соперникам из «Мерседеса», «Феррари» и «Уильямса». Это был превосходный пример агрессивной стратегии и пилотажа с игрой на опережение, который позволил гонщику заработать заслуженные восемь очков.
Источник – сайт Джеймса Аллена
Фото: facebook.com/forceindiaf1; MercedesAMGF1
Так и есть. Странно, что аналитик Аллен как-то это в своем тексте пропустил.
Темп - перед питом - заезд - выезд - после пита
Росберг - 1:39.002 – 1:41.343 – 1:55.869 – 1:37.147
Феттель - 1:39.094 – 1:40.732 – 1:57.856 – 1:37.906
Весь трюк порядка заезда на второй пит-стоп как раз и состоял, что Феттель проехал на один круг дольше на отрезке, на котором и у него и у Росберга темп сильно отличался от следующего: был 1:39, а стал на 1-1,5 быстрее.
Причем, действительно, типы резины на этих двух отрезках у обоих были одинаковы.
http://www.sports.ru/automoto/1033175392.html
Феррари нужно было быстро реагировать и зазывать в боксы одновременно