Что нужно знать о Гран-при Японии
Воспоминания о Бьянки, проблемы «Мерседеса» и возможное прощание Баттона с «Формулой-1» – в прологе к гонке на «Сузуке».
«Сузука»
Количество кругов: 53 Длина круга: 5,807 км Дистанция гонки: 307,471 км Количество поворотов: 18
Гран-при Японии и трасса «Сузука» занимают важное место в истории «Формулы-1»: здесь много раз определялся чемпион мира, проводились зрелищные гонки и, конечно, случались очень плохие аварии. После расширения календаря и переноса этапа на более ранний срок судьба титула стала решаться в других местах, но любви к «Сузуке» у болельщиков и пилотов от этого не убавилось.
Причина – не только классные болельщики на трибунах, но также скоростная конфигурация автодрома, которая почти не меняется десятилетиями. Из-за нее же возникают и проблемы: характер трассы и узенькие зоны безопасности в совокупности с непредсказуемой японской погодой делают «Сузуку» местом крутого испытания – не только для молодых пилотов, но и для более опытных коллег.
Уникальность трека в том, что проехать его идеально от старта до финиша очень тяжело – для этого требуются не только хорошо сбалансированная машина и мощный мотор, но и толковый гонщик, – малейшая помарка в повороте может привести к медленному разгону и серьезной потери во времени. Оторваться от просмотра прохождения быстрого круга практически невозможно – плавный ход болида и работа с рулевым колесом радуют глаз.
Чтобы проехать действительно отличный круг, пилотам нужно использовать всю ширину дорожного полотна, но трасса настолько узкая, что ошибки и вылеты – особенно в квалификациях – явление регулярное. Поэтому ключевым на «Сузуке» может стать любой участок.
В 1987 года Найджел Мэнселл лишился шанса на титул из-за ошибки в «эсках»
В 1999-м Эдди Ирвайн в квалификации улетел в «Шпильке»
Выход из «Ложки» тоже может доставить неприятности
Как и двойной сложный поворот «Дегнер»
130R вовсе долгие годы считался убийственным виражом, и даже после перепрофилирования остался непростым местом
Зато безошибочный пилотаж легко позволяет держать позади даже очень быстрых соперников.
Отец Макса Ферстаппена показывает скилл
В общем, при ясной погоде ждать обилия обгонов на «Сузуке» не стоит – шансов увидеть аварию намного больше, особенно на первом круге.
Но тот, кто сумеет в равной борьбе вырваться вперед конкурента, войдет в историю – обгоны на японской трассе редки, а если они удаются, то становятся шедеврами.
Камуи Кобаяси прорвался с мясом
И один из лучших обгонов в карьере Алонсо тоже состоялся в Японии
В центре фокуса
Проблемы «Мерседеса»
Как обычно, самое простое объяснение проблем в «Формуле-1» (часто – наиболее близкое к истине) не устроило общественность – в падении скорости «серебряных стрел» на Гран-при Сингапура сторонники теории заговора увидели игру «Мерседеса» в поддавки, «подставу» со стороны компании «Пирелли» (якобы предоставившей специально для лидеров чемпионата более жесткие составы шин под видом мягких) или влияние изменившихся правил по замеру давления и температуры покрышек. Фактор непопадания в настройки и плохого прогрева резины на специфичной трассе устроил не всех. Как и объяснение технарей немецкой конюшни о «заточенности» болида W06 под скоростные автодромы, требовательные к аэродинамике, а не механическому сцеплению.
Гонка на «Сузуке» вряд ли даст ответ о том, что именно случилось в Сингапуре, но точно поможет разобраться с расстановкой сил в пелотоне. Если у «Мерседеса» действительно возникли перманентные проблемы и «Феррари» по-настоящему подобралась к конкурентам по чистой скорости, нас ждет захватывающий уик-энд. Если провал в Сингапуре был связан с узким рабочим температурным режимом шин или специфичностью трека, то на быстрой «Сузуке» Хэмилтон и Росберг вновь легко оторвутся от преследователей.
Воспоминания о Бьянки
Год назад именно в Японии произошла страшная авария Жюля Бьянки, приведшая к долгой коме и смерти пилота. Француза в эти дни вспоминает вся «Формула-1», а внимание прессы сосредоточено на семье гонщика.
«Думаю, после того удара мозг Жюля сразу умер. Такими серьезными были последствия. Хотя физически он оставался жив», – говорит Филипп Бьянки. – «Я не знаю, что тогда произошло, не хочу видеть запись инцидента. Возможно, через месяц, два, шесть. Я не знаю. Думаю, закрытые кокпиты – хорошая идея. Но, как сказали врачи, в случае с Жюлем закрытый кокпит не изменил бы ничего. Замедление было слишком сильным.
Многие мои знакомые продолжают смотреть Гран-при, но я не хочу. Для меня это действительно очень трудно».
Сага о моторах для «Ред Булл»
В промежуток между гонками в Сингапуре и Японии история о поставках силовых установок для «быков» в 2016 году затмила новости о «Мерседесе»: руководство австрийской конюшни через прессу принялось шантажировать всю «Формулу-1», и вряд ли перестанет это делать во время гоночного уик-энда. А вот гонщики считают, что ситуация слегка раздута.
Даниэль Риккардо: «Руководство уверено, что найдет выход из ситуации. Очевидно, что найти лучший вариант – это в наших же интересах, ведь мы хотим побеждать. Я верю в наше руководство. Оно ничего не обещает, но я уверен, что все решится само собой.
Пусть Дитрих Матешиц делает все, что сочтет нужным. Если ближе к концу года ситуация никак не изменится, то тогда я может и начну шуметь, но, честно говоря, я не думаю что до этого дойдет».
Противоборство молодежи
В «Торо Россо» зреет небольшой скандал – пусть Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс-младший и уверяют, что они обсудили все вопросы относительно командной тактики, но что произойдет, если на необгонной трассе парни снова окажутся рядом?
Сайнс намекнул, что раскусил напарничка: «Теперь я лучше знаю, что из себя представляет Макс. Ему, вероятно, нравится играть роль плохого мальчика. Я и так об этом знал, но теперь он это продемонстрировал.
Когда Макс обогнал меня на последнем отрезке гонки в Малайзии, на самом деле это не было обгоном. Я сам пропустил его вперед. Все начали восторгаться этим обгоном, а на самом деле я просто пропустил Макса вперед. Затем то же самое произошло в Монако. Был и еще один такой момент – уже не помню, в какой гонке, – но он был».
Прощальный уик-энд Баттона?
Англичанин не спешит объявлять об уходе из «Ф-1», но его поведение и высказывания в последние дни говорят о многом: Дженсон устал от борьбы за последние места, устает от длинного календаря чемпионата мира, не хочет совмещать выступления в разных гоночных сериях, а также ведет позитивные переговоры с «Маклареном» о контракте.
Какими могут быть переговоры, учитывая, что опционом о продлении соглашения может воспользоваться только команда, которой в следующем году нужен опытный пилот для работы с капризной техникой? Скорее всего, стороны договариваются об отмене опции, и позитивные переговоры – лишь подтверждение того, что Дженсон собрался на покой.
Да и эмоциональная реакция на теплые слова Феттеля о карьере Баттона («Спасибо, приятель, в какой-то момент я чуть не расплакался!») – из той же серии.
Шины и стратегия
В Японию «Пирелли» привезла самые жесткие из возможных покрышек – «медиум» и «хард» – по причине высоких нагрузок на резину в скоростных поворотах. Из-за твердых составов команды наверняка выберут стратегии с небольшим количеством пит-стопов (1-2).
Погода
В пятницу работу команд по подготовке к гонке могут сорвать дожди, но в воскресенье днем осадков не ожидается. Впрочем, главная проблема может возникнуть уже после Гран-при – вечером в воскресенье к Японии подойдет мощный тропический циклон Дуцзюань, который может сорвать вылеты команд в Европу.
Флэшбэк
У Найджела Мэнселла не лучшие отношения с «Сузукой» – на этой трассе англичанин дважды терял шансы завоевать чемпионский титул. В 1991 году гонщик «Уильямса» так активно преследовал главного конкурента Айртона Сенну, что в итоге ошибся сам.
Цитаты
Себастьян Феттель о Дженсоне Баттоне: «У Баттона очень сильный характер. Мы все знаем, как он быстр, и, безусловно, Дженсон заслужил чемпионский титул. Его талант и способности не вызывают сомнений. К тому же он честно ведет себя на трассе. Вне трека все мы с огромным удовольствием с ним общаемся, так что его уход станет большой потерей».
Берни Экклстоун об ограничениях на доработку двигателей: «Эти ограничения отпугивают автопроизводителей. Если бы «Хонда» пришла и сразу начала бороться за высокие места, заинтересованные лица сказали бы: «Если они смогли это сделать, то и мы сможем». Теперь же все наоборот. Они говорят: «Раз уж «Хонда» ничего не может добиться, есть ли шанс у нас?».
Даниил Квят о контракте на сезон-2016: «Сейчас мы говорим о том, останется «Ред Булл» в «Формуле-1» или нет. Так что давайте подождем, а уже потом будем говорить обо мне. В данный момент я просто стараюсь как можно лучше выступать в каждой отдельно взятой гонке. А там посмотрим. Мы ждем, пока прояснится ситуация, и уже после будем принимать решения».
Расписание уик-энда
Время московское
Пятница
Практика 1: 4:00 – 5:30
Практика 2: 8:00 – 9:30
Суббота
Практика 3: 6:00 – 7:00
Квалификация: 9:00
Воскресенье
Гонка: 8:00
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose