Болид на коленке. Почему «Манор» еще долго будет аутсайдером
Sports.ru рассматривает выступления самой слабой команды «Формулы-1» в первой половине сезона-2015.
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
Команда остается «Марусей» лишь формально
В прошлом году бизнесмен Андрей Чеглаков перестал финансировать конюшню из Банбери, выступавшую под российским флагом. Та долго боролась за выживание, но в итоге, как показалось многим, сдалась, и пропустила остаток сезона.
Глядя на коллапсирующий «Катерхэм», возникало чувство, что и «Маруся» повторит судьбу главного конкурента в «Формуле-1»: сотрудники разбежались, закончились средства к существованию, а кредиторы требовали немедленных выплат. Робкие заявления о намерении выступить в сезоне-2015 воспринимались попыткой выудить у Берни Экклстоуна призовые, положенные за 9 место в Кубке конструкторов.
Однако в заявочный лист команду внесли, причем конструктором шасси официально осталась «Маруся», хотя никаких связей с почившей автомобильной компанией у коллектива «Ф-1» уже не осталось – спасителем выступил бизнесмен Стивен Фитцпатрик.
Пропуск старта сезона не сказался на настрое коллектива
Во время межсезонья Джон Бут и Грэм Лоудон уговаривали ушедших сотрудников вернуться (многие откликнулись на призыв с радостью), искали спонсоров, вели переговоры с кредиторами, а также подписали двух молодых пилотов без опыта.
Серьезной проблемой оказался болид. Поскольку на создание новой машины времени не осталось, «Манор» занялся адаптацией прошлогоднего шасси к новому техническому регламенту. Впрочем, даже такой ход не позволил вовремя стартовать в чемпионате мира – предсезонные тесты и первую гонку в Австралии коллектив пропустил (формально на Гран-при Австралии «Манор» приехал, вот только из-за неработающей машины принять участие в гонке не смог).
Но, к удивлению общественности, на втором этапе аутсайдер поехал, затем принялся улучшать машину, а к домашнему Гран-при Великобритании даже подготовил новинки, которые позволили слегка отыграть отставание от других команд.
Маленькая команда с мизерным бюджетом выжила в непростой ситуации, подписала контракты с несколькими спонсорами, и теперь планирует включиться в погоню за остальным пелотоном.
«Манор» еще долго будет аутсайдером
Энтузиазм, с которым Бут и Лоудон говорят о своих маленьких победах, подкупает: вот они рапортуют о расширении штата до 220 человек, обещают еще одну партию обновлений, надеются со временем навязать борьбу «Зауберу»…
Но затем включается режим «реалиста», и ты осознаешь, что между остальными конюшнями и «Манором» световые годы: у британского коллектива нет базы, очень мало ресурсов и все еще нет возможности полноценно работать в аэродинамической трубе. Прежде чем «Манор» решит все инфраструктурные проблемы и начнет трудиться в условиях, сопоставимых хотя бы с теми, что есть у «Заубера» и «Форс-Индии», пройдет немало времени.
Конечно, за романтиков нельзя не болеть, не симпатизировать скромным Буту и Лоудону тоже не получается, но надо смотреть на вещи трезво: в следующем году в «Формуле-1» появится «Хаас» – команда с основательным деловым подходом, намеренная закрепиться в «Большом цирке» всерьез и надолго. Если американцы все сделают правильно, то быстро выбьют «Манор» с десятого места в Кубке конструкторов и превратят последних в настоящих бродяг (разница в призовых деньгах между 10 и 11 местами составляет около 50 млн долларов). Как долго протянет «Манор» без солидной денежной прибавки от Берни?
Оценка техническому штабу: 5/10
Как объективно оценить работу команды над болидом? С одной стороны, «Манор» пропустил тесты и первую гонку, а затем представил публике лишь чуть улучшенную версию прошлогодней модели, но с другой – учитывая тот факт, что гоночный автомобиль собирался чуть ли не на коленке в гараже Джона Бута, можно только похвалить умельцев, заставивших это чудо ехать по трассе. Более того, машина проигрывает лидерам в квалификации всего 5 секунд, и с недавнего времени разрыв начал сокращаться.
Оценки гонщикам
Джон Бут о пилотах: «Мы взяли двух новичков, не провели предсезонных тестов и пропустили первую гонку, лишь догадываясь, как они выступят, и они потрясающе отработали. Мы восхищены обоими».
Роберто Мери: 5/10
В первых Гран-при неопытный испанский пилот проигрывал напарнику по секунде на круге, но ближе к середине сезона принялся потихоньку давить на конкурента, а в Венгрии даже наконец-то вырвался вперед. В целом Мери производит неплохое впечатление – по крайней мере, глупых ошибок (за исключением эпизода в WSR) он не совершает.
Уилл Стивенс: 6/10
У англичанина есть небольшое преимущество перед коллегой: он ниже, легче, а главное – получил бесценный опыт пилотажа в гоночных условиях еще в прошлом сезоне. А еще Уилл раскованнее, комфортно чувствует себя в кокпите самой слабой машины, и поэтому, возможно, выжимает из нее чуть больше.
Лучший момент: шансы на очки в Великобритании
В хаотичной гонке в Сильверстоуне «Манор» мог чудом добраться до очковой зоны – в момент, когда начался дождь, Стивенс занимал 12-е место. Однако затем все пошло наперекосяк: сначала команда совершила преждевременный пит-стоп, затем промежуточные покрышки истрепались на еще не намокшей трассе, а после, когда болид лишился сцепления, с неба снова что-то хлынуло.
«И только когда был совершен еще один пит-стоп, мне удалось спокойно доехать до финиша», – говорит Стивенс. – «В той гонке мы наиболее близко подобрались к очкам – еще немного, еще чуть-чуть острой битвы между конкурентами, и мы, возможно, заработали бы зачетные баллы».
Худший момент: известие о смерти Жюля Бьянки
Утром 18 июля весь автогоночный мир узнал, что молодой французский пилот, девять месяцев находившийся в коме после страшной аварии на Гран-при Японии, все-таки перестал бороться за жизнь.
«Невозможно описать невероятную грусть, охватившую нашу команду этим утром, когда мы узнали о потере Жюля. Он оставил яркий след в нашей жизни, и навсегда останется частью того, чего мы достигли, и за что будем бороться дальше», – сообщил потрясенный Бут.
На что рассчитывать во второй части сезона?
Сильных изменений в результатах ждать точно не стоит – «Манор» все так же будет замыкать пелотон. Однако жизнь может стать насыщеннее: к осени должен состояться переезд на новую базу, инженерный отдел получит полноценный доступ к аэродинамической трубе, а на Гран-при Сингапура (традиционно очень важном для «Манора») могут появиться крупные обновления для гоночного болида. Может быть, в следующей хаотичной гонке Стивенс и Мери все-таки поборются за десятое место?
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Fotobank/Getty Images Sport/Lars Baron
Для нас все равно она останется "Марусей"
Посмотрим, что будет дальше
Квалификация
Хэмилтон | 82,02 | 100,00%
Мери | 87,416 | 106,58%
Правило 107 % | 87,761 | 107,00%
Стивенс | 87,949 | 107,23%
И лишь благодаря спорт.рег. Q3 Маруся вообще попадает на старт гонки
Хэмилтон | 82,89 | 100,00%
Мери | 87,416 | 105,46%
Стивенс | 87,949 | 106,10%
Правило 107 % | 88,692 | 107,00%
Длина автодрома:
Венгрия | Будапешт | 4381 м
Бельгия | Спа | 7004 м
а смысл? КК
9 McLaren 17 очков
10 Manor 0
11 ---