Сколько денег будет получать Хэмилтон по новому контракту с «Мерседесом»
Действующий чемпион «Формулы-1» стал самым высокооплачиваемым спортсменом Великобритании.
Финансовые тайны
Контракты и финансовые соглашения – одна из тех областей «Формулы-1», о которых посвященные люди не очень любят говорить: мало кому нравится, когда в его кошельке копаются посторонние люди. Тем не менее, из карманов толстосумов иногда вываливается правда – временами частичная, но все же позволяющая осознать степень богатства интересующей личности. Одним из самых достоверных источников информации о зарплате является биография спортсмена – из книг порой можно узнать не только точную сумму сделки, но и пикантные подробности торгов или детективные истории о приезде на переговоры под покрывалом на заднем сиденье машины.
С биографиями одна лишь беда – гонщики садятся за мемуары на излете или после завершения карьеры и раскрывают те финансовые тайны, которым 10 или 20 лет. Что же делать, если нас интересует, сколько пилот зарабатывает сейчас?
К счастью, мир не без добрых людей, и «Формула-1» – не исключение. Журналистов, мечтающих залезть в ячейку швейцарского банка и поделиться полученными сведениями с общественностью – великое множество, и некоторые из этих пронырливых созданий обладают серьезными связями и умеют за чашечкой кофе выуживать из своих высокопоставленных собеседников ценную информацию. Наиболее авторитетный источник – журнал Formula Money, досконально разбирающийся в контрактах и аккуратно оценивающий финансовое состояние персон из мира автоспорта. Хороши и отдельные представители – скажем, имя Кристиана Силта, пишущего для Pitpass, Forbes, Daily Mail, ESPN F1 и того же Formula Money рядом с заглавием материала служит «гарантом достоверности» – читая тексты этого автора вы почти наверняка узнаете наиболее приближенные к реальности цифры.
Но иногда источники конфликтуют друг с другом – например, в конце апреля The Times и Formula Money сильно разошлись в оценке состояния Льюиса Хэмилтона: разница в подсчетах оказалась столь существенной, что данные отличались между собой в два раза. Такие истории говорят о том, что слепо доверять одному изданию нельзя - лучше окружить себя группой источников и тщательно сравнивать между собой предоставляемые ими цифры и числа. Вот почему к слуху о том, что Хэмилтон потребовал 200 млн долларов за три года сотрудничества с «Мерседесом», стоило относиться осторожно.
Как менялся уровень зарплат в недавнем прошлом
Бурный рост зарплат в «Формуле-1» начался со времен Ники Лауды – австриец однажды захотел 1 млн долларов, и получил его. В 80-х за счет притока денег от телевизионщиков и табачников топ-пилоты стали получать больше того самого гонорара Лауды в 5-10 раз, а в 90-х сначала Сенна, а затем Шумахер пробили отметку в 20 млн долларов за год. В эпоху доминирования «Феррари» компания «Филип Моррис» так накачивала Скудерию деньгами, что зарплата Шумахера достигла 35-40 млн долларов, а после ухода немца из «Формулы-1» талантливые менеджеры Кими Райкконена «продали» финна богатой конюшне за 50 млн – наследник «Красного барона» должен был стать новой примой и получить соответствующее вознаграждение.
Не исключено, что рост зарплат продолжился бы и далее, но в 2008-м грянул финансовый кризис, автопроизводители принялись закрывать заводы, а ведущие банки – лопаться один за другим, и в таких условиях топ-команды и их спонсоры не смогли больше тратить бешеные деньги – в 2010-м гонорары ведущих гонщиков упали до 20 млн долларов в год (впрочем, возможно, самые высокооплачиваемые спортсмены, такие как Шумахер и Алонсо оказались еще и не в том положении, чтобы серьезно торговаться – немец возвращался в чемпионат после перерыва, а испанец пришел в Скудерию из более слабой команды и требовал в первую очередь хорошую технику, а уж только потом – деньги). Помог сдерживанию роста зарплат и «фактор Феттеля» – немец в начале карьеры в «Ред Булл» получал в 2-3 раза меньше, чем Алонсо в «Феррари», и только к концу выступлений за «быков» достиг финансового уровня испанца – если бы Себ сразу установил высокую планку, остальные топ-пилоты обязательно выбили бы себе новые контракты и подобрались к четырехкратному чемпиону по доходам.
137 000 долларов в день
Все изменилось с переходом в «Мерседес» Льюиса Хэмилтона – в «Макларене» англичанин не получал гигантских денег из-за того, что команда серьезно потратилась на Баттона (выбившего себе очень приличную зарплату – около 20 млн долларов – когда был в хорошей форме), но в Бракли даже в нечемпионский год Льюису спокойно отдали 25 млн. В 2014-м гонорары талантливого гонщика составили около 35 млн долларов (25 млн чистая зарплата плюс 10 млн – бонус за победу в чемпионате мира), и, возможно, Льюис не стал бы сильно поднимать ставки, если бы не внезапный переход Феттеля в Скудерию – четырехкратный чемпион мира за сезон-2015 получит 50 млн долларов, а за следующие два – еще 60 (по 30 за каждый год).
Англичанин, всегда ревностно относившийся к успехам немецкого коллеги, конечно, не мог остаться в стороне и, благодаря статусу действующего чемпиона мира, потребовал от «Мерседеса» лучших финансовых условий в пелотоне. Команда из Бракли, вознамерившаяся было потихоньку сократить расходы, оказалась в неудобной ситуации: с начала сезона-2015 Льюис принялся побеждать в каждой гонке, в то время как его напарник, напротив, иногда даже уступал соперникам из «Феррари» – на таком фоне акции лидера чемпионата резко пошли вверх.
В Штутгарте и не думали отказываться от услуг одного из лучших пилотов современности, но надеялись оттянуть время до спада его формы. Льюис же, напротив, «давил» на боссов, пытаясь как можно быстрее поставить подпись под новым соглашением. Слухи о возможном переходе Хэмилтона в «Феррари» также играли на руку спортсмену – руководство «Мерседеса» даже связалось с коллегами из Скудерии, чтобы удостовериться в том, что те не украдут их чемпиона.
В итоге победителем в затянувшейся истории стал гонщик – согласно Daily Mail, по новому соглашению Льюису будет получать 50 млн долларов в год. Верить английскому изданию на слово, конечно, не стоит, но если вспомнить динамику роста зарплат и учесть финансовые возможности «Мерседеса», можно предположить, что указанная сумма вряд ли далека от истинной.
В Бракли же могут перевести дух – следующие переговоры с Хэмилтоном начнутся лишь в 2018 году, сам гонщик постареет, а команда, возможно, перестанет доминировать. И тогда убедить спортсмена пойти на снижение зарплаты будет проще.
Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Mason, Mike Powell/Allsport, Paul Gilham
Именно об этом и мечтает каждая команда: когда же, наконец, мы перестанем доминировать и у пилотов спад настанет?! Ведь потом можно снизить зарплату пилотам.
Автор, Вы головой иногда думайте, прежде чем писать такую ерунду. Чего они сразу на пит-стопах ему колеса не открутят, чтобы он до финиша не доехал, или в настройках что-нибудь добавят, чтобы снизить мощность болида?
А пример Феррари Вас не убеждает в том, что если команда доминировать перестаёт, то топовых пилотов можно привлечь только нереальными финансовыми условиями?
Так что выкинуть 50 лям на Феттеля для них не проблема.