Дон Маурицио. Почему босс «Феррари» – новый герой «Формулы-1»
В автогонках появился харизматичный лидер, которого полюбят миллионы болельщиков.
Несмотря на множество внутренних проблем – падение зрительского интереса, неспособность всерьез конкурировать с другими мощными зрелищами, финансовые трудности участников и многое другое, – «Формула-1» по-прежнему может удовлетворять интересы разных зрительских групп. Большинству достаточно включать телевизор раз в две недели ради просмотра Гран-при и болеть за одного из спортсменов, другим интересны технические детали и устройство гоночных автомобилей, а кто-то интересуется лишь делами любимой команды и не готов тратить время на созерцание происходящего за пределами одного коллектива.
Впрочем, четко разделить слои в среде болельщиков не получится – есть люди, интересующиеся чемпионатом в целом и не относящие себя ни к одной из перечисленных выше категорий. Им нравится наблюдать за действиями и поступками ярких личностей – таких в «Ф-1» достаточно, и это необязательно пилоты. Как ни странно, гонщики, которые постоянно на виду и (по мнению Берни Экклстоуна) должны производить наибольший шум в медиапространстве, ведут себя скованно и тихо – преодолеть барьер корпоративной этики могут лишь исключительные парни, уже добившиеся больших успехов и знающие себе цену. Но таких мало, поэтому в поисках интересных персонажей приходится переключать внимание на руководителей коллективов – людей, обличенных властью и способных говорить то, что не всегда разрешено пилотам.
Конечно, и у них есть ограничения, обязательства и корпоративные интересы. Однако, во-первых, степень дозволенности общаться на непростые темы у таких персон заметно выше, чем у кого бы то ни было, а во-вторых, за годы карьеры они научились удовлетворять интересы разных групп, вести за собой умнейших людей (зачастую более умных, чем они сами), добиваться успехов и при этом не терять авторитета. Сильные руководители – это либо талантливые политики, либо харизматичные лидеры, обаяние которых заменяет им административные способности.
Киты прошлого и настоящего
Возможно, 10 или 20 лет назад боссы вели себя ярче. Главные герои, в отличие от нынешних, любили противопоставлять себя друг другу и устраивать настоящие войны, а еще у них были совершенно разные стили ведения дел. Многие наверняка вспомнят Флавио Бриаторе – эпатажного махинатора-коммерсанта, полной противоположностью которого считался холодный, но страстно влюбленный в гонки Рон Деннис. От обоих сильно отличался серый кардинал Жан Тодт, а еще «Формулу-1» невозможно было представить без одиозного президента ФИА Макса Мосли. Ну и, конечно, Берни Экклстоун был моложе и более активно дергал за разные ниточки.
Но та эпоха закончилась – Бриаторе зашел слишком далеко и был изгнан, Тодт сменил кабинет в Маранелло на апартаменты в Париже, а Деннис, несмотря на возвращение к руководящей должности в «Макларене», уже не рвется в бой в первых рядах, предпочитая делегировать полномочия.
Нынешние ключевые фигуры паддока почти не совершают резких движений и больше напоминают шахматистов, разыгрывающих сложные многоходовки, но за внешним спокойствием и улыбками этих людей тоже скрываются многогранные, яркие, страстные натуры.
Посмотрите на Тото Вольффа, который из незначительного аукционера «Уильямса» дошел до должности руководителя автоспортивного подразделения «Мерседеса». За несколько лет Тото проявил себя отличным стратегом – позволил Россу Брауну выстроить побеждающий коллектив, а затем выдавил матерого англичанина из конюшни. Вольфф не играет роли «свадебного генерала», как его предшественник Норберт Хауг, а занимается важными делами, влияющими на будущее «серебряных стрел», и отлично уживается с двумя другими ключевыми игроками в структуре команды – старым интриганом Ники Лаудой и формальным руководителем конюшни Падди Лоу. Уживается потому, что один из соратников не имеет широких полномочий, а второй занят только техническими и административными делами и не лезет в политику. Жесткость Вольффа особенно заметна в вопросах, касающихся технического регламента – конкуренты до сих пор не нашли рычагов воздействия на австрийца, способных заставить пойти на уступки и позволить соперникам подтянуться. Похоже, Вольфф хорошо изучал конспекты Тодта.
Другой экземпляр – хорошо всем известный Кристиан Хорнер, истинный наследник Экклстоуна. Руководитель «Ред Булл» имеет в своем арсенале целый ряд средств давления и влияния в «Формуле-1», но самым интересным является старое стенобитное орудие под названием «доктор Марко». Суровый австриец порой говорит громкие, абсурдные вещи, в то время как Хорнер внимательно наблюдает за реакцией общественности и конкурентов. Если необходимо, Кристиан продолжает жесткую линию, выбранную правой рукой Дитриха Матешица, в других же случаях ведет себя словно добрый полицейский после выступления злого напарника. Самый крупный из последних успехов Кристиана – целенаправленная критика «Пирелли» в 2013 году, которая привела к тому, что итальянская компания переделала шины и тем самым помогла «быкам» достичь уникальной победной серии. В нынешней партии Хорнер ведет войну за право изменить технический регламент, дергает партнеров из «Рено» и даже угрожает покинуть «Формулу-1». Стоит ли за этим стремление просто вернуть «Ред Булл» на вершину или именно с этих действий начался путь смены власти во всем чемпионате мира? Разобрать нельзя. Но именно поэтому словам Кристиана необходимо внимать.
Каждому из современных руководителей команд «Ф-1» нужно быть хорошим дипломатом и переговорщиком – не все могут позволить себе действовать с позиции силы. Отличный пример – Эрик Булье, столь удачно вписавшийся в структуру «Макларена», что кажется, будто он находился в этой команде всю жизнь. Эрик и прежде умел вести аккуратные речи, но сейчас его навыки повысились до невероятного уровня: француз мастерски лавирует между очень требовательным боссом, амбициозными гонщиками и своенравным партнером-мотористом. Одно неосторожное движение может вызвать большой конфликт или обиду – вот почему спичи Булье в последнее время выглядят все более туманными и пространными.
Новый герой
Хотя умных и интересных людей в «Формуле-1» хватает, новые обаятельные личности чемпионату мира никогда не помешают. И здорово, что такой человек появился в «Феррари» – команде, к руководству которой в недавнем прошлом у многих было много вопросов. Против Стефано Доменикали, в целом, пресса не выступала, но этот человек был слишком интеллигентным и мягким. А Марко Маттиаччи за несколько месяцев на посту главы гоночной команды настолько старался не выделяться, предпочитая решать все насущные вопросы в тишине кабинета в Маранелло, что сейчас его имя не вспомнит никто, кроме болельщиков Фернандо Алонсо. Маурицио Арривабене говорит и действует иначе, чем предшественники.
Что известно о нем до назначения на нынешнюю должность? Все и ничего одновременно – с 1997 года работал в табачной компании «Филлип Моррис», которая уже долгие годы является главным спонсором Скудерии, и потому неплохо разбирается в «Формуле-1» в целом. Да, у него нет опыта руководства гоночными коллективами, но для президента «Фиата» главным было то, что Арривабене понимает роль «Феррари» в истории автогонок и знает, какое место должна занимать Скудерия. Но разве этого достаточно для того, чтобы быть боссом гоночной команды? Для Маурицио – да.
С первых же дней на новом рабочем месте Арривабене начал говорить правильные вещи. Из речей руководства исчезла ненужная патетика, закончились разговоры о немедленном реванше. Словно опытный психолог, он успокоил коллектив и позволил всем заниматься своим делом. Понятно, что львиная доля в успехе на старте сезона-2015 связана с удачной конструкцией болида Джеймса Эллисона, однако не менее важно, что впервые за последние годы «Феррари» провела подготовку к чемпионату без каких-либо «накачек». Давление, годами сковывавшее Маранелло, исчезло, и Скудерия добилась прогресса.
А еще важно не то, что говорит Маурицио, а то, как он это говорит. Слушая выступления или интервью Арривабене, складывается ощущение, что это не просто руководитель конюшни, а настоящий дон, призванный решить все проблемы бедных итальянских родственников. Негромкая речь, уверенная поза, ровная осанка и главное, абсолютная уверенность в своих действиях. Вовремя вставленная шутка (простенькая фраза «no money – no honey» о моторах для «Манора» покорила всех собравшихся на пресс-конференции в Австралии), легкий налет скромности – все это моментально располагает к нему окружающих. И вот уже не совсем понятно – берут журналисты Sky Sports интервью у харимазтичного итальянца или просто счастливы постоять рядом с ним? У зрителей же возникает ощущение, что они смотрят не «Формулу-1», а «Крестного отца».
Другая интересная черта Арривабене – он хочет знать все детали и самостоятельно разобраться во всех подробностях. Когда в Мельбурне на пит-стопах Кими Райкконена раз за разом возникали заминки из-за сорванной резьбы, он лично выходил общаться с механиками и выяснял причины произошедшего. Может это и было позерством, но, с другой стороны, механики еще сильнее прониклись важностью своей работы. Разве такие действия не повышают боевой дух команды?
И при этом он не пытается затмить всех остальных. Каждое слово Арривабене в послегоночном интервью в Сепанге подчеркивало – успеха добились все, кто работает в Маранелло, и потому говорить в радостный день должны именно они, творцы успеха. От таких похвал стоявшие рядом инженеры Скудерии засияли еще ярче. Да, за таким человеком точно пойдут легионы…
Наблюдать за всем этим – одно удовольствие. Жаль только, что «Формула-1» по-прежнему не умеет «продавать себя». В гонках скрыто много интересных вещей, но большинство зрителей видят лишь верхушку айсберга – во многом по вине хозяев гоночной серии, по-прежнему не понимающих, как раскрыть весь потенциал своего продукта.
Фото: REUTERS/Jason Reed; Fotobank/Getty Images/Alex Grimm/Bongarts, Mark Thompson
Похоже Дима, ты тоже попал под обаяние Маурицио. Я обрадуюсь, если он оправдает ожидания от своей работы, но.... Понятно, что рано говорить о том, что случится и в статье отмечено происходящее здесь и сейчас. Так ли сильно ситуация отличается от команды времен Доменикалли? Главная проблема команды в последние годы была в скорости машины и люди, которые ее решали недостатка в мотивации не испытывали. В результате, приглашенный прежним руководством Элиссон и внес существенный вклад в ее решение еще до появления Арривабене. Все то, что сейчас выглядит как слаженный механизм, был настроен и работал, не смотря на неутешительные результаты, смену регламента и руководства.
В опросе я ответил нет, потому что не знаю ху из мистер Маурицио, как руководитель, потому как шоумен он меня не интересует (правда фактура для исполнения роли старого пирата у него что надо). В ближайшее время нам предстоит составить более полную картину его царствования и тогда можно будет вернутся к вопросу снова, потому как изменения в верхах назрели, здесь спору нет, а вот тот ли человек пришел пока остается вопросом.
Согласна с теми, кто считает текст шикарным :)
Спасибо, Дима :)
А может и не виноват он совсем, СМИ перебарщивают ?