Шоссе в никуда. Какой была бы «Формула-1» при старом регламенте
Если бы не переход на новые двигатели, в «Формуле-1» за победы боролись бы как минимум три команды. Дмитрий Федотов – об альтернативном пути развития гонок.
Прошлой осенью один из известных журналистов заметил: к заключительным этапам сезона «Мерседес» набрал такую форму, что оторвался от ближайших конкурентов даже сильнее, чем в начале года. Не согласиться с этим было трудно, так как эксперт подкреплял точку зрения убедительными цифрами, доказывающими, что «Уильямс» и «Ред Булл» в квалификационной скорости окончательно перестали поспевать за конюшней из Бракли.
Тем не менее, во вторую часть посыла – о том, что весной в Австралии «серебряные стрелы» уничтожат пелотон – верить не хотелось: в конце концов, в истории бывали случаи, когда безоговорочные лидеры сбавляли темп, и в чемпионате возрождалась интрига. К тому же осенний отрыв «Мерседеса» мог отчасти объясняться переходом конкурентов к проектам новых машин и полным переключением на сезон-2015.
Но после зимних испытаний, на которых чемпионы не торопились раскрывать все карты, высокая скорость W06 подтвердилась. А на тренировках в Австралии, наверное, у всех отпали последние сомнения – «Мерседес» оказался почти совершенным: не возникло никаких вопросов с надежностью конструкции, не подвел мотор, и даже с базовыми настройками и не самым лучшим балансом Хэмилтон и Росберг «привезли» ближайшим конкурентам более секунды на круге. Гонка прошла в том же ключе, как и в сезоне-2014 (Льюис и Нико вообще не испытали никакого давления со стороны преследователей), бросили по-настоящему атаковать в середине заезда и оба добрались до финиша. Шах и мат. Сезон закончен, благодарим за внимание, дальше можете не смотреть.
В пятницу, после чудовищных отрывов я вспомнил о прошлогодней статье западного журналиста и подумал: а когда в последний раз у «Мерседеса» наблюдались проблемы в развитии? Заводская команда концерна из Штутгарта задолго до смены регламента двигалась вперед семимильными шагами: в 2012 году Росберг принес «серебряным стрелам» первую победу, а в первой половине 2013-го Нико и Льюис поднялись на верхнюю ступень подиума трижды (при этом у лучшей команды, «Ред Булл», было четыре виктории). Конечно, и три, и два года назад они бросали доводку шасси посреди сезона и проваливали оставшуюся часть чемпионата, но даже с такой поправкой динамика прогресса внушала трепет.
Я вообще уверен, что даже без смены регламента в области двигателей в 2014-м «Мерседес» обязательно включился бы в борьбу за чемпионский титул или выиграл его – у команды огромные финансовые и человеческие ресурсы, умное руководство и замечательная пара гонщиков. Возможно, кубки не падали бы в руки Тото Вольффа, Падди Лоу и Ники Лауды пачками – как случилось в прошлом году, – и оба титула достались бы в кровопролитной битве. Но разве нам, болельщикам, такая история не была бы интереснее?
Не подумайте, что я критикую новый регламент – мне нравится сама концепция турбодвигателей и даже к звуку моторов нет серьезных претензий (хотя, наверное, хотелось бы, чтобы силовые агрегаты звучали как в 80-х), – но то, что я вижу в последние полтора года (с осени 2013 до настоящего времени), то есть, бесконечные победы одной команды без какой-либо альтернативы – это не самый привлекательный путь, по которому пошла «Формула-1».
Представьте, если бы 5 лет назад команды «Ф-1» отклонили переход на новый регламент. «Мерседес», как я уже сказал, все равно догнал бы «Ред Булл». Более того, к группе лидеров сейчас наверняка примкнула бы и «Феррари», для которой Джеймс Эллисон построил бы машину-конфетку. Возможно, в этой альтернативной истории не возник бы конфликт между Фернандо Алонсо и руководством Скудерии и сегодня один из лучших гонщиков «Формулы-1» по-прежнему рулил алой машиной и наконец-то боролся бы за титул.
Три команды могли бы сейчас сражаться за чемпионское звание.
Не спрашивайте, какая история ждала в этом случае «Макларен» – трудно сказать, каким стал бы «развод» между Уокингом и Штутгартом и захотела бы «Хонда» вернуться в гонки с устаревшей конструкцией двигателей. Трудно было бы ожидать и феноменального возвращения «Уильямса», но зато я почти не сомневаюсь, что аутсайдеры вроде «Маруси» и «Катерхэма» пережили бы кошмарный 2014 год, а «Лотус» и «Форс-Индия» не погрязли в долгах из-за дорогущих силовых установок. Возможно, впрочем, что беда все равно бы пришла – трудности в экономической составляющей жизни конюшен «Ф-1» назревали давно.
В конце концов, высокая конкуренция идет на пользу не только болельщикам и владельцам коммерческих прав – даже в самом «Мерседесе» высоко бы ценили победы, добытые в суровом сражении. Иногда такие короткие, но яркие успехи лучше для бренда, чем годы безоговорочного, но скучнейшего доминирования.
Прямо сейчас трудно представить, что «Мерседес», показывавший лучшие темпы развития в последние годы, резко остановится. Какие для этого есть предпосылки? Регламент наверняка останется стабильным как минимум до 2017 года, по части развития двигателей штутгартцы доказали, что им нет равных, а вопрос о лучшем шасси встал ребром еще в прошлом году: «Мерседес» построил машину, которая по своим аэродинамическим свойствам оказалась не хуже, чем у «Ред Булл».
Я не сомневаюсь, что после пары-тройки вот таких побед, как в воскресенье в Мельбурне, конкуренты поднимут дикий вой (на самом деле кое-кто уже завыл, а вот еще одна интересная история), Берни Экклстоун потребует вернуть все назад и напуганный неприятной перспективой «Мерседес» слегка поиграет с соперниками в кошки-мышки: отдаст пару побед, но титула не упустит.
И при самом оптимистичном сценарии мы увидим реальные битвы только через полтора-два года, или, если не повезет, эпоха царствия «Мерседеса» продлится примерно столько же, сколько у «Феррари» в начале XXI века.
Может быть, я сгущаю краски, но если вдруг тенденция сохранится, ни к чему хорошему она не приведет: однажды устав от бесконечных побед боссы в Штутгарте могут свернуть гоночную программу в «Ф-1», урежут финансирование или продадут команду. Такое бывает с заводскими конюшнями – когда все цели выполнены, прагматичные дяденьки в офисах небоскребов прикрывают нерентабельные лавочки. И будет хорошо, если к тому моменту в чемпионате останется приличное количество достойных участников.
Фото: globallookpress.com/Zumapress.com/Hoch Zwei
Вы не поверите - технический регламент -))
Ровно то, о чем "ноют", как тут любят выражаться, в РедБулл. Кстати, если читать их высказывания в полном виде, а не порезанные на несколько "разных" новостей одно выступление, то можно заметить, что и Хорнер, и Ньюи сначала отдают должное той потрясающей работе, которая была проделана инженерами Мерседес. И только потом сетуют, что регламент не дает им возможности попытаться догнать конкурентов.
Система действительно получилась "дурацкая", хотя понятно, что когда придумывалась - руководствовались только благими намерениями (сокращение расходов). Хотя все-равно выглядело это не очень умно с самого начала.
Судите сами: Рено в прошлом году создали дерьмовую Силовую Установку. Это, положим, не очень удивительно. Установки чрезвычайно сложные. Это высокотехнологичный продукт, действительно бриллианты инженерной мысли. Ну, как минимум, СУ Мерседеса. -))
То что где-то при разработке СУ инженерами Рено были допущены ошибки и/или просчеты - это нормально. Инженеры - они люди. Для сложных технологий, для наукоемких областей работа без ошибок - она практически невозможна. Ну вот и допустили инженеры где-то просчеты, в результате которого на 2014 год получилась у Рено такая СУ, какая получилась. Чтобы они сделали в "нормальной" ситуации? Выбросили бы свою неудачную СУ на свалку, и пользуясь знаниями и опытом полученным за год создали бы новый продукт. Но вот тут-то регламент их режет. Он говорит: "вы не можете выбросить свое дерьмо целиком и начать все по новой. Вы должны оставить как минимум половину от своего дерьма на следующий сезон". В Рено попытались - получилось еще хуже. Видимо. не ту половину попробовали выбросить -)) В Феррари - удалось немного подтянуться, в Рено - видимо изначальный просчет был глубже, чем "полдвижка". Ну либо ошиблись еще раз.
И вот в результате ситуация: 2014 года провален, 2015 - уже понятно что провален. В 2016 - поменять в СУ можно будет еще меньше, стало быть тоже уже провален. То что здесь называют "нытьем газировщиков", на самом деле является борьбой за ШАНС(!!!) побороться за чемпионат в 2017м. Немного ни мало.
Я никогда не причислял РедБулл к свои любимчикам, но вполне понимаю их нынешние разговоры. Посудите сами: у них есть ресурсы, есть деньги, есть база, есть высококлассные инженеры. Но они ничего не могут сделать - их давит по рукам регламент. Без движка никакие крылья, подвески, воздуховоды, диффузоры и т.п. работать не будут. А вносить изменения в двигатель нельзя. Да, в Рено ошиблись. Да, они готовы из-за технических ошибок потерять чемпионат, но речь то идет о потере уже трех лет, и возможно даже более. По этому разговоры об уходе из чемпионата насовсем - они вполне разумны и обоснованны. Особенно, со стороны того, кто за все это платит. А какой смысл ежегодно вбухивать сотни миллионов, если ты ЗАРАНЕЕ знаешь, что успеха не добиться - ключевой элемент, из-за которого случилось отставание, поменять нельзя? Уверен, Матешиц не может не задумываться над этим. Какое в результате будет принято решение - не знаю. Но уверен, что обсуждаться вопрос будет всерьез...