«Заубер» против ван дер Гарде. Почему в новом скандале в «Формуле-1» не будет победителей
В преддверии первой гонки в «Формуле-1» разгорелись судебные битвы – незаконно уволенный пилот потребовал вернуть его в состав команды.
Гоночный сезон еще не стартовал, а в «Формуле-1» уже разразился первый крупный скандал: голландский пилот Гидо ван дер Гарде в суде выиграл право выступать за «Заубер» на Гран-при Австралии, первом этапе чемпионата мира.
С чего все началось?
Два года назад команда из швейцарского Хинвила оказалась на грани банкротства. Она выжила, но полностью выбраться из финансовой ямы не сумела – в результате в сезоне-2014 «Заубер» строжайше экономил ресурсы и искал партнеров.
Поскольку крупные корпорации редко занимаются поддержкой команд-середняков и лучший способ добыть деньги – подписать контракт с пилотом, за которым стоят солидные спонсоры, Хинвил окружил себя целой группой спортсменов. В нее вошли «боевые» гонщики Адриан Сутиль и Эстебан Гутьеррес, а также запасные: Сергей Сироткин, Симона де Сильвестро и Гидо ван дер Гарде. Параллельно руководитель команды Мониша Кальтенборн вела переговоры с бразильцем Фелипе Насром из серии GP2 и богатым шведом Маркусом Эрикссоном из обанкротившегося «Катерхэма».
В виду бедственного положения конюшни Кальтенборн была готова подписать контракт с любым, кто даст больше денег – летом 2014-го «Заубер» оформил договор с ван дер Гарде, а затем – с Эрикссоном и Насром. Последние двое были официально названы новыми пилотами команды, включены в заявочный лист и начали подготовку к сезону-2015. О том, что на руках у Сутиля и ван дер Гарде остались подписанные соглашения на следующий год, Кальтенборн (между прочим, выпускница юридического факультета Венского университета) предпочла забыть.
Историю с Сутилем «Заубер» замял быстро – немец для приличия повозмущался, но затем понял, что сутяжничество лишь помешает в поисках новой команды. Так что Адриан вышел из игры, по-видимому, согласившись на компенсацию. Ван дер Гарде и его адвокаты, напротив, решили довести дело до конца.
Вердикт суда
Компания McGregor, спонсор голландского гонщика, моментально отреагировала на объявление «Заубера» о составе пилотов в ноябре 2014-го – пригрозила судебным иском. В ответ команда лишила ван дер Гарде пропуска в паддок «Формулы-1» и тем самым отрезала пути к мирному решению вопроса. Так что пока зимой Хинвил проводил предсезонную кампанию, адвокаты спортсмена вовсю готовились к судебным заседаниям.
Боевые действия начались на прошлой неделе: арбитражный суд в Швейцарии постановил, что «Заубер» незаконно уволил гонщика. Однако поскольку первый Гран-при сезона должен пройти в Мельбурне, ван дер Гарде и его адвокатам пришлось выигрывать также и австралийский суд, который, впрочем, тоже завершился решением в пользу пилота: от «Заубера» потребовали предоставить спортсмену кокпит и дать возможность выступить в Гран-при.
Чем все закончится?
Есть три основных варианта развития событий: завершение дела в пользу «Заубера», полюбовное соглашение с выплатой компенсации гонщику или победа голландской стороны.
Несмотря на то, что швейцарская команда вроде как проиграла в суде, у нее все еще остается возможность не допустить пилота до кокпита. Для достижения этой цели нужно применить простую тактику затягивания и торможения судебного процесса, которой, судя по всему, Кальтенборн уже воспользовалась. Суть сводится к тому, чтобы путем подачи апелляции или отвода судей добиться переноса окончательного вердикта до того момента, когда ван дер Гарде физически не успеет выступить в Гран-при.
Первые успехи уже есть – рассмотрение апелляции было перенесено со среды на четверг, поскольку у нового состава судей просто не хватило времени для рассмотрения всех документов по делу. А ведь Гидо еще даже не прошел процесс подгонки сиденья в кокпите, который занимает несколько часов. Более того, он незнаком с болидом C34, на котором должен выступать – а это уже угроза безопасности. О чем, наверняка, и будут завтра говорить представители «Заубера» в суде.
Не исключено, что для решения вопроса, связанного с безопасностью, суд подключит третью сторону – ФИА, которой не нужны скандалы и которая, возможно, займет сторону команды. И в итоге ван дер Гарде получит шанс выступить в Австралии только в 2016 году, если, конечно, у него будет контракт.
При подобном развитии истории перед следующим этапом в Малайзии все повторится – Гидо попробует выиграть в суде, а «Заубер» в случае чего подаст апелляцию и снова начнет тянуть время. Кстати, адвокаты конюшни утверждают, что процесс подготовки пилота к гонкам занимает минимум две недели – если суд примет такой аргумент, юристам McGregor придется выступать за ранние слушания. И уже в следующий понедельник, например, требовать судебного процесса по возможному выступлению ван дер Гарде в Китае (на третьем этапе чемпионата мира).
Но даже если гонщик победит в бесконечной бюрократической войне, что это ему даст? «Формула-1» – спорт технический. Существует тысяча и один способ сделать так, чтобы машина не поехала как надо и при этом все останется в легальных рамках – неужели Гидо всерьез рассчитывает побороться с соперниками?
Если он действительно добьется своего – это станет худшим сценарием для «Заубера»: команде придется выбирать между выступлением с одной боеспособной машиной или двумя, а также разруливать контрактные вопросы с другим отвергнутым гонщиком (предположительно – Эрикссоном).
Третий вариант – полюбовное соглашение с выплатой компенсации – тоже станет плохой новостью для Кальтенборн. У «Заубера» и так мало денег, а перечисление крупной суммы наверняка подорвет бюджет конюшни на сезон-2014. Совсем худо все станет, если воплотятся все три сценария: ван дер Гарде выступит в гонке, затем получит компенсацию и покинет команду, а Кальтенборн будет вынуждена выплачивать неустойку другим спортсменам.
Как бы все ни произошло – позитивных итогов в этой истории мало: и «Заубер», и ван дер Гарде уже подмочили свои репутации – контракт со строптивым пилотом не подпишет ни одна приличная команда «Ф-1», так же как и иметь дело с Хинвилом захочет не каждый гонщик. Для спорта все еще печальнее – относительно благополучное завершение дела для «Заубера» будет означать, что даже железобетонные контракты в «Формуле-1» ничего не значат, а при неудачном завершении процесса конюшня почти наверняка вновь погрязнет в финансовых бедах, которые сейчас – учитывая трудности «Лотуса» и «Форс-Индии» – совсем не к месту.
Единственная надежда тихо и мирно завершить дело – подключить к процессу нового важного игрока, который поможет сторонам договориться. Такого, как Берни Экклстоун, которому не нужны удары по имиджу «Формулы-1». Впрочем, вдруг Берни решит, что «черный пиар» стартующему чемпионату мира не повредит?
Фото: globallookpress.com/Zumapress.com/Hoch Zwei
А насчет того, что насильно сунутый в кокпит гонщик может оказаться жертвой всяких технических интриг - так у него тоже есть кое-какие рычаги влияния. Например, взять и запороть двигло в конце гонки, насмерть. Или машину раздолбать. Команде это встанет в такую копеечку, что лучше будет вести себя смирно.
1. Ван дер Гарде. После таких фокусов ему теперь вообще закрыт вход в Ф1. Да и выступать под началом человека, которого принудили с тобой сотрудничать - странное желание.
2. McGregor. На кой черт ей нужна такая команда для рекламы? Мало того, что едет кое как, так еще и с такой теперь репутацией.
Другой вопрос, что возможно компания выплатила деньги за место, а Заубер не возвращает, но это уж совсем дурь.
3. Заубер. Команда больше всех разочаровала в этой истории. В начале подписывают контракт с одним, потом тут же - с другим, потом еще с третим. А еще Сутиль при контракте... Честно говоря профессионализм юриста Кальтенборн вызывает большие сомнения. А до объявления пилотов не могли полюбовно утрести ситуацию? Еще и пропуска лишили - один сплошной идиотизм.
Ну и чуток мужского снобизма - какого черта женщина руководит командой Ф1? Никогда не вызывала симпатии. Клэр Уильямс - еще так сяк, но эта...
4. Помнится после дела Баттона, была образована комиссия по контрактным спорам. Чего они говорят? Что-то их совсем не слышно.
это все равно, что утверждать, будто работник подмочил репутацию, подав в суд на работодателя, который ему зарплату не платит (и половину которой он при этом получал в конверте)
Грубейший просчет руководства Заубера, - нужно было урегулировать все до начала сезона.