7 главных событий первых тестов в «Формуле-1»
Возрождение «Феррари», холодная выдержка «Мерседеса», неприятности у «Рено» и «Хонды» – Дмитрий Агапов подводит итоги предсезонных испытаний в Хересе.
1. У «Мерседеса» все под контролем
Действующие чемпионы стартовали на тестах лучше, чем год назад. В 2014-м Нико Росберг и Льюис Хэмилтон за всю зиму проехали около 5000 км, а сейчас всего за четыре дня преодолели почти половину этой дистанции – 2200 км. При этом Нико дважды пересекал отметку в 150 кругов за день. Над скоростью команда даже и не планировала работать: пилоты методично наматывали круги на несбалансированной машине, проверяя ее надежность. Пару мелких неисправностей инженеры обнаружили, но велика вероятность, что ко вторым тестам шасси перестанет ломаться даже по пустякам.
Росберг никак не оценил характеристики новой машины, а из Хэмилтона пару секретов журналисты все же вытащили. Во-первых, совершенно очевидно, что лучшие круги гонщики показали на изрядно заправленной машине. Во-вторых, W06 толком не был настроен, а прижимной силы, по словам чемпиона мира, стало только больше. Если соперники тестировали мягкую резину, то Нико и Льюис предпочитали работать на более жесткой. И, скорее всего, новый мотор пока не пробовали прогонять на максимальных оборотах. Исходя из нехитрого анализа, можно заключить, что потенциально немецкий болид может быть быстрее на 1,5-2 секунды минимум.
2. «Феррари» прибавила
Поклонники Скудерии могут вздохнуть с облегчением: требовательным к поведению машины Райкконену и Феттелю пока все нравится. Новый болид сохранил многие технические наработки ужасной F14 T, однако стал куда покладистее в управлении. Мотор, по слухам, прибавил порядка 80 л.с. разом, а вот насчет снижения массы в Маранелло ничего не сказали. Двигатели «Рено» и «Феррари» в прошлом году весили намного больше силового агрегата «Мерседеса»,и сбросить лишнее было не менее необходимо, чем прибавить в пиковой мощности.
Однако на фоне результатов клиента итальянских мотористов – «Заубера», можно заключить, что мотор в целом стал и мощнее, и легче. В Маранелло открыто заявляют: нынешний сезон — переходный, предоставить пилотам предсказуемую в поведении и надежную машину намного важнее, чем просто прибавить в скорости. С надежностью, кстати, тоже все в порядке — за четыре дня Кими и Себ проехали вместе 346 кругов. А вот насчет скорости болида судить рановато: первые строчки в тестовых протоколах ничего не значат. Рекордное время Райкконена показано на мягких шинах и явно с небольшим количеством топлива. В Скудерии клянутся и божатся, что не работали в квалификационном режиме, но истинный потенциал «Феррари» пока разглядеть невозможно. Более явной картина станет на вторых и третьих тестах в Барселоне.
3. «Уильямс» – темная лошадка
В Гроуве шифровались изо всех сил — по словам пилотов, за четыре дня у болида не было ни единой поломки, однако дистанцию больше 70 кругов в день ни Масса, ни Боттас не осилили. И Валттери, и Фелипе в унисон твердят, что машина стала только лучше в управлении, избавившись от недостатков прошлогоднего болида. Прижимной силы прибавилось, избыточной поворачиваемости поубавилось — словом, вот он, соперник «Мерседеса» в предстоящем году.
Сосредоточившись на тщательной проверке работы всех систем, «Уильямс» не уделил большого внимания скорости. Впечатление, будто все четыре дня гонщики ездили примерно с одним и тем же количеством топлива, стараясь не раскрывать потенциала болида. В Гроуве немного копируют тактику «Мерседеса», по-видимому, не зря: вполне вероятно, что «Уильямс» – единственный реальный конкурент немецкой команды на старте сезона.
4. У «Рено» снова трудности
«Ред Булл», как и год назад, оказался в позиции догоняющих. Конечно, масштаб проблем с силовой установкой теперь не столь огромный, но снова создает большие проблемы. Причем наибольшие неприятности, опять же, наблюдаются у старшей команды – «Торо Россо» все-таки проезжает длинные серии кругов, пусть и не столь уверенно, как конкуренты.
Это говорит о том, что творение Эдриана Ньюи снова не может найти общий язык с мотором. Проблемы, похоже, все те же — слишком плотная компоновка частей двигателя приводит к перегреву, и тому есть подтверждение. Когда Риккардо заезжал на пит-лейн в первый день тестов, неоднократно наблюдался небольшой дымок и запах гари из задней части RB11, а из-за перегрева ERS в последний день тестов пришлось перебирать весь мотор.
Добавляет хлопот и «Рено»: проблема, не дающая проезжать длинные серии на уровне «Мерседеса» – недостаточная прочность небольшого вала. Казалось бы, пустяк — однако фактически первые тесты провалены. К тому же, мелкие неприятности не дают возможности узнать, насколько действительно прибавили французские силовые установки по отношению к соперникам. Как и год назад, команда Кристиана Хорнера ощутимо отстает – пока конкуренты будут сконцентрированы на работе над скоростью, Риккардо и Квяту придется катать длинные серии. Неудивительно, что Ньюи, например, уже списал команду со счетов в борьбе за титул:
«В этом году мы постараемся продолжить двигаться вперед и сократить отставание от соперников. Если сможем одержать пару необычных побед, как в прошлом году, будет здорово. Но мы не можем на это рассчитывать как на что-то определенное. Думаю, что в этом сезоне мы будем стараться извлечь максимальный потенциал из того, что имеем, и строить фундамент на будущее».
5. «Макларен» и «Хонда» страдают с новой силовой установкой
В Уокинге признавали, что будет сложно с ходу включиться в работу с абсолютно новым шасси и мотором, однако все оказалось еще хуже. В целом «Макларен» провел испытания еще тяжелее, чем «Ред Булл»: последнее место по пройденной дистанции, невозможность тестирования мотора на нормальных оборотах, одни и те же проблемы с электроникой. К тому же, наблюдаются сложности с крутящим моментом — Фернандо Алонсо порой приходилось отлавливать машину в каждом повороте (смотреть с 1:28). Сравните с тем, насколько аккуратно проходят эти же повороты болиды «Мерседеса» и «Феррари». Похоже, передавать мощность на колеса в «Хонде» пока не научились, и это всего на 50 процентах от максимальной мощности мотора.
Основная часть неприятностей наблюдается с электроникой — отдельные элементы мотора просто не хотят работать слаженно и одновременно. Эта же неполадка, к слову, год назад мешала работе двигателя «Рено». В один из дней «Макларену» удалось избавиться от проблемы, попросту отключив часть датчиков, но потом произошла утечка воды в системе охлаждения.
Наилучший результат по дистанции — 35 кругов Дженсона Баттона в последний день тестов. При этом на публике Эрик Булье и подопечные проявляют какой-то нездоровый оптимизм. Основной вывод из слов руководителя «Макларена» один: в принципе, сейчас все хорошо, а когда-нибудь будет и совсем хорошо. А вот когда — никто не знает. Инженеры уверяют, что уже знают о скорости нового болида относительно соперников и тестировать машину на трассе им якобы и не надо. Кажется, в команде откуда-то сверху поступил приказ старательно изображать хорошую мину при плохой игре.
6. Болиды стали быстрее, а моторы — громче
В том, что новые болиды будут быстрее прошлогодних, в «Пирелли» не сомневались. Но после четырех дней итальянцы пересмотрели чересчур консервативный прогноз — Кими Райкконен проехал круг на 2,5 секунды быстрее лучшего прошлогоднего результата Кевина Магнуссена. Мало того — достижение датчанина перебили даже такие закоренелые середняки, как «Заубер» и «Торо Россо». И это еще «Мерседес» и «Уильямс» не пробовали разгоняться до максимальных скоростей.
А вот то, что новые моторы неожиданно загромыхали как ветераны турбоэры 80-х, стало приятной неожиданностью. В «Хонде» уже знают, почему их двигатель громче других: японское творение работает на 12000 оборотов, в то время как конкуренты только на 10500. Но инженеры других моторостроителей разводят руками: они ничего не сделали для того, чтобы увеличить количество децибелов, издаваемых турбиной. Неужели прибавка всего в 50-80 л.с. так сильно сказалась на звуке? В таком случае это козырь для «Мерседеса» на предстоящих переговорах стратегической группы по корректировке регламента на 2017 год.
7. Финансовые проблемы угрожают проведению тестов трех команд
Тесты тестами, а финансовая ситуация в «Формуле-1» все равно оставляет желать лучшего. И если с усопшим «Катерхэмом» и чертыхающейся в предсмертной агонии «Марусей» все ясно, то судьба команд-середняков по-прежнему остается камнем преткновения. «Лотус», к примеру, от недостатка ресурсов в такой спешке собирал новый болид, что не успел доставить шасси на трассу вовремя. Итог — полтора потерянных дня в условиях крайнего дефицита тестов. После этого говорить о том, что команде хватило бы денег на оплату зарплаты Алонсо, по меньшей мере наивно.
«Заубер» в поисках спонсоров участвует в смешном сражении по скорости с «Феррари», и даже Фелипе Наср не скрывает: да, мы ездим с совсем пустыми баками. К слову, аэродинамические обновления коллектив не планирует привозить не только на последующие тесты, но и на первый Гран-при сезона. С финансовой точки зрения это крайне тревожный шаг. Фактически С34 – почти прошлогодний болид с обновленным мотором.
Самая невеселая ситуация у «Форс-Индии». Виджай Маллья влез в такое количество долгов, когда дефицит платежей не может не отразиться на работе команды. Мало того, что коллектив не приехал на первые тесты, так теперь новый болид, скорее всего, не приедет и на вторые испытания. В Барселоне пилоты собираются тестировать старое шасси с новым двигателем. Официальной причиной поначалу называли необходимость больше времени поработать в аэродинамической трубе. Потом, правда, в «Форс-Индии» поняли, что звучит подобное прямо накануне тестов не слишком убедительно, и признали: поставщики вовремя не прислали отдельные части для болида. А почему не прислали — потому что им не заплатили.
Кто виноват? Глупо говорить, что только система распределения доходов и резко возросшие расходы. Еще глупее утверждать, что абсолютно все проблемы команд-середняков — в них самих. Истина, как всегда, где-то посередине. А пока концептуальная проблема «Формулы-1» остается лишь поводом для критики и бесплодных обсуждений, ситуация будет только ухудшаться. Вполне возможно, что на тесты «королевских гонок» в будущем году приедут лишь шесть команд.
Фото: globallookpress.com/ZUMAPRESS.com/Hoch Zwei (1,3), Peter Steffen/dpa; Fotobank/Getty Images/Dan Istitene