«Феттель – человек без чести и уважения». Жак Вильнев как главный критик «Формулы-1»
Жак Вильнев известен зубодробительной критикой в адрес современного автоспорта и никогда не лезет за словом в карман. Дмитрий Агапов собрал яркие высказывания самого экспрессивного гонщика.
Чемпион мира 1997 года не стесняется в выражениях и смело говорит о том, о чем другие часто предпочитают молчать. Искренность канадца подкупает и не оставляет равнодушным никого: скандального гонщика либо любят, либо презирают, либо ненавидят. Вильнева даже обвиняют в сумасшествии, однако Жак не останавливается и продолжает рубить правду-матку. Срочно запасайтесь попкорном, чтобы встретить подборку его лучших высказываний!
Критика «Мерседеса» и Нико Росберга
В прошлом году внимание публики было приковано к сражению Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга за чемпионский титул. Комментируя происходившее в «Мерседесе», Жак бил редко, но метко. Случай на Гран-при Венгрии Вильнев вниманием не обошел. Напомним, что в Будапеште Хэмилтон, к удивлению команды и напарника, отказался следовать заветам «командной тактики» и пропускать конкурента вперед. Жак не был уверен насчет мыслей Льюиса, а вот намерения Нико канадец раскусил моментально:
«Шины Нико были в худшем состоянии, чем у Льюиса. Он сказал команде, чтобы Хэмилтон его пропустил, но сделал это лишь для того, чтобы разрушить его гонку, а не помочь себе. Росберг понимал, что покрышки изношены, впереди еще один пит-стоп и это отбросит его назад».
А чуть раньше, в самом начале июля, Вильнев неожиданно заявил о существовании целого заговора против Хэмилтона со стороны команды:
«Хэмилтон недолго пробудет в «Мерседесе». Это немецкая команда, которая хочет видеть чемпионом мира немецкого гонщика. Льюиса пригласили в «Мерседес» лишь для того, чтобы Росберг стал лучше как гонщик. К тому же, Нико Росберг уже давно собрал команду вокруг себя».
Критика молодых пилотов
Приглашение в «Торо Россо» совсем «зеленого» Макса Ферстаппена, переход Квята в «Ред Булл», затянувшаяся эпопея с продлением контракта Дженсона Баттона — в «Формуле-1» все навязчивее зреет тенденция замены уважаемых ветеранов более молодыми кандидатурами. По мнению Вильнева, ничего хорошего в этом нет:
«Переход Ферстаппена – это худшее, что могло произойти с «Формулой-1», потому что это окажет на гонки два эффекта. Это либо уничтожит Ферстаппена, либо, если он будет успешен, это снизит саму значимость «Формулы-1». Во что превратится «Ф-1»? Она станет ничем. Это никому не пойдет на пользу».
Чуть позже Жак, по-видимому, решил, что сказанного недостаточно, и разразился новой гневной тирадой:
«Сказать правду? Макс – это оскорбление для «Формулы-1». В «Ред Булл» вообще что-нибудь понимают, сажая за руль болида ребенка? Я не сомневаюсь, что он быстр, но у него нет никакого опыта. Я пришел в гонки Гран-при в 25 лет после победы в «Инди» и уже был достаточно опытен. Макс – нет. Прежде чем бороться с остальными, нужно многому научиться. И учить этому должна не «Формула-1».
Стремительно помолодевший состав участников чемпионата мало кому нравится. И Вильнев даже знает, почему. Все дело, по мнению канадца, в хроническом недостатке харизмы у большинства пилотов:
«Формуле-1» не хватает личностей. Алонсо – человек, который исполняет мечты, Жан-Эрик Вернь – нет. Шарль Пик выглядит так, словно после «Формулы-1» идет домой играть в «лего».
Жак явно поскупился на примеры, и несчастному Шарлю Пику досталось больше всех. В защиту пилота можно возразить, что исполнять мечты, управляя неповоротливой «Марусей» или «Катерхэмом», куда сложнее, чем делать то же самое, катаясь на машине Скудерии. Так может, дело не только в харизме?
Критика Кими Райкконена
Жак любит разбираться по персоналиям. В свое время под шквальный огонь критики канадца попадали Шумахер, Хэмилтон, Феттель и Алонсо. Но есть пилот, которому ежегодно достается больше всех. Еще в далеком 2007 году Вильнев сравнил Кими с Фернандо Алонсо и сделал однозначный вывод – финн испанцу не ровня:
«Испанец – настоящий чемпион мира, который проводит много времени со своими инженерами, помогая команде довести машину до ума. Что касается Кими, то он в подобном поведении замечен не был. Думаю, в нынешнем сезоне Райкконен не только не будет претендовать на чемпионский титул, но и проиграет своему напарнику по команде Фелипе Массе».
Чемпионом Райкконен все же стал, однако Жака это ничуть не убедило:
«Кими выиграл титул исключительно благодаря удаче. На мой взгляд, Фелипе заслуживает чемпионства куда больше. Он всегда был способнее и достаточно уверенно обыгрывал Райкконена».
Вильнев не перестал сравнивать Кими с титанами «Формулы-1» даже после успешного возвращения финна в «королевские гонки». Пожалуй, ни Грожан, ни Райкконен не догадывались, каким потенциалом на самом деле обладало шасси «Лотуса» в 2012 году:
«Посадите в этот болид Хэмилтона, Алонсо или Феттеля, и они, вероятно, будут выигрывать каждую гонку».
А после возвращения Кими в Скудерию Жак оказался на стороне порицателей решения «Феррари»:
«В «Феррари» совершенно сошли с ума. Райкконен способен быть быстрым, но он не умеет работать с инженерами и развивать болид, а также он не ходит на спонсорские мероприятия».
Похоже, канадец явно «неровно дышит» к финскому гонщику — по-другому столь рьяную критику Вильнева сложно объяснить.
Скандальное интервью о Шумахере
В памяти зрителей отчетливо запечатлелся момент прощания «красного барона» с «Формулой-1» в 2006 году. Тем обиднее было слышать болельщикам Михаэля колкие слова бывшего соперника, решившего в том же году подвести итоги карьеры великого немца в автоспорте:
«Я даже не могу представить, что Михаэль оставит в памяти людей такой же сильный отпечаток, как Прост или Мэнселл. Эти люди получили статус героев, Михаэль же героем никогда не был и не будет.
Да, Сенна также допускал грязные выходки, но он делал их более классно, более честно. Когда Айртон вынес Проста на Гран-при Японии в Сузуке в 1990 году, он сказал, что собирался сделать это еще перед стартом гонки. В отличие от Михаэля, который настаивал на том, что не был виновен в Монако в этом году. Это очень отличается от того, что сделал Шумахер в Монако, в Хересе и Аделаиде».
Мнение об управлении «Формулой-1» и претензии к Феттелю
Себастьян Феттель также далеко не самый любимый пилот у канадского чемпиона. Немец очень не вовремя дал слабину в прошлом сезоне, и теперь мнение Жака о четырехкратном чемпионе только укоренилось: по версии канадца, Себ — средний гонщик за рулем лучшей машины.
Еще в 2012 году Вильнев сравнивал Алонсо и Феттеля и предрекал немцу поражение, не забыв упомянуть и про знаменитый палец Себастьяна:
«Себ очень быстр, но в случае непредвиденных обстоятельств в гонке между Алонсо и Феттелем тут же становится видна разница. Испанец остается спокойным и расчетливым, в то время как Феттель расстраивается, сердится, кричит и показывает свой средний палец. Это реакция ребенка. Когда надо просто стартовать с поула и выиграть гонку, его невозможно остановить, но если надо отыгрываться, он становится уязвимым».
А в памятном скандале с обгоном Марка Уэббера в Малайзии-2013 Жак занял однозначно радикальную позицию:
«Да, в «Формуле-1» нужно выигрывать гонки любой ценой, но нужно уважать некоторые вещи. Феттель супербыстр, но он человек без чести и уважения, так что для меня он не является великим чемпионом и великим человеком».
Фернандо Алонсо тоже не идеален – за рулем болида у испанца все получается замечательно, а вот за пределами трассы испанец далеко не так хорош, как в кокпите. По крайней мере, так считает Вильнев:
«Алонсо нуждался в смене обстановки, ибо приходил в «Феррари» победителем, но когда дела пошли не так, как хотелось, оказалось, что любовь Алонсо к «Феррари» была фиктивной. Он не был командным игроком в Маранелло. Точно так же, как не был им в «Макларене» в 2007 году. Я считаю, что в том, что касается работы в машине, Фернандо лучший, но вне кокпита у него много недостатков, он не до конца понимает, как работает организм команды. Он выносит сор из избы во всякие твиттеры и прочие соцсети. В топ-команде так не принято».
Жак любить критиковать — недавно канадец перешел с гонщиков на управляющих и начал с успешного руководителя «Ред Булл». Кажется, если старина Берни решит прислушаться к словам бывшего гонщика, то не видать Кристиану Хорнеру кресла промоутера в ближайшем будущем:
«Хорнер сам по себе – никто. Он лишь мегафон «Ред Булл». Будь у него такой же мотор, как и у «Мерседеса», он не хотел бы ничего менять. Он думает не об «Ф-1», а об интересах своей команды. Остальное его не беспокоит».
А вот Экклстоуна Вильнев хвалит и даже предрекает Большим призам фактическую смерть после ухода авторитарного промоутера:
«Когда тут не будет Берни Экклстоуна – «Формула-1» закончится. Этому спорту нужен диктатор, а не политика, достаточно посмотреть на политическую систему Италии или Франции, чтобы понять, как легко парализовать этот спорт «плюрализмом мнений». Без Берни и без бизнеса «Ф-1» перестанет быть «Ф-1».
Но когда-то уходят все, и будет любопытно посмотреть, какой будет «Формула-1» без Берни. Особенно учитывая тот факт, что и при Экклстоуне, замкнувшем систему на себя, «королевские гонки» движутся в крайне спорном направлении.
Очевидно только одно: без веселого Вильнева мир автоспорта изрядно потускнеет. Пожелаем Жаку радовать нас убойными цитатами и в новом сезоне!
Так и хочется грустно пошутить, что особой разницы между ними нет.
Надо бы напомнить Жаку, что его автомобиль был куда лучше чем Феррари Михаэля, но и при этом умудрился чуть не отдать титул.