Что нужно знать о «Формуле-1» в 2014 году
Гонщик, команда, новичок и другие – Sports.ru определяет победителей в главных номинациях автоспортивного сезона.
Лучший новичок: Даниил Квят
Не может быть никаких сомнений: Квят — лучший дебютант сезона. В сравнении с безнадежным Эрикссоном и нестабильным Магнуссеном Даниил оставил более приятное впечатление. А скорость на одном круге оказалась столь высокой, что россиянин в квалификациях в первый же сезон опередил опытного напарника Жана-Эрика Верня.
С точки зрения физических кондиций, гоночного темпа и обращения с резиной россиянину еще есть чему учиться, но уже сейчас очевидно – в «Ред Булл» парня взяли не за красивые глаза. Гонщик посрамил скептиков, не ждавших ничего хорошего от слишком раннего дебюта в «королевских гонках». Наконец-то в «Формуле-1» появился по-настоящему быстрый российский пилот.
Мастер квалификаций: Нико Росберг
Льюис Хэмилтон в прошлые годы регулярно считался одним из лучших на быстром круге. Тем не менее, в год, когда англичанин получил лучшую машину в пелотоне, его неожиданно обставил собственный напарник, причем с солидным перевесом.
Нико Росберг, продемонстрировав блестящую скорость по субботам, взял одиннадцать поулов и получил приз от ФИА. Получил вполне заслуженно, так что мы не станем акцентировать внимание на технических проблемах Льюиса или спорном эпизоде в Монако.
Неудачники: «Лотус»
При смене технического регламента существенные перемены в расстановке сил ожидались многими. Однако «Лотус» не просто сдал позиции – конюшня из Энстоуна натурально провалила чемпионат, сумев набрать лишь жалкий десяток очков, большей частью усилиями Ромена Грожана. И это сразу после сверхуспешного сезона-2013, в котором английская команда до последнего претендовала на второе место в Кубке конструкторов.
Фиаско черно-золотого коллектива было во многом прогнозируемо – в 2013 году коллектив потерял ряд ведущих инженеров, Кими Райкконена, нескольких спонсоров, а взамен приобрел мешок денег с обязательным приложением в лице Пастора Мальдонадо. Вместе с проблемной силовой установкой «Рено» регресс предполагался, но настолько неудачный сезон стал шоком – адаптация к новой эре «Формулы-1» далась парням из Энстоуна труднее всех.
Юморист: Пастор Мальдонадо
Выбрав номер 13, от которого автоспорт открещивался десятилетиями, венесуэлец бросил вызов известному суеверию. И в результате не разочаровал любителей эффектных происшествий.
Мальдонадо вляпывался в самые разные инциденты: разбивал машины, таранил соперников, становился жертвой неосмотрительности конкурентов или просто страдал от технических неполадок. Больше всех мучились механики из Энстоуна – от бесконечных ремонтов у многих наверняка опускались руки, – но под занавес сезона происшествия с Пастором стали настолько привычным и веселым делом, что даже в самом «Лотусе» подключились ко всеобщему хохоту.
Провал: Кими Райкконен
Однозначно худший сезон в карьере финна. Ни одного подиума и тотальный разгром от напарника по всем показателям – поклонникам чемпиона мира 2007 года еще не доводилось так горевать.
По официальной версии, Кими банально не подошел своенравный болид F14T, и гонщик с инженерами уже обязались исправиться. Пора, ведь без существенного улучшения результатов в «Формуле-1» в 2016 году делать будет нечего.
Скандал: столкновение Хэмилтона и Росберга в Бельгии
Столкновение пилотов «Мерседеса» на втором круге в Спа породило информационную бомбу уровня эпохального противостояния Сенна-Прост. Но на этот раз бомба была особенная, с замедленным действием: главные последствия стали очевидными не сразу. После ошибки в Бельгии Нико уже не был похож на себя и безвольно отдал титул Хэмилтону, неожиданно обретшему небывалую уверенность в итоговом успехе.
Разочарование: отсутствие соперников у «Мерседеса»
Мы ждали завершения эпохи тотального превосходства «Ред Булл», и она действительно закончилась. Однако на смену доминированию «быков» пришла диктатура «серебряных стрел», причем преимущество «Мерседеса» по ходу первенства выглядело даже весомее «Ред Булл» образца чемпионатов 2011 и 2013 годов. В этом сезоне соперников у немецкой команды не было – «быки» пострадали от работы «Рено», «Феррари» в очередной раз оказалась ни к чему не готовой, «Макларену» не удалось сходу подняться с колен, а «Лотус» и вовсе рухнул далеко вниз.
В итоге с первых Гран-при было ясно, кому за явным преимуществом достанется Кубок конструкторов. На интриге и интересе к чемпионату подобная ситуация не могла сказаться положительно. Вины «Мерседеса» тут нет – напротив, команда сумела подарить захватывающую борьбу за титул в личном зачете между своими пилотами. Но то, что другие команды не смогли навязать борьбу «серебряным стрелам» – огорчило многих болельщиков.
Покупатель года: Берни Экклстоун
Покупка коммерческих прав на «Формулу-1» фондом СVC состоялась еще восемь лет назад, а уголовное дело о взятке в процессе оформления договора закрыли только в уходящем году. За попытку «дать на лапу» Экллстоуну грозило тюремное заключение, однако англичанин отделался легким испугом и похудевшим кошельком, откупившись от следствия за 100 миллионов долларов.
Что поделать, такова современная судебная система – чтобы закрыть дело о подкупе, нужно просто дать взятку на официальных основаниях. Коррупцию нельзя победить — с ней можно только договориться.
Пилотаж года: выступление Жана-Эрика Верня в Сингапуре
Француза били, а он крепчал – на штрафы ФИА по ходу гонки на «Марина-Бэй» пилот «Торо Россо» с помощью новых шин ответил обгонами, наиболее эффектным из которых оказался маневр против Кими Райкконена.
Увы, лучшее выступление Верня (6 место), ставшее лучшим в сезоне-2014 и для конюшни из Фаэнцы, не нашло отклика в душе серого кардинала «Ред Булл» и «Торо Россо» Гельмута Марко – австриец, уже решивший заменить талантливого спортсмена, от своего плана так и не отказался.
Радиообмен года: Фернандо Алонсо и Андреа Стелла на Гран-при Абу-Даби
Севший в последней гонке сезона за руль «Катерхэма» Уилл Стивенс обратил на себя внимание двукратного чемпиона мира.
– Кто на этом «Катерхэме»?
– Это новичок. Он еще учится.
– Ему надо многому, многому научиться!
Самая эффектная авария: инцидент с Фелипе Массой на Гран-при Германии
Происшествие на «Хоккенхаймринге» стало буквальным отражением первой половины сезона бразильского гонщика: на отличной машине Фелипе проводил замечательные квалификации, надеялся на успехи в гонках, но раз за разом попадал в дурацкие передряги. То в него врезался Кобаяси, то на пути вставал искореженный болид Райкконена, то дергал рулем Перес. В Германии после старта с третьей позиции Масса недооценил неуступчивый характер Кевина Магнуссена и через мгновение вместе с болидом полетел вверх тормашками. К счастью, это была последняя крупная неудача – спустя пару гонок бразилец наконец-то приехал на подиум.
Потеря года: Жюль Бьянки
Французу предрекали большое будущее, особенно после заработанных очков в Монако на откровенно слабой машине, но все перечеркнула жуткая авария под дождем в Японии. Бьянки потерял управление и врезался в погрузочный трактор, сильно ударившись головой.
Несчастье в Сузуке еще раз напомнило, насколько опасен автоспорт — не существует универсальных мер, способных обезопасить пилотов и снизить риск до нуля. В отличие от Михаэля Шумахера, Жюль до сих пор без сознания, и дальнейшие прогнозы врачей неутешительны. Будем верить в лучшее, ибо возможности человеческого организма часто недооценивают — люди со стальным характером и не из таких передряг выкарабкиваются.
Сюрприз: перестановки в «Феррари»
В конце прошлого года президент итальянской компании Лука ди Монтеземоло произнес высокопарную речь, посвященную грядущим победам в «Формуле-1». И добавил, что если успеха команда не достигнет, всем станет плохо. Как обычно, ему никто не поверил – считалось, что глава «Феррари» скорее выбросит из окна пару телевизоров, чем уволит Стефано Доменикали, – однако после стартовых Гран-при сезона случилось неожиданное: в Скудерии одна за другой полетели головы.
К концу года перестройка достигла немыслимых масштабов: вслед за главой провалившихся двигателистов, Марморини, компанию покинули Доменикали, аэродинамик Томбасис, бывший технический директор Фрай, специалист по шинам Хамасима, сам ди Монтеземоло и даже Марко Маттиаччи, который весной встал у руля гоночной конюшни. Изменения произошли и в составе гонщиков – Фернандо Алонсо устал от творящегося бардака, рассорился с новым руководством и отправился искать счастья в «Макларене», а на место испанца команда подписала провалившего сезон Себа Феттеля.
Разумеется, после разгона практически всей команды побед в следующем году от «Феррари» уже никто не ждет.
Переход года: Себастьян Феттель – в «Феррари»
После первого неудачного сезона в карьере Себастьян решил, что пора что-то менять — и сразу же намылился в Скудерию, исполнив детскую мечту. Кто-то скажет, что экс-чемпион мира просто сбежал от трудностей, но нужно отметить, что в «Феррари» Феттель столкнется с целым рядом новых проблем. Теперь он обязан повести за собой опустившуюся до безобразия команду и повторить легендарный путь кумира.
Неожиданный переход немца спровоцировал целый ряд других перестановок, в том числе и трансфер Даниила Квята из скромной «Торо Россо» в «Ред Булл».
Прогресс: «Уильямс»
Команду из Гроува лихорадило лет десять – прославленный коллектив превратился в закоренелого середняка, и многие поклонники «Формулы-1» уже не видели в «Уильямсе» грозную силу. Сезон-2014 изменил это представление – конюшня сэра Фрэнка вновь в числе лидеров, и, похоже, намерена закрепиться там надолго. Третье место в Кубке конструкторов само по себе внушает уважение, а если еще вспомнить, где был «Уильямс» всего год назад, то становится ясно, кто смог добиться наибольшего прогресса благодаря новому техническому регламенту.
Своим успехам английская конюшня обязана техническому штабу под руководством мудрого Пэта Симондза, отличным силовым установкам от «Мерседеса» («Уильямс» просто сорвал джек-пот, приняв решение отказаться от «Рено» в прошлом году) и действительно сильной и сбалансированной паре пилотов. Фелипе Масса воспрял духом, избавившись от гнета Фернандо Алонсо, ну а Валттери Боттас пока выглядит самой яркой восходящей звездой «Формулы-1». Осталось сделать еще один шаг и вернуться в борьбу за победы.
Открытие: Даниэль Риккардо
Вы когда-нибудь видели медоеда? Косолапый зверек с милой мордашкой производит умилительный эффект, но добряком его не назовешь: животное атакует практически все, что движется, жрет ядовитых змей и скорпионов и практически не знает чувства страха.
По признанию Даниэля – он сам как медоед: за широкой улыбкой скрывается страшный хищник, настоящая бестия и задница. В сезоне-2014 Риккардо успел сожрать четырехкратного чемпиона мира в его собственном логове и оттяпать три победы у доминирующего «Мерседеса».
Неудивительно, что за прошедший сезон количество болельщиков австралийца увеличилось в разы – безошибочный пилотаж, природная скорость, отличная оборона и классные обгоны ни кого не оставят равнодушным.
Гонка года: Гран-при Канады
На острове Нотр-Дам частенько проходят если не вошедшие в историю гонки, то как минимум надолго запоминающиеся всем, кто их видел. Вот и в этом году Гран-при Канады не подкачал – заезд, суливший очередной легкий успех пилотам «Мерседеса», превратился в настоящий триллер, держащий в напряжении до самого конца. Отказ тормозов на машине Хэмилтона и проблемы у Росберга впервые в сезоне подарили реальную борьбу за победу между пилотами других команд. Победить могли и Себастьян Феттель, и намудривший с тактикой Фелипе Масса, и висевший половину гонки на хвосте лидера Чеко Перес, и сам Росберг, W05 которого даже с серьезными неполадками долго держался на первом месте.
Но победу одержал Даниэль Риккардо, продемонстрировавший отличный темп и сделавший все от себя зависящее – под занавес заезда австралиец обогнал главных соперников и выиграл Гран-при, а вот претендовавшие на подиум Масса и Перес на последнем круге попали в зрелищную аварию и остались ни с чем. Улыбающийся в прямом смысле до ушей Риккардо впервые нарушил гегемонию «серебряных стрел» в сезоне-2014 и подарил болельщикам надежду на продолжение банкета.
Событие года: Гран-при России
Долгие годы тысячи болельщиков от Калининграда до Камчатки мечтали о гастролях «Большого цирка» в России. Менялись проекты гоночных трасс, «Формула-1» за десятки лет претерпела крупные метаморфозы, в календаре первенства появилось много экзотичных этапов, а самому Гран-при России даже после подписания контракта с Экклстоуном предрекали скорую кончину, и все же он состоялся.
И как состоялся! Организация впечатлила и руководство «Ф-1», и зарубежных гостей, трасса понравилась гонщикам, а зрители наконец-то увидели то, за чем они приехали. Может быть, было дороговато, может быть, в группе лидеров не хватало борьбы, но ощущения праздника все это не отменило. Недостатки исправимы, главное – чтобы шоу обязательно состоялось и в следующем году.
Лучшая команда: «Мерседес»
«Мерседес» долго шел к успеху – в Бракли постепенно набирали лучших специалистов из других команд, усиленно разрабатывали силовую установку и даже принсли в жертву сезон-2013. Результат превзошел все ожидания – «серебряные стрелы» в одну калитку вынесли весь пелотон, выиграли 16 Гран-при и легко взяли титулы в личном и командном зачетах. Хотя гонщики «Мерседеса» иногда и становились жертвами технических неурядиц, трудностей было слишком мало, чтобы поставить под угрозу доминирование. Такого превосходства «Формула-1» не знала с 1988 года – болид W05, силовая установка «Мерседес» и пара пилотов Хэмилтон-Росберг однозначно стали лучшими в этом сезоне.
Отметить следует не только работу инженеров и гонщиков – блестяще себя показали и стратеги, практически не допустившие серьезных ошибок. И конечно, самых лестных слов заслуживают действия руководства – в первую очередь за успешное погашение взрывоопасной ситуации внутри коллектива, обострившейся после столкновения Льюиса и Нико на Гран-при Бельгии. В 2014 году «Мерседес» работал как единое целое и выглядел поистине коллективом без слабых мест, «командой мечты» – и полностью заслужил все свои победы.
Лучший пилот: Льюис Хэмилтон
Уж сколько лет штурмовал Льюис вершину, но успеха все не было. Быть может, именно так все и было задумано — лишь в прошедшем сезоне Хэмилтон обрел душевное спокойствие и окончательно избавился от недостатков агрессивного пилотажа.
Поход англичанина к титулу осложнил не в меру сильный напарник и целый ряд технических проблем. Но Льюису удалось справиться со всеми трудностями, переписать многие рекорды и заслуженно выиграть чемпионское звание. 11 побед, 16 подиумов, анекдотичный проигрыш Росбергу в квалификациях, поразительный гоночный темп — такого Хэмилтона мы определенно еще не видели.
Фото: Fotobank/Getty Images/Vladimir Rys Photography, Clive Mason, Mark Thompson (3,12,15), Vladimir Rys Photography, Vladimir Rys Photography; globallookpress.com/ZUMAPRESS.com/Hoch Zwei (6,9,11,13,14,16); Fotobank/Getty Images/Clive Rose, Vladimir Rys Photography; globallookpress.com/imago/Crash Media Group
Побольше бы таких - мож не так скучно будет...
А Мэнселл на "Уильямсе"?
arsenk, Мэнселл был крут, но даже вместе с Патрезе они вместе выиграли "лишь" 10 гонок из 16. "Мерседесы" же не только везли соперникам много времени на круге, но и взяли 16 Больших призов из 19.