6 мин.

Нико, новый Ник. Почему Хюлькенберг рискует остаться без побед в «Формуле-1»

Один из самых талантливых гонщиков «Формулы-1» по-прежнему не востребован топ-командами и может завершить карьеру без побед в Гран-при. 

Топтание на месте

На прошлой неделе Нико Хюлькенберг продлил контракт с «Форс-Индией» – событие, конечно, не  мирового масштаба, но и не рядовое. 

Немец с первого сезона в «Формуле-1» вошел в категорию «подающих надежды» гонщиков и не раз демонстрировал замечательный пилотаж: брал поул на дождевом «Интерлагосе» за рулем еще не окрепшего «Уильямса», лидировал в той же Бразилии на непримечательной «Форс-Индии», отбивал атаки в Корее от более быстрых соперников на скромном «Заубере»… Казалось, что после солидных выступлений карьера парня пойдет вверх – пилот, которого на полном серьезе сравнивали с представителями топ-команд, не должен был долго сидеть в середняках. 

Нико бился как лев – совершал обгоны, безжалостно защищался и с большим преимуществом переигрывал напарников. Им восхищались Эдди Джордан и Мартин Брандл, Жан Алези и боссы команд «Формулы-1». Талант должен был пробить себе дорогу, и год назад мы наконец-то узнали, что Нико близок к переходу в «Феррари»: контракт был почти согласован, но в последний момент Скудерия предпочла Кими Райкконена… Затем от Хюлькенберга вежливо отказался «Макларен», а после – «Лотус», хотя Эрик Булье дал четко понять, что если бы конюшня из Энстоуна выбирала сердцем, то взяла бы немца, а не мешок с деньгами из Венесуэлы. 

На сезон-2014 Нико остался в «Форс-Индии», а теперь – снова просидит год на том же месте. Спору нет, коллектив Виджая Малльи временами может быть очень хорош, но выиграет гонку только при невероятном стечении обстоятельств. Между тем, Хюлькенбергу уже 27 лет, на его счету всего 1 поул, 1 быстрейший круг и ни одной победы и даже подиума (лучший результат в гонке – четвертое место). Не слишком здорово для одного из самых талантливых пилотов поколения. 

Карьера «Халка» развивается почти так же, как у другого немца – Ника Хайдфельда. Уроженец Менхенгладбаха к 27 годам успел погонять за «Прост», «Заубер» и «Джордан», за пять лет взял всего один подиум и в конце 2004-го был близок к уходу из «Ф-1». Спасти карьеру удалось благодаря почти внезапному приглашению в «Уильямс», а затем – в «БМВ-Заубер», но до победы в Гран-при Хайдфельд так и не добрался. Хюлькенберг тоже рискует закончить выступления без Большого Приза. 

Почему не зовут топ-команды?

Антропометрические данные 

Инженеры «Формулы-1» любят маленьких и легких гонщиков: при разработке машины можно лучше распределить вес, что позволяет отыгрывать драгоценные доли секунды на гоночных трассах. Льюис Хэмилтон, к примеру, вырос до 175 сантиметров и весит 66 килограммов, рост и вес Себастьяна Феттеля составляют 176 см и 58 кг, а Фернандо Алонсо – 171 см и 68 кг. В сезоне-2014 из-за особенностей технического регламента антропометрические данные стали играть еще более важную роль, чем раньше, поэтому высоким и тяжелым пилотам сложно на равных бороться с легкими коллегами (поэтому Адриан Сутиль никак не может справиться с Эстебаном Гутьерресом). 

На фоне многих парней Хюлькенберг – настоящий гигант: 184 см и 70 кг. Для некоторых топ-конюшен, привыкших строить гоночную технику вокруг менее рослых ребят, подписание контракта с немцем будет означать и смену направления в разработке шасси. Но не для «Форс-Индии», которая давно строит болиды, подходящие высоким гонщикам (до Халка за «индийцев» несколько лет выступал Сутиль). 

Казалось бы, все просто, но на самом деле неподходящие рост и вес потенциального новичка – удобная отговорка боссов команд. К примеру, «Макларен» в прошлом году отказал Хюлькенбергу, сославшись на неподходящие физические данные немца, и все вокруг внезапно забыли, что лидер британской конюшни Дженсон Баттон по комплекции почти такой же, как и «Халк» (182 см, 72 кг). 

Отсутствие харизмы и отличного менеджера 

Редактор Autosport Джонатан Нобл полагает, что главная причина топтания Нико в середняках – излишняя скромность: немец совершенно не умеет рекламировать себя и тем самым обесценивает достижения на гоночных трассах. На самом деле в «Формуле-1» хватает скромных гонщиков, но это не мешает им выступать в ведущих конюшнях. Например, Кими, от которого вы никогда не услышите и намека на то, что он «божит за рулем ведра». 

Проблема «Халка» – в отсутствии харизмы. Даниэль Риккардо покоряет болельщиков улыбкой и безудержным оптимизмом, Себастьян Феттель располагает к себе юмором, Фелипе Масса – теплыми отношениями со всеми коллегам, но Нико – самый обычный человек, который легко потеряется в толпе. 

Не помогали пилоту и менеджеры, задача которых – «продать» подопечного хорошей команде. Вилли Вебер погнался за деньгами, совершенно не учитывая возможности «Уильямса», Тимо Ганс допустил просчет, когда отправил Хюлькенберга из «Форс-Индии» в «Заубер», а Вернер Хайнц вовсе чуть не оставил парня, проводящего лучший сезон в карьере, без работы. 

Национальность 

После успехов Михаэля Шумахера Германия стала поставлять в автоспорт слишком много хороших гонщиков, и солидных спонсоров на всех явно не хватает. В нынешнем сезоне Германию представляют Росберг, Феттель, Сутиль и Хюлькенберг. Кого из них будут стремиться поддерживать местные компании? 

У топ-команд тоже должен быть резон брать к себе немецкого спортсмена. В «Мерседесе» уже поиграли в национальную команду и больше такого маркетингового провала не допустят; в «Макларене» завершают сотрудничество со Штутгартом – Уокингу не требуется немецкоговорящий гонщик; «Феррари» всегда берет к себе титулованных парней (привет от Себа Феттеля); «Уильямс» растит собственную звезду, а второе место в Гроуве отдано на откуп латиноамериканским партнерам. Да, будь Хюлькенберг американцем, сегодня он бы считался одним из самых востребованных пилотов в чемпионате… 

Кстати, в последнее время в «Формуле-1» команды пытаются формировать пилотские составы из собственных воспитанников (получается, правда, не у всех) – это и престижно, и относительно дешево, и практично (подрастающий гонщик «варится» в «правильной» корпоративной культуре и практически неспособен противопоставить коллективу собственное эго), – очередь в такие конюшни расписана на годы вперед. Успех «Ред Булл» с Риккардо должен подтолкнуть другие команды к такой же концепции формирования состава, и это значит, что шансы ребят вроде Нико занять место боевого пилота в подобных коллективах стремятся к нулю. 

Что будет дальше?

Ничто из вышеперечисленного по отдельности не мешает Хюлькенбергу сделать следующий шаг по карьерной лестнице, но когда боссы команд думают о контрактах, они наверняка отмечают все недостатки спортсменов. 

«Халку» остается только продолжать выступать на высочайшем уровне и надеяться, что однажды он получит действительно стоящее предложение, но особенность «Формулы-1» в том, что здесь всегда оценивают по последней гонке. Поддерживать идеальную форму невозможно, к успехам все привыкают слишком быстро и перестают их замечать, а любое поражение ведет к ухудшению репутации. 

И если в следующем году в карьере Нико ничего не изменится, на его перспективах можно будет смело ставить крест. Чудес в «Формуле-1» почти не бывает.

Фото: REUTERS/Gustau Nacarino; Fotobank/Getty Images/Lars Baron