5 главных событий Гран-при Японии
Хэмилтон выигрывает дождевую гонку, Феттель поднимается на подиум, но все события оказываются в тени тяжелой аварии Бьянки.
Отложенный старт
С этим Гран-при с самого начала что-то было не так. О надвигающемся на Японию тайфуне «Формула-1» знала еще несколько дней назад, но дальше разговоров о переносе старта дело не дошло. ФИА – привычная мишень болельщиков – на этот раз действовала в интересах всех, кто хотел увидеть Гран-при, и предложила сдвинуть начало гонки на более раннее время, однако организаторы отказались.
Тем не менее, дальше произошло удивительное: дождь, который должен был затопить «Сузуку», внезапно прекратился, и спустя полтора десятка минут после первой остановки заезд возобновился. За автомобилем безопасности.
Ругать ФИА – учитывая то, что произошло спустя пару часов – сейчас не хочется, но в тот момент за каждый пройденный Берндом Майлендером круг в адрес Федерации летели крепкие словечки болельщиков, недоумевающих, почему сейфти-кар не желает покинуть практически высохшую трассу.
Взмолились и пилоты. «Чарли, трасса уже высохла, давай рестарт!» – Льюис Хэмилтон по радио обратился напрямую к директору, и, о чудо, спустя пару-тройку кругов гонка стартовала по-настоящему.
Победа Хэмилтона
До первой волны пит-стопов у Льюиса не получалось сесть на хвост лидировавшему напарнику, но после перехода с дождевой на промежуточную резину ситуация изменилась: Хэмилтон, идеально реагирующий на изменения состояния дорожного полотна, быстро догнал Росберга – которому стала сильно мешать избыточная поворачиваемость. Немец выжимал из «Мерседеса» все, но никак не мог отделаться от преследователя:
«Я был недоволен балансом. У нас примерно одинаковые настройки, поэтому у Льюиса тоже должна была возникнуть избыточная поворачиваемость, но, видимо, ему это помешало не так сильно».
На 26-м круге ситуация разрядилась – Хэмилтон перестарался и вылетел в связке первого и второго поворотов. Однако уже через пару кругов он вновь догнал Нико, а на 29-м круге провел обгон, который стал ключевым – в дальнейшем Льюису уже никто не угрожал.
После финиша победитель отметил, что победа пришла не так легко, как показалось со стороны: «Дождевые гонки всегда получаются тяжелыми. Машина вела себя нервно, и догнать Нико было очень сложно».
Эффективная стратегия Баттона
Дженсон – известный мастер игры в погодную рулетку. Англичанин не боится рисковать выбирать непопулярные стратегии, даже если это грозит ему провалом на последнее место – и в итоге частенько оказывается прав.
В этот раз пилот «Макларена» удивил пелотон в момент ухода сейфти-кара на пит-лейн – пока все остальные принимали рестарт, Баттон рванул в боксы, чтобы сменить дождевые шины на промежуточные. Уже через круг его примеру последовали остальные – темп Дженсона на «зеленых» покрышках оказался таким же высоким, как у двух «Мерседесов»!
В результате этого маневра Баттону удалось вырваться аж на третье место (стартовал он 7-м), но удержаться на подиумной позиции до финиша англичанин не сумел – темп «Макларена» явно не соответствовал скорости ближайших конкурентов, а в концовке заезда Дженсону еще не повезло с выездом на трек автомобиля безопасности и остановкой гонки. Если бы дождь усилился, перешедший на дождевые шины англичанин, возможно, поборолся бы за третье место.
Впрочем, и пятая позиция в таких сложных условиях – это несомненная удача.
Двойной прорыв «Ред Булл»
Еще в квалификации было заметно, что «Ред Булл» выбрал для воскресного заезда дождевые настройки, и с первых кругов Гран-при Себастьян Феттель и Даниэль Риккардо подтвердили серьезность намерений австрийской конюшни – оба пилота быстро набрали приличную скорость и принялись штурмовать позиции гонщиков «Уильямса».
Первым пал Масса, а вскоре «Ред Булл» пропустил и Боттас – Феттель и Риккардо обгоняли белые машины красиво, со вкусом – по внутреннему и внешнему радиусу, в шпильке и «эсках».
В середине гонки болиды RB10 разогнались настолько, что поехали даже быстрее «Мерседесов», однако шанс победить был упущен еще в начале заезда – слишком серьезно оторвались Хэмилтон и Росберг от остальных за первый «стинт».
В концовке Себ и Даниэль ненадолго поменялись местами: Феттель заехал в боксы за новой промежуточной резиной, а его коллега слегка затянул с пит-стопом, но тут же гонку остановили из-за аварии Жюля Бьянки, стюарды откатили результаты на пару кругов назад,и на подиум пришлось подниматься четырехкратному чемпиону мира.
Жуткая авария Бьянки
Дождь, поливавший «Сузуку» до старта, а затем ушедший прочь, вновь вернулся к трассе в момент, когда Гран-при выходил на финишную прямую: до конца заезда оставалось менее 25% дистанции, и тут-то произошло самое страшное событие уик-энда.
Сначала Феттель проехал по обочине и чуть не упустил третье место, затем Хэмилтон тревожно заметил, что дождь усилился и пилотировать стало опасно, а еще через пару кругов в повороте «Данлоп» в барьеры улетел «Заубер» Адриана Сутиля.
Немец выбрался из машины самостоятельно – с ним все оказалось в порядке, – маршалы подогнали трактор-эвакуатор, и буквально тут же в эту технику влетела «Маруся» Жюля Бьянки. Судя по всему, француз сильно ударился шлемом (ужас и мистика – эта авария сильно напомнила происшествие с Марией де Вильотой, тоже гонщицей «Маруси»).
Его вытащили из кокпита и отправили в больницу.
Сейчас Жюль без сознания, и вся «Формула-1» молится за его здоровье.
Слова
Адриан Сутиль: «Все знают, что этот поворот является одним из самых опасных и сложных на трассе. В особенности, когда день близится к концу, а дождь усиливается. Если в таких условиях происходит авария, нужно выпускать на трассу машину безопасности. Тем не менее, сегодня условия были очень сложными, и принять правильное решение в нужный момент было тяжело».
Ники Лауда: «Мы всегда должны помнить, что автогонки являются опасным видом спорта, а этот инцидент случился из-за совпадения нескольких обстоятельств. Одна машина вылетела с трассы, к ней подъехал эвакуатор, и тут вылетела вторая машина. Нам очень сильно не повезло».
Фелипе Масса: «Гонку остановили слишком поздно. На протяжении пяти кругов до появления машины безопасности я кричал по радио, что на трассе слишком много воды. Было очень опасно. Сейчас все мои мысли о Жюле Бьянки. Возможно, гонку стоило провести вчера».
Фото: REUTERS/Toru Hanai, Yuya Shino, Yuya Shino
Другой вопрос - это почему бы таки не перенести "Сузуку" на другие даты, если достоверно известно, что в осенью по азиатскому региону "гуляют" тайфуны?
Формула такой аварии = болид эвакуатор скорость. Нельзя допускать такой комбинации. Вы скажете, были желтые флаги. Но здесь это помножилось еще и на дождь с сумерками, в условиях которого желтых флагов оказалось недостаточно.
Задним умом, конечно, все сильны, но если там улетел один пилот, спрогнозировать повторение ситуации с другим несложно.