Звезда с неба. 5 гонщиков для нового «Макларена»
Чтобы побеждать в Гран-при, «Макларену» нужен топ-гонщик. Дмитрий Агапов рассуждает о претендентах на место в легендарной команде.
Дуэт гонщиков — одно из слабых мест коллектива из Уокинга. Некоторые болельщики даже считают, что Баттон-Магнуссен — худшая пара пилотов «Макларена» за последние 20 лет. Дженсон не слишком впечатляет результатами на закате карьеры, а Кевин, несмотря на временами яркие выступления, пока неопытен и часто теряет очки понапрасну. Если английский коллектив хочет вернуться в борьбу за чемпионский титул, то должен расстаться с одним из нынешних пилотов и подобрать адекватную замену.
Новый партнер Уокинга, моторист «Хонда», выделивший Рону Деннису до неприличия большие деньги, практически сразу поставил условие: реформированной конюшне нужен топ-пилот — опытный, быстрый и в самом расцвете сил. Пресса немедленно начала раздувать слухи по поводу интереса команды к магической троице Алонсо-Феттель-Хэмилтон, но со временем появились и другие кандидатуры. Помимо не растерявшего шансы Баттона сегодня на место в кокпите «Макларена» претендуют еще пять гонщиков.
Если Магнуссену подумывают дать второй шанс, то с Баттоном команда намерена распрощаться. Дженсону исполняется 35 лет, и за последние три сезона в его лидерских способностях часто возникали серьезные сомнения.
Более того, еще ранним летом англичанин был уверен, что останется в «Формуле-1», но ближе к осени впал в хандру — сейчас он даже допускает мысль о завершении карьеры после сезона-2014. А если учесть, что в Уокинге выбирают пилотов на дальнюю перспективу, ощущение скорой отставки Дженсона становится еще сильнее. Но у гонщика есть козырь в рукаве: уговорить Феттеля или Алонсо сесть за руль «Макларена» в ближайшую зиму вряд ли получится. А значит, опытного Баттоном вполне могут продлить еще на год.
Но устроит ли такой вариант самого пилота? Один год — а что дальше? Ведь никто не гарантирует, что после следующего сезона появятся желающие подписать 36-летнего гонщика. Вдобавок, сегодняшнюю зарплату чемпиона мира 2009 года наверняка придется сократить — 16 миллионов евро в год Дженсону платил только канувший в лету Мартин Уитмарш.
Шансы на подписание контракта: выше средних
Для «Макларена», возможно, это одна из лучших кандидатур, но у Льюиса маловато аргументов для возвращения в родную команду. Он ушел на заработки к конкурентам в поисках чемпионской машины, а в Уокинге как раз в это время разучились строить быстрые болиды. Даже серьезный конфликт с Росбергом и проигрыш чемпионского титула вряд ли в состоянии убедить Хэмилтона решиться на «второе пришествие» в «Макларен».
Есть, правда, вариант практически из области фантастики — Льюис окончательно рассорится с напарником и руководством, разорвет контракт с «Мерседесом», а Рон Деннис примет воспитанника с распростертыми объятиями. Но, скорее всего, для англичанина «Макларен» уже пройденный этап. Как говорится, уходя — уходи.
Шансы на подписание контракта: низкие
У талантливого немца две проблемы: высокий рост и большой вес. Но солидные антропометрические данные вовсе не связывают парню руки – гонщик заработал очки в 11 из 12 гонок сезона. Серхио Перес выступал с Баттоном в квалификациях на равных, а сейчас проигрывает напарнику по субботам с разгромным счетом — и даже 0,2 секунды, отобранные у Нико действующим регламентом, не мешают 27-летнему пилоту демонстрировать хороший темп. С точки зрения чистой скорости немец выглядит даже более подходящим вариантом, чем собирающийся на пенсию Баттон.
Из гоночных недостатков Хюлькенберга можно отметить нестабильную работу с резиной — именно поэтому немец упустил шанс подняться на пьедестал почета в Бахрейне. Отсутствие опыта побед и финишей на подиумах — вот что отпугивает потенциальных работодателей. Но если в Нико никто не поверит, он так и будет скитаться в середняках пелотона — в конце концов, примеры Льюиса Хэмилтона и Даниэля Риккардо показывают, как неопытный пилот за рулем хорошей машины может превратиться в грозного соперника.
На месте руководства «Макларена» я бы предложил такой вариант: вместо Баттона в команду приходит Хюлькенберг. Заключается однолетний контракт с возможностью продления — если Нико покажет достойные результаты, возможно, никакие звездные чемпионы Уокингу и не понадобятся. В случае провала конюшня все равно ничего не теряет — борьба за титул в следующем сезоне коллективу Рона Денниса не светит, вдобавок можно будет существенно сэкономить на зарплате пилотов — менеджмент немца точно не потребует зарплату 16 миллионов в год.
Шансы на подписание контракта: средние
Финский гонщик привлек эффектными выступлениями внимание многих команд. Не исключением стал и «Макларен». Ранее даже появлялась информация о том, что коллектив Рона Денниса может обменять Баттона на Боттаса.
Боттас — одна из идеальных кандидатур. Несмотря на недостаток опыта в «Формуле-1», он показывает отличные результаты и уверенно расправляется с Фелипе Массой. К сильным качествам гонщика можно отнести не только высокую чистую скорость, но и стабильность по ходу сезона — Валттери крайне редко попадает в какие-то передряги и собирает максимум очков в каждой гонке. Боттасу всего 25 лет — это самый молодой пилот из всех кандидатов, а значит, лучшие годы финна еще впереди.
Но шансы на переход пилота в «Макларен» невелики. По крайней мере, в обозримом будущем. В «Уильямсе» наконец-то собралось сильное звено инженеров, у команды появилось более-менее полноценное финансирование, и результат не заставил себя ждать — сегодня в Гроуве ведут борьбу за третье место в кубке конструкторов. К тому же, у английского коллектива есть неоспоримое преимущество — мотор «Мерседес», в то время как о силовом агрегате «Хонды» паддоку сегодня неизвестно практически ничего. Прямо сейчас у Боттаса нет причин на то, чтобы переходить из «Уильямса» куда-то еще. Если только не в «Ред Булл» или «Мерседес».
Шансы на подписание контракта: средние
Испанец со скандалом ушел из «Макларена», но после семи бестрофейных лет Фернандо, кажется, готов рассмотреть переход туда, где построят чемпионскую машину. Да и, как говорят, Рон Деннис ради результата готов забыть прежние обиды и на зарплату не скупится: предложение в 32 миллиона евро в год пока перебивает любые попытки «Феррари» продлить контракт.
Нет сомнений, что трансфер Алонсо будет удачной сделкой во всех смыслах: «Макларен» не только качественно усилит состав пилотов, но и существенно ослабит прямого конкурента. Но вписывается ли Фернандо в долгосрочные планы Уокинга? Испанец вступил в возраст Христа и сейчас все ближе к закату карьеры — к моменту возможного подписания контракта звездному пилоту стукнет 34 года.
В соглашении Алонсо со Скудерией периодически всплывают новые подробности: оказывается, у Фернандо уже было два повода для расторжения соглашения. Но самым разумным вариантом для испанца будет подождать еще сезон: Джеймс Эллисон обещает построить в кои-то веки хороший болид, а насчет двигателя «Хонда» пока мало обнадеживающих слухов. В 2015 году Фернандо сможет оглядеться по сторонам, присмотреться к предложениям и принять окончательное решение. Но будет ли столько ждать конюшня из Уокинга, когда на горизонте есть более молодые кандидатуры?
Шансы на подписание контракта: выше средних
Репутация Себастьяна после невнятного выступления в этом сезоне несколько ухудшилась, но гонщик по-прежнему привлекателен для топ-команд. Феттель — отличная кандидатура, наверное, лучшая наравне с Алонсо и Боттасом. Быстрый, уже сформировавшийся гонщик в самом расцвете сил, к тому же многократный чемпион мира. Вокруг такого пилота можно строить команду и приглашать спонсоров.
Вопрос лишь в том, есть ли резон немцу переходить в «Макларен». После ухода Ньюи и Продрому отдел аэродинамики ослабнет, правда, в «Ред Булл» начали готовиться к этому заранее и уже перестраиваются. В любом случае, гениальных идей в Милтон-Кейнсе теперь поубавится, команда будет бороться с лидерами, но вряд ли дело дойдет до очередного доминирования. Устраивает ли такое положение вещей Феттеля, привыкшего к техническому превосходству в скорости над конкурентами?
Себастьян мечтает в какой-то момент перейти в «Феррари», но в обозримом будущем эта затея не имеет смысла. А вот вариант с «Маклареном» вполне может устроить немца: огромный бюджет, большие амбиции и практически гарантированный статус первого номера. Захочет ли честолюбивый спортсмен доказать общественности и самому себе, что он больше, чем просто гонщик одной команды? У Феттеля есть уникальная возможность повторить путь Шумахера: построить вокруг себя команду и добраться с ней к вершине «Формулы-1». В таком случае Себ предстанет в качественно ином свете, чем раньше — заманчивая перспектива, не правда ли?
Правда, Себастьяну тоже нужно время подумать. Не нужно принимать поспешных решений. Феттель все еще молод, поэтому без проблем может перейти в «Макларен» как через год, так и через два, что делает его более привлекательным вариантом для Уокинга, чем тот же Алонсо. Вполне возможно, что руку к переходу пилота в коллектив Рона Денниса приложит лично Берни Экклстоун, как это было в случае с Хэмилтоном и «Мерседесом».
Шансы на подписание контракта: выше средних
Фото: Fotobank/Getty Images/Dean Mouhtaropoulos, Steve Etherington, Vladimir Rys Photography, Drew Gibson
Феттель и Алонсо на следующий год, скорее всего, точно останутся, а вот дальше - хороший вопрос. Обоих ситуация в "Феррари" и "Ред Булл" в будущем может не устроить, и тут появляется заводской "Макларен" с предложением. И усиливаемся, и прямых конкурентов ослабляем - чем не сделка?
Сажать за руль Вандорна сразу после Баттона - впустую тратить деньги "Хонды". Японцы этого не допустят. Деннис вряд ли захочет получить второго Магнуссена в тот момент, когда может пойти борьба за титул. И не факт, что к тому времени уже сам Кевин сможет потянуть на себя одеяло и стать лидером команды. Вандорну опыта нужно набраться - "Макларену" разумнее будет попытаться пропихнуть его в малые команды или середняки, хотя по нынешним временам это будет очень сложно сделать. Вот, кстати, предложение для "Форс-Индии" - мы берем Хюлькенберга, а вам поручаем вести талантливого Вандорна. Ну и, естественно, обеспечиваем будущую звезду "Формулы-1" спонсорами - дабы какой-нибудь Мальдонадо или Эрикссон в последний момент не отобрал место в команде.
Про шасси - согласен. Только вот в чем проблема - Дженсон сам всегда работает в достаточно узком диапазоне настроек - отсюда постоянные проблемы с балансом. Нет баланса, не настроил машину - фактически провалил уик-энд. Вспомните, были гонки, когда Баттон совсем немного проигрывал Льюису даже в квалификации, а случалось, что Хэмилтон до 0,8 секунды на быстром круге привозил. Не говоря уже о гонке. Так что узкопрофильное шасси - только часть проблемы. Был бы Баттон менее прихотливым пилотом - возможно, больше бы очков на такой технике привозил.
Кто-нибудь сомневается в уровне "обратной связи", предоставляемой гонщиком с пятнадцатилетним опытом в "Формуле-1"? И откуда у вас сведения о качестве "обратной связи", получаемой инженерами от Хэмилтона или Хюлькенберга с Боттасом? Свечку что ли держали? Пилот, который при анализе поведения машины оперирует словами "едет - не едет" вряд ли вообще когда-нибудь окажется в "Формуле-1" и уж тем более поедет на хорошем уровне, не говоря уже о чемпионском титуле. Вам так не кажется?
Как измерить "практически такой же уровень"? Как его посчитать? Всё ведь субъективные оценки. Аргумент "за три сезона набрал очков больше" - мы ведь подсчет не за три сезона ведем, а за каждый. В действительности Баттон выступил лучше Хэмилтона только в 2011 году, а два остальных сезона проиграл практически без вариантов. К тому же, подсчет за три сезона крайне субъективный - Льюис в 2012 году потерял столько очков не по своей вине - какая бы тогда разница между Дженсоном и Хэмилтоном была бы?
Рыба испортилась еще пару лет назад - когда конкуренты разобрали лучшие кадры "Макларена", а никто даже пальцем не ударил, чтобы найти равноценную замену Хэмилтону и Лоу, например. Плюс положились на мнение Уитмарша, потребовавшего радикально новую машину на 2013 год, якобы болид 2012 года уже не прибавлял в скорости. Странное дело - в трех последних гонках того сезона "Макларен" был быстрее "Ред Булл". Как это удалось бы сделать, если шасси, как уверяет Мартин, толком не прибавляло в скорости еще с конца лета?
О Баттоне - теперь уже мое мнение. Дженсон хорош, но на роль первого номера и лидера, увы, не тянет. Если помните, он в 2012 половину сезона чертыхался с настройками и поехал только под конец сезона. Собственно говоря, "Макларен" тогда занял третье место в КК. А мог и первое. Разница же есть. К тому же возраст, мотивация - на дальнюю перспективу более подходящей кандидатурой будет Феттель или Боттас.