Страх поражения. В чем фундаментальная разница между Хэмилтоном и Росбергом
В Бельгии раскол в боксах «Мерседеса» впервые сказался на результате команды. Блог «Спорт без смысла» разбирается в том, кто такой Нико Росберг и кем его сделает возможное поражение в борьбе за титул.
Не слишком хочется рассуждать на тему того, кто виноват в столкновении Льюиса и Нико в Бельгии. Это дело профессионалов — гонщиков, экспертов, но никак не журналистов и болельщиков. На мой скромный взгляд, ошибся Росберг. Не имея больших шансов обогнать Льюиса в повороте, он зачем-то полез на рожон. Знал ведь, что Хэмилтон не отступит. К тому же, немец, вопреки рассказам в интервью, был вовсе не «намного быстрее» напарника.
Ведь так же «намного быстрее» Нико был и в Сахире, Барселоне, Будапеште, памятной прошлогодней Малайзии. Каждый раз – «намного быстрее», однако обогнать Хэмилтона не смог нигде. Казалось бы, учитывая стиль Росберга, в Бельгии логичнее было бы отступить, избежать столкновения и гарантированно сохранить очки в чемпионате. Но что мы вообще знаем о Нико Росберге? Что мы знаем о его характере, философии, психологии? Что мы знаем о том, в кого он трансформируется, когда есть возможность сорвать «большой куш»?
Психология Росберга
Нынешний сезон раскрывает истинную сущность Нико. Никогда прежде он не сражался за титул в «Формуле-1», и вот представилась такая возможность. Ради исполнения заветной мечты немец готов абсолютно на все. И вот почему.
Росберг прекрасно все понимает. Сейчас он примерно в тех же условиях, что и Баттон пятью годами ранее. Возраст 29-30 лет. Отличная машина, имеющая огромное преимущество над конкурентами. Первый и, скорее всего, последний шанс войти в список чемпионов «Формулы-1». Нико знает, что он медленнее Льюиса и уступает во многих гоночных аспектах. Но также знает, что шансов на чемпионство он все еще не потерял.
После гонки в Испании я писал, что Нико по неопытности загнал себя в положение перфекциониста и малейшая неудача больно бьет по самолюбию гонщика. Также отмечал, что в пылу борьбы за титул такая стратегия может серьезно аукнуться с точки зрения психологии. В какой-то момент пилот мог просто сломаться. И он действительно сломался. Но иначе. И произошло это гораздо раньше.
На самом деле, Нико избрал стратегию «все или ничего» с самого начала, еще с Бахрейна, где тайком от команды и напарника исследовал возможности нового двигателя. Он следовал ей в Монте-Карло, радуясь скандальному поулу словно маленький ребенок, только что захвативший все мировые запасы шоколада. Он использует единственно возможную для себя стратегию и сейчас, бросаясь в крайне оптимистичные атаки на болид Льюиса.
Теперь только титул и ничего меньше. И неважно, какой ценой он будет добыт
Неловкие попытки Хэмилтона начать информационную войну в прессе, постоянные подшучивания английских журналистов на тему того, что Росберг «все еще лидирует в чемпионате», лишь раззадорили немца. Теперь только титул и ничего меньше. И неважно, какой ценой он будет добыт.
Росберг, возможно, мог бы попридержать коней и осмотреться вокруг, если бы получил от формульной судьбы пару отрезвляющих подарков. Но немцу сказочно везет. На его двигателе мог обнаружиться точно такой же дефект, как и у Льюиса в Австралии. Амбициозный гонщик вполне мог закончить гонку в Шанхае уже в первом повороте, чудом не пострадав после столкновения с реактивным Массой. В Канаде после фактического отказа задних тормозов не только не сошел, но даже смог зацепиться за второе место на финише, хотя машина могла окончательно сломаться в любой момент. И, конечно же, техника могла серьезно подвести немца в любой квалификации по ходу сезона, но и этого не произошло. Госпожа Фортуна жалует гонщика, и поэтому тот считает, что все делает правильно.
Из всех действий и слов Росберга очевидно одно: он патологически боится проиграть. И не знает, что будет делать, если все-таки упустит титул. Пилот по крупицам собирает очки и пересчитывает каждый заработанный балл, но даже это не в состоянии гарантировать чемпионство. Если Нико все-таки обыграет Хэмилтона, это принесет ему двойное удовлетворение, но если титул будет упущен, максимализм может сыграть с пилотом злую шутку.
Психология Хэмилтона
О Льюисе мы знаем больше. Хэмилтон — парень эмоциональный, чувствительный, за словом в карман не полезет. Но философия англичанина в перспективе должна оказаться более выигрышной и безопасной для самого гонщика, чем непримиримая позиция напарника.
Хэмилтон научен опытом прошлых неудач. Он, если хотите, трижды недодвукратный. Знает, что упустить титул, сидя в кокпите комфортного, хоть и хрупкого самовоза, будет довольно глупо. Ну и что? Льюису не впервой. Он терпел неудачи и раньше, но переживал их и совершенствовался как гонщик. Проигранный по неопытности дебютный сезон не помешал забрать чемпионский кубок позже. Льюис до некоторых пор слыл «талантливым раздолбаем», но после ужасающего 2011 года сделал выводы и затем лишь по случайности не взял титул.
Хэмилтон еще в прошлом году обмолвился, что не станет убиваться, если так и не станет больше чемпионом. Недавно гонщик заявил, что душу дьяволу за титул продавать не намерен. К любой неудаче по ходу сезона он подходит филисофски, вероятно, почерпнув эту мудрость у невезучего Алонсо. Иными словами, Льюис не боится проиграть. Он проигрывал достаточно, чтобы перестать бояться этого ощущения.
Хэмилтон любит заниматься вещами, в которых он не преуспевает и преуспеть не может в силу особенностей характера
У Хэмилтона два основных недостатка, мешающих ему реализоваться в «Формуле-1». Во-первых, он слишком эмоционален, что часто помогает ему в гонках, но еще чаще — идет во вред не только на трассе, но и за ее пределами. Во-вторых, английский пилот любит заниматься вещами, в которых не преуспевает и преуспеть не может в силу особенностей характера. Например, психологическими баталиями в прессе. В Монако Льюис, вероятно, задумал осуществить полноценную словесную перепалку, но в том сражении, которое навязал Нико, проигравший всегда тот, кто слишком много говорит.
Безусловно, Росберг сделал достаточно, чтобы титул «Дарта Вейдера «Формулы-1» перешел от одного немца к другому. Но Нико вовсе не злодей и мажор, каким его рисует стремительно проигрывающий информационную войну напарник. Философия гонщика не делает его хорошим или плохим, добрым или злым. Как уже отмечалось Ники Лаудой, добряки чемпионами не становятся. Льюис тоже не добряк и в целом по ходу сезона психологически менее устойчив, чем Росберг. Но на длинной дистанции стратегия Хэмилтона будет иметь преимущество, так как она подготовит необходимую эмоциональную базу для выступлений в следующем году.
Что будет дальше?
Сейчас всем очевидно: контроль над ситуацией потерян. Совершенной глупостью со стороны Вольффа и Лоу было позволить пилотам комментировать происходящее сразу после гонки и заседания на брифинге. В итоге в прессу вылилось слишком много противоречивой информации для того, чтобы можно было спокойно разобраться в конфликте за закрытыми дверями.
Причем совершенно непонятно, какими мерами руководители «Мерседеса» собираются восстанавливать баланс в команде. Тото Вольфф грозится чем-то особенным, но из его уст заявления о необходимости контроля действий гонщиков выглядят не слишком убедительно. Хэмилтон уже не может терпеть бесконечные поломки болида и странное поведение руководства. Росберг тоже потихоньку начинает выходить из себя: как оказалось, Нико до сих пор зол на команду из-за эпизода в Венгрии, а на брифинге в воскресенье немец то ли специально, то ли в сердцах бросил настолько двусмысленную фразу, что Льюис обвинил напарника в намеренном столкновении.
Можно, конечно, здорово оштрафовать пилотов и слегка умерить их кошельки, но с точки зрения дисциплины такой вариант бесполезен. О командной тактике, кстати, теперь можно и не думать: ни один из вариантов не устроит ультимативно настроенных гонщиков. Даже если Вольфф и Лоу решатся ввести какие-то серьезные ограничения на борьбу на трассе, пилоты просто не послушают приказов. И если Льюис утверждает, что наказания у боссов «Мерседеса» сродни школьным, то закрутить гайки у не слишком авторитетного руководства вряд ли получится. Эх, Брауна на вас нет...
Что касается исхода борьбы за чемпионский титул, то тут все выглядит крайне любопытно. Росберг не успокоится совершенно точно. Хэмилтон теперь тоже не остановится. Вольфф как-то сказал, что тому, кто проиграет титул в Абу-Даби из-за двойных очков, понадобится помощь психолога. Прямо сейчас услуги квалифицированного специалиста необходимы всему коллективу. Сильно сомневаюсь в том, что возможное поражение сломает Льюиса, а вот что будет делать Росберг в случае итоговой неудачи — даже не знаю.
Фото: REUTERS/Yves Herman; Fotobank/Getty Images/Dan Istitene, Dean Mouhtaropoulos
по Хэмилтону.. тоже вроде все правильно, но психология штука непростая.. да, с одной стороны Льюис вроде отошёл от "ужасающего 2011 года", но тем не менее продолжает проигрывать, и еще один проигрыш может как еще больше закалить его характер, так и наоборот сломать его.. Кроме того, проиграть титул собственному напарнику по команде намного обидней, чем, если бы это был соперник из другой команды (хотя, конечно, любой проигрыш очень обиден).
А что из себя они представляют как люди - лично мне не особо интересно. Обычные они люди, как и мы всё.
Поэтому пока лидирует в чампе.
В этом его и сила.
Стабильность, нацеленность, трудолюбие.
1. Кто виноват не скажу, но виноват росберг
2. Росберг плохой, потому что хочет победить
3. Хэмилтон хороший потому что победить не хочет.
Есть такое понятие в философии - субъективный идеализм. Вполне возможно, что галактики, солнечная система, луна и отражаемый ее солнечный свет существуют, а возможно - нам всё это кажется. Хуже того, возможно - у нас над головой натянута полусфера, на которой кровавая гэбня и лично Путин В.В. сменяют картинки дневного и ночного неба. Но это же не повод не обсуждать звездное небо? :)
Так и здесь: что в реальности стоит за картинками по ТВ и интернетам - ни автор, ни мы не знаем. Но это же не повод не обсуждать эти картинки?