Почему Росберг обречен стать чемпионом «Формулы-1»
После четырех побед подряд в одном сезоне гонщики «Формулы-1» всегда становились чемпионами мира.
Нико Росберг выиграл четвертую подряд гонку в нынешнем сезоне «Формулы-1» и еще сильнее оторвался от конкурентов в личном зачете. Несмотря на то, что до конца первенства осталось 17 этапов, сомневаться в том, что чемпионом станет именно немецкий гонщик «Мерседеса», больше нельзя – в прошлые годы в «Формуле-1» все пилоты, побеждавшие в одном сезоне в четырех гонках подряд, в итоге становились чемпионами мира. И даже если в какой-то момент лидерство переходило к сильным соперникам, мистические силы возвращали на первое место тех, кто побеждал сериями.
Альберто Аскари (1952 год – 6 побед подряд)
Аскари пропустил начало чемпионата из-за выступления в «500 милях Индианаполиса», но когда вернулся, то обнаружил, что конкурентов у его «Феррари» практически нет – после смены регламента в области двигателей соперникам итальянской конюшни потребовалось много времени на постройку конкурентоспособной техники. В результате – 6 побед в 6 гонках.
Джек Брэбэм (1960 год – 5 побед подряд, 1966 год – 4 победы подряд)
В конце 50-х в чемпионате мира начали главенствовать среднемоторные болиды – подобная машина (одна из лучших в пелотоне) была и у Джека Брэбэма. В 1959 году австралиец выиграл первый титул, но всеобщего признания почему-то не получил – хоть тогда и не было понятия «самовоз», некоторые критиканы все же считали, что своими успехами Джек больше обязан хорошей технике и тому факту, что талантливому Стирлингу Моссу сильно не везет.
Казалось, что в сезоне-1960 злопыхатели будут правы – Брэбэм не набрал очков на первых этапах (в Монако Джек сошел, лидируя, из-за ошибки под дождем), – но, начиная с Гран-при Нидерландов, пилот «Купера» внезапно начал выигрывать одну гонку за другой, и тогда стало ясно, что, наверное, Брэбэм не такой уж и «самовозник».
Через шесть лет Джек гонялся на трассах за рулем собственной машины, но до чемпионского титула все никак не дотягивался. В 1966 году, в год смены регламента (снова моторы – на этот раз «Ф-1» перешла на мощные 3-литровые двигатели) на австралийца никто не ставил – фаворитом считалась «Феррари», у которой был потрясающий опыт создания 12-цилиндровых агрегатов. Но случился анекдот: в Мельбурне Брэбэм договорился с производителем автозапчастей «Репко» о создании 12-цилиндрового двигателя, и тот внезапно оказался (нет, не самым мощным) самым надежным в чемпионате мира.
Так что пока «Феррари» и другие команды страдали от проблем, австралиец выиграл четыре Гран-при подряд (всего в году их было девять), и за два этапа до окончания первенства досрочно стал чемпионом.
Джим Кларк (1963 год – 4 победы подряд, 1965 год – 5 побед подряд)
В 1963 году один из самых талантливых гонщиков «Формулы-1» Джим Кларк получил отличный болид «Лотус» 25, за рулем которого выиграл 7 из 10 гонок сезона.
Через два года история почти повторилась – 6 побед в первых 7 гонках. Наверняка в том году Джим установил бы и «вечный рекорд» по количеству выигранных подряд Гран-при со старта сезона, но этапу в Монако он предпочел «Инди-500».
Йохен Риндт (1970 год – 4 победы подряд)
В 1970-м гонщик «Лотуса» выступил в девяти Гран-при, лишь в пяти набрал очки – но при этом каждый раз набирал максимум возможных зачетных баллов.
Нельзя сказать, что в серии из четырех побед Риндт всегда приходил к финишу с громадным преимуществом – в Великобритании, например, первое место Йохену досталось после схода Джека Брэбэма (у которого кончился бензин), – но тем удивительнее, что даже смертельная авария в Италии не помешала австрийцу стать чемпионом: в оставшихся гонках Жаки Икс не набрал нужного количества очков, чтобы вырваться вперед.
Айртон Сенна (1988 год – 4 победы подряд, 1991 год – 4 победы подряд)
В первой части первого совместного сезона в «Макларене» Айртона Сенны и Алена Проста небольшое преимущество было на стороне француза – он выиграл три гонки из четырех. Впрочем, уже на третьем этапе в Монако Ален почувствовал, на что способен Айртон, когда находит ритм.
Сенна перехватил инициативу в Канаде и США, однако во Франции вновь первенствовал Прост. Казалось, два гонщика «Макларена» так и будут обмениваться ударами, но, начиная с Великобритании, бразилец выдал впечатляющую серию из четырех побед подряд. Учитывая, что в зачет чемпионата шло только 11 лучших результатов, куча вторых мест Проста перестали иметь значение – от Алена отныне требовались только победы. Он добыл два Больших Приза в Португалии и Испании, но в Японии, как мы помним, Айртон спас неудачно начавшийся заезд, выиграл гонку, а вместе с ней и чемпионский титул.
В сезоне-1991 многие ожидали нового раунда борьбы двух великих гонщиков, но болид «Феррари» оказался не слишком хорош, и в первых четырех Гран-при Сенна внезапно набрал 40 очков из 40 возможных. Кое-кто решил, что чемпионат на этом закончился, однако в следующих четырех гонках Сенна набрал всего 10 очков. Главным преследователем бразильца обозначился Найджел Мэнселл на «Уильямсе» – болид для британца создали Патрик Хэд и Эдриан Ньюи, – и огромный отрыв начал таять.
Но Мэнселл четыре подряд победы не одержал, а значит, по закону жанра, титул должен был уйти к Сенне. Для победы в первенстве «Макларен», «Хонда» и Сенна приложили титанические усилия – а все решалось, как обычно, в Японии, где «Биг Найдж» сошел. Счастливый Сенна на радостях отдал победу в той гонке напарнику Бергеру.
Найджел Мэнселл (1992 год – 5 побед подряд)
В следующем году «Британский лев» отыгрался сполна. Хэд и Ньюи доработали FW14 так, что машина буквально полетела, и Мэнселл легко выиграл первые пять гонок. Выиграл бы и шестую, но из-за ошибочного пит-стопа он оказался позади Сенны, который своего не упустил.
Чемпионский титул Мэнселл оформил в середине августа.
Ален Прост (1993 год – 4 победы подряд)
В 1993 году лучшая машина оказалась в руках Алена Проста. В его победе в чемпионате мало кто сомневался, но вечный соперник Сенна сумел создать интригу – одержав победы в дождевых гонках в Бразилии и Донингтоне, а также взяв верх в Монако.
Француз, получивший солидную долю критики, похоже, все-таки разозлился – начиная с этапа в Канаде он одержал четыре победы подряд, и, учитывая постоянные проблемы с техникой у Сенны, фактически снял вопрос о чемпионе. После той серии успехов Прост уже больше не выигрывал, но для титула ему дальше хватило и пары подиумов.
Михаэль Шумахер (1994 год – 4 победы подряд, 2002 год – 4 победы подряд, 2004 год – 5+7 побед подряд)
В начале 1994 года у Михаэля Шумахера соперников не оказалось – единственный человек, способный бороться с подозрительно ровно проходящей повороты машиной немца, погиб. Шумахер выиграл четыре стартовых Гран-при, был близок к успеху и в пятой гонке, но сбавил скорость из-за сломавшейся коробки передач. Затем начались войны с ФИА и дисквалификации, но, в конце концов, титул Шумахер взял.
Сезоны-2002 и 2004 были чем-то похожи между собой – у «Феррари» был лучший с точки зрения скорости на дистанции болид, и Михаэль одержал дикое количество побед.
Дэймон Хилл (1995-1996 годы – 4 победы подряд)
В изначальной версии текста Хиллу места в этом списке не досталось – первый успех пилота «Уильямса» в серии побед пришелся на последнюю гонку сезона-1995. Однако получилось так, что в следующем году англичанин выиграл еще три Гран-при со старта и потом стал чемпионом мира. То есть, формально статистическое условие для того, чтобы История признала в нем чемпиона, англичанин все-таки выполнил.
Фернандо Алонсо (2006 год – 4 победы подряд)
Титул чемпиона мира в 2006 году оспаривали Фернандо Алонсо из «Рено» и Михаэль Шумахер из «Феррари». Первую половину чемпионата лучше провел испанец – выиграл 6 гонок, причем 4 из них – подряд. Однако история с демпфером масс на время подкосила французскую команду, и Шумахеру удалось не просто отыграться, но даже вырваться вперед. Впрочем, победная серия Шумахера достигла лишь трех Гран-при.
Победы в Италии и Китае вовсе вывели Шумахера в чемпионате на первое место, но в Японии в борьбу двух гонщиков вмешались мистические силы – двигатель на болиде лидировавшего Михаэля сгорел, а победа – и, фактически, титул, ушли к Алонсо.
Дженсон Баттон (2009 год – 4 победы подряд)
В год больших перемен в регламенте «Браун» лучше всех реализовал идею двойного диффузора – это привело к серии успехов Дженсона Баттона. Особенно ударно британец выступил в промежутке между Бахрейном и Турцией, одержав при этом 4 победы подряд.
Как потом ни пыжились конкуренты из «Ред Булл», догнать Баттона – даже сбавившего резко ход – не получилось.
Себастьян Феттель (2012 год – 4 победы подряд, 2013 год – 9 побед подряд)
Примеры Себастьяна Феттеля все еще свежи в памяти – подробно вспоминать их не будем. Стоит лишь отметить, что в сезоне-2012 Себ выиграл подряд Гран-при Сингапура, Японии, Кореи и Индии, что позволило вырваться вперед Фернандо Алонсо в личном зачете. Финальный этап в Бразилии подарил болельщикам много валидольных минут, но титул все-таки ушел к Феттелю.
Льюис Хэмилтон (2014 год – 4+5 побед подряд)
Англичанин сошел в первой гонке в Австралии и разом уступил главному конкуренту в борьбе за титул, Росбергу, 25 очков. Чтобы догнать и опередить напарника, Льюису пришлось постараться – он выиграл следующие четыре этапа, возглавил общий зачет, но закрепить преимущество не смог. Хуже того, к окончанию европейской части первенства Льюис снова оказался в догоняющих.
Все вернулось в норму с Гран-при Италии – Хэмилтон выиграл 5 гонок подряд, уверенно возглавил первенство, а заключительный этап, за который давалось в два раза больше очков, завершил уверенной победой.
Нико Росберг (2015 год – 3 победы подряд, + 2016 год – 4 победы подряд)
Формально победная серия Нико достигла уже семи гонок – в прошлом году немец выиграл три заключительных Гран-при, и сейчас является самым успешным пилотом в истории «Формулы-1», не становившимся чемпионом. Впрочем, магия чисел обрекла Росберга на чемпионство не сегодня:
– после победы на «Альберт-парке» серия побед Нико достигла мистической цифры 4;
– в Китае Нико выиграл третью гонку подряд со старта сезона – все пилоты, добивавшиеся аналогичного успеха, затем обязательно выигрывали и сам чемпионат.;
– и вот теперь в России Росберг выиграл четвертую гонку подряд в одном сезоне.
Все сходится – Нико обречен стать чемпионом.
Если вы не верите в такие мистические штуки, есть и рациональное объяснение тому, почему Хэмилтон в этом году четвертый титул не оформит: после неудач в первых Гран-при англичанину уже несколько раз поменяли двигатель, и на оставшиеся 17 этапов у него осталось только три свежих двигателя, которые можно использовать без штрафа. Если команда любой ценой постарается избежать потерь позиций на стартовой решетке, ей придется «душить» мотор. В случае же штрафов Хэмилтону вовсе предстоят прорываться через пелотон. И не забудем, что пока у его главного конкурента не возникло ни одной проблемы.
Впервые текст был опубликован в мае 2014 года
Фото: REUTERS/Sergio Carmona; /Getty Images/ A. Jones/Express, Pascal Rondeau/Allsport, Robert Cianflone
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов
Обречен Нико совсем по другой причине - единственный реальный соперник (как показывает текущая скорость болидов) испытывает слишком уж много проблем.
Почему игнорируется(ну видимо и неизвестен автору) например факт того, что Росберг самый побеждающий(кол-во побед на Гран-при) пилот в истории Ф-1 среди пилотов... НЕ чемпионов?)
Т.е. Нико вполне, побив такой лузерский рекорд(самый побеждающий не чемпион), может и эту традицию нарушить. Я лично не буду удивлен, т.к. глупо отрицать то, что провал Хэма это в первую очередь проблемы болида, не зависящие от него, и которые вполне так же могут постичь и болид Нико в той или иной части сезона.Но и надо признать, что и Нико в свою очередь по максимум воспользовался всем этим, не упустив ни одной победы.
Есть только одна 100-процентная традиция определения чемпиона - тот, кто больше очков наберет, тот и чемпион))
А все эти серии из статистики - это всё лирика журналистов для их красивых статей, ведь все серии имеют свойства оканчиваться.
И в зачёт шли только сколько-то лучших гонок - запросто можно было сходить несколько раз.