Пилоты нашей юности. Где они сейчас
Sports.ru рассказывает, чем сейчас занимаются Алези, Мэнселл, Хаккинен и другие лихие гонщики, радовавшие болельщиков «Формулы-1» в 90-х.
Найджел Мэнселл
После ухода из «Формулы-1» самый крутой британский гонщик сбрил знаменитые усы, поучаствовал в ветеранской серии «Мастерс», занялся гоночными карьерами сыновей и благотворительностью. В 2010 году Биг Найдж тряхнул стариной и отправился на большие гонки в Ле-Ман, однако уже на шестом круге автомарафона попал в аварию из-за прокола.
В последнее время Мэнселл изредка появляется на Гран-при в качестве приглашенного стюарда.
Рикардо Патрезе
Некогда буйный на трассе итальянец уже давно ведет спокойную семейную жизнь. Как и Мэнселл, Рикардо поучаствовал в серии «Мастерс», а в последний раз за руль болида «Формулы-1» сел в 2008 году в 54 года – во время символической «передачи полномочий» новому самому опытному гонщику чемпионата мира, Рубенсу Баррикелло. Впрочем, лучше всего о себе Патрезе напомнил в этом затасканном (но очень бодром) видео.
Михаэль Шумахер
Карьера Михаэля в «Формуле-1» началась всего за год до начала показа «Ф-1» на российском телевидении, а закончилась – и в это почти невозможно поверить – лишь в 2012 году. Кажется, что после ухода из чемпионата мира и до рокового падения в Альпах немец вовсю наслаждался жизнью, и, надеемся, продолжит это делать и после выхода из комы.
Герхард Бергер
Главный шутник «Большого цирка» завершил карьеру в 1997 году, но без дела долго не сидел: сначала занимал руководящую должность в автоспортивном разделении «БМВ», затем приобрел 50 процентов акций «Торо Россо» (за рулем болида которой Себастьян Феттель выиграл первую гонку в «Ф-1»), а в 2008-м продал свою долю обратно Дитриху Матешицу.
С 2012 года Бергер является президентом комиссии ФИА по одноместным гоночным автомобилям, цель которой – помочь талантливым молодым пилотам добраться до «Формулы-1».
Герхард Бергер: «Хэмилтона нельзя назвать столь же совершенным гонщиком, как Феттеля и Алонсо»
Мартин Брандл
У Мартина никогда не было хорошей машины, но все знания, умения и связи он все-таки сумел применить – пусть и после окончания карьеры: англичанин поработал менеджером пилотов, а также устроился на телевидение. Сегодня Брандл – главный «формульный» комментатор Великобритании. Гоночный опыт помогает ему легко разбирать инциденты на трассах, а острый язык и едкие суждения – привлекать публику у экранов. Прогулки по стартовой решетке и вовсе стали визитной карточкой Мартина.
Жан Алези
После «Формулы-1» «наш сицилийский друг», как его называл Бергер, перепробовал кучу гоночных автомобилей. Жан достаточно успешно выступал в ДТМ, два года гонял в серии «Спидкар», появлялся в серии «Ле-Ман», а в 2012 году даже предпринял попытку выступить в «Инди-500». Алези по-прежнему колоритен, и неудивительно, что большие компании хотят видеть его своим лицом: несколько лет француз представлял «Мерседес», затем – «Лотус», а с 2013 года является официальным послом «Пирелли».
Жан Алези: «Я догнал Шумахера, и тут мой мотор взорвался!»
Мика Хаккинен
Мика рано завершил карьеру в гонках Гран-при (в 2001 году), и, видимо, вскоре и сам это понял – в конце 2004-го финн провел неудачные переговоры с «Уильямсом», после чего отправился покорять сердца болельщиков в ДТМ. В немецком чемпионате Хаккинен провел три года, одержал три победы, но ушел, в общем-то, разочарованным, и в 2007 году все-таки повесил шлем на гвоздь. С тех пор Мика расслабляется в Монако, представляет «Мерседес» и «Макларен», а также растит дочь Эллу (от чешской подруги Маркеты Ремезовой – с Эрьей Мика развелся в 2008 году).
Мика Хаккинен: «Скучаю по пилотажу и ощущениям от побед»
Ален Прост
После выигранного в 1993 году титула и ухода из чемпионата мира «Профессор» не затерялся: был телекомментатором, консультантом в «Макларене», руководил собственной командой «Формулы-1», выступал в автогонках на льду, а также активно работал над возвращением Гран-при Франции (который, впрочем, пока так и не вернулся) в календарь «Большого цирка». С февраля 2012 года Ален является международным послом «Рено», не забывает о хобби – горном велосипеде, – и время от времени разбирает гоночные инциденты в «Ф-1» в качестве стюарда.
Дэймон Хилл
Дэймон мудр, рассудителен и терпелив. После завершения карьеры он стал президентом Клуба британских автогонщиков и сумел (пусть и не без счастливого случая) помочь «Сильверстоуну» остаться в «Формуле-1». Хилл не раз появлялся на страницах популярного издания F1 Racing, а с 2012 года входит в группу экспертов Sky Sports.
Джонни Херберт
После «Формулы-1» Джонни вернулся к гонкам на выносливость: в течение трех лет подряд занимал вторые места в «24 часах Ле-Мана» в разных классах, выступал в туринге – в BTCC, а также в набирающем популярность итальянском чемпионате Superstars, и лишь в 2012 году окончательно перешел из гонщиков в эксперты. Сегодня Херберт входит в команду репортеров Sky Sports – посещает все Гран-при, проводит анализ гонок, а также иногда берет интервью у пилотов на подиуме.
Рубенс Баррикелло
После 19 сезонов в «Ф-1» Рубиньо попытал счастья в «Индикаре», и в первом же сезоне занял 12 место, но затем сосредоточился на бразильских сток-карах. В 2013 году Баррикелло несколько раз видели в паддоке «Формулы-1», в связи с чем даже возникли слухи о возвращении пилота в чемпионат мира, но в одну реку дважды войти нельзя. Впрочем, бразильца это нисколько не огорчает: он счастлив, что может уделять много времени семье – жене Сильване и сыновьям Эдуардо и Фернандо.
Дэвид Култхард
После «Формулы-1» Дэвид провел три сезона в ДТМ, но без особого успеха. А вот карьера в журналистике у шотландца определенно пошла в гору – он пишет отличные колонки для разных британских изданий и посещает Гран-при в качестве эксперта BBC.
Кроме того, Култхард продвигает благотворительный бренд Wings for Life, а также является послом компании «Ред Булл». Благодаря австрийскому концерну Ди-Си также участвует и в разных интересных мероприятиях.
Оливье Панис
Победитель суматошного Гран-при Монако 1996 года ушел из «Формулы-1» в середине нулевых, после короткого перерыва в карьере оказался в гонках на выносливость, а сейчас занимается менеджментом Шарля Пика.
Хайнц-Харальд Френтцен
После «Ф-1» и трех пресных лет в ДТМ Хайнц-Харальд появлялся в серии «Спидкар», суточном марафоне в Ле-Мане и «Гонке легенд». Будучи тихим и уравновешенным человеком, немец сейчас практически незаметен.
Эдди Ирвайн
В отличие от многих других экс-пилотов «Ф-1», Эдди не согласился на «понижение в классе», а полностью ушел из спорта, посвятив себя любимому занятию – страданию всяческой фигней. За 10 с лишним лет Ирвайна несколько раз арестовывали – за вождение в пьяном виде, за катание на скутере по Гайд-парку без прав, за драку в ночном клубе, – кроме того, ирландец снимался в фильмах, появлялся на ТВ, судился с журналистами, а недавно нос к носу столкнулся с акулой (победил, разумеется, Эдди!).
Жак Вильнев
После «Формулы-1» Жак перепробовал много разных гонок – от серии «Ле-Ман» до NASCAR, – но за исключением «1000 км Спа» больших успехов не добился. Впрочем, канадец живет и гоняет в свое удовольствие, в свободное время критикует «Ф-1» и современных пилотов, а в 2007 году даже записал весьма неплохой музыкальный альбом. Недавно Жак объявил, что намерен вернуться к спортивной жизни и в 2014 году будет выступать на чемпионате мира по ралли-кроссу.
Джанкарло Физикелла
На закате гоночной карьеры Физико перебрался из «Форс-Индии» в «Феррари», да так и остался в системе «красных» – сначала немного поработал тест-пилотом Скудерии, а затем полностью сосредоточился на гонках на выносливость (в категории GTE-Pro в 2012 году итальянец стал чемпионом, а также выиграл «24 часа Ле-Мана»).
Ральф Шумахер
Завершив карьеру в «Ф-1», Ральф отправился в ДТМ, однако за пять лет выступлений всего два раза финишировал на подиуме. Несмотря на завершение карьеры пилота в начале 2013 года, с гонками Ральф не попрощался – сейчас он занимается менеджментом в структуре «Мюкке Моторспортс» и тренировками молодых гонщиков «Мерседеса».
Ярно Трулли
После того как «Катерхэм» отправил Ярно на пенсию, тот полностью посвятил себя давнему бизнесу – виноделию.
Алессандро Дзанарди
Жизнь подкидывала Алексу жуткие сюрпризы, но итальянец не растерял оптимизма и веры в собственные силы. Он был чемпионом в CART, потерпел неудачу в «Формуле-1», вновь вернулся в американские гонки, однако на немецком автодроме «Лаузицринг» попал в аварию и лишился ног. Врачи не предвещали ничего хорошего, но Дзанарди доказал, что способен преодолеть даже это тяжелое испытание, а затем выиграл золото паралимпийских игр.
Это предел? Нет – в этом году Дзанарди возвращается в автоспорт!
Другая жизнь. Как Алекс Дзанарди стал новым супергероем
Алекс Дзанарди: «На слово «невозможно» у меня аллергия!»
Фото: /Getty Images/Rainer W. Schlegelmilch/Pascal Rondeau/ALLSPORT/Alexander Hassenstein/Bongarts/Franziska Krug/Alexander Hassenstein/Bongarts/Chris Smith/Hulton Archive/Mark Thompson
1. Вариант №1 - у меня было 10 или 12 разноцветных фломастеров. Каждый цвет - один из пилотов Ф-1. Фломастеры перемешивались в руке и в случайном порядке раскладывались на полу. Распределение мест производилось слева направо. Очки начислялись аналогично той системе подсчетов;
2. Вариант №2 (усовершенствованный) - вырывал из альбома для рисования двойной чистый лист. Чертил на нем трассу, трассу рассекал на квадраты - получалось, примерно 150-200 квадратов, в зависимости от нарисованных поворотов. Помню было около 15 трасс (гран-при). Из картона нарезал около 20 квадратиков (пилотов), номер на квадрате соответствовал пилоту Ф-1. Ну а потом по стандарту - пилоты на старт, бросались 2 игральных кубика (определялось кол-во ходов), проводил по 3 круга на каждой трассе. Как ни странно, частенько побеждал "красный барон" (насколько помню, я ему иногда подыгрывал :) ), но точно помню, что в конкурентах были Алези, Ирвайн и Вильнев.
Блин, такие воспоминания теплые о тех временах. Сейчас Ф-1 почти не смотрю - от силы 1-2 полные гонки за сезон, остальные либо финиш, либо просто результаты из новостей узнаю. Не знаю, интерес к Ф-1 как-то улетучивается с каждым годом
Любимая пара - Мэнсел & Патрезе
Ральф Шумахер в цветах Williams, ха-ха
это как НБА с Чикаго Булз середины 90х, или Лига Чемпионов финал 99 года