10 самых ярких моментов в карьере Уэббера в «Формуле-1»
Марк Уэббер, самый открытый и прямой гонщик «Формулы-1», завершил выступления в Больших Призах. Блог «Версификаторные россказни» вспомнил яркие моменты карьеры австралийца.
«Спасибо, Марк». Фото: /Getty Images/Clive Mason
К концу 90-х австралийского следа в «Формуле-1» почти не осталось – перевелись местные команды, ушли гонщики и даже известные спонсоры (например, Foster’s). Впрочем, на подходе были новые силы – предприниматель Пол Стоддарт рвался в чемпионат мира хотя бы в качестве партнера одной из команд, а по гоночной лестнице постепенно поднимался Марк Уэббер.
О том, что пилот уже в то время крепко стоял на земле, говорит эта распечатка.
После успешных выступлений на родине парень составил настоящий план по переходу в «Ф-1», и хотя на пути к вершине его ждало еще множество испытаний (вроде нехватки денежных средств, а также жуткой аварии в Ле-Мане), все-таки добился своего: Флавио Бриаторе разглядел в австралийце потенциал и помог пристроить Марка сначала в конюшню «Формулы-3000», затем тестером в «Ф-1», а позже – в коллектив Пола Стоддарта.
Первая гонка за «Минарди» (2002 год)
3 марта 2002 произошли удивительные вещи: пелотон лишился восьми машин после первого круга, а в течение оставшихся 57-ми по разным причинам сошло еще шесть гонщиков. Уэббер, проводивший первый Гран-при в «Формуле-1», сидел за рулем скромной «Минарди», которую сегодня впору сравнивать с «Марусей» или «Катерхэмом» (хотя, на деле, конюшня из Фаэнцы была намного беднее) и старался не попадать в передряги. За рулем немощной машины пилот творил чудеса: на 18 круге вышел на 6 место, на 25-м опередил Дэвида Култхарда и стал 5-м, но затем почти на полминуты застрял на пит-стопе.
Если бы не заминка во время дозаправки, гонщик спокойно финишировал бы за группой лидеров, однако вместо этого зрителей ждала валидольная концовка: на последних кругах «Минарди» догонял Мика Сало на «Тойоте». Финн был близок к тому, чтобы вырваться вперед, но атаковал так усердно, что допустил ошибку – его развернуло, и счастливый Марк доехал до клетчатого флага в одиночестве.
После официальной церемонии награждения Стоддарт и Уэббер вышли на подиум с австралийским флагом, игрушечным кенгуру и шампанским.
Дух гонок этого, похоже, не простил – Уэббер больше никогда не поднимался на подиум Гран-при Австралии.
Прорыв с последнего места в Шпильберге (2003 год)
В следующем сезоне Марк ожидаемо пошел на повышение. Вот только «Ягуар» из английского Милтон-Кейнса, в котором оказался спортсмен, причислить к сильнейшим коллективам при всем желании было нельзя.
Тем не менее, на зеленой машине Уэббер продемонстрировал один из своих главных козырей – умение здорово проводить квалификации. На этапе в Бразилии австралиец стартовал с третьего места, и позже, в Венгрии, повторил этот успех.
В гонках все складывалось значительно хуже – как правило, «Ягуар» не отличался стабильностью, скоростью и надежностью, – но все же в нескольких заездах Марку удалось набрать очки. Одним из лучших оказалось выступление в Австрии – Уэббер стартовал с пит-лейн, затем получил штраф, но все же финишировал 7-м и при этом показал лучший после пилотов «Феррари» круг гонки.
В конце сезона журнал Autocar назвал Марка гонщиком года.
Подиум в Монако (2005 год)
Переход в «Уильямс» в 2005 году многим казался логичным шагом: знаменитая команда, мощные моторы, статус лидера конюшни, вдохновляющие колонки Питера Уиндзора о будущих подвигах австралийского геракла – на бумаге Уэббер выглядел чуть ли не одним из фаворитов предстоящего сезона.
Но на деле все покатилось в другую сторону: конюшня начала погружение в кризис, партнеры из «БМВ» крепко задумались о «Заубере», тихоня-напарник, как выяснилось, оказался крепким орешком, а статус восходящей звезды давил на Уэббера – жесткая британская пресса не прощала Марку ни одной ошибки.
Единственным серьезным успехом стал подиум в Монако – первый в истории гонщика (ступенькой выше, кстати, стоял напарник, и это не сильно порадовало австралийца) и единственный для него в составе «Уильямса». После были четвертые места, очки, а также множество аварий по самым разным причинам.
Второй сезон прошел так отвратительно, что расставание пилота и команды было воспринято с облегчением, ну а прощальная гонка завершилась ожидаемым образом.
Шутка судьбы в том, что от перехода в «Уильямс» Марка отговаривал сам Бриаторе – итальянец звал своего протеже в напарники к Фернандо Алонсо на сезон-2005 (по итогам которого испанский пилот стал чемпионом мира), но упрямый австралиец отказался.
Столкновение с Феттелем на «Фудзи» (2007 год)
С возвращением в Милтон-Кейнс Уэббер открыл заключительную главу в своей карьере в «Формуле-1». Правда, команда теперь называлась не «Ягуар», а «Ред Булл», и порядки в ней были несколько иные – одиозный Гельмут Марко так и норовил пристроить в конюшню одного из пилотов молодежной программы австрийского концерна. Правда, первые два года толку от этого было мало – Кристиан Клин и Витантонио Лиуцци оказались просто не готовыми к выступлениям на самом высоком уровне (списанный «Маклареном» «дядюшка» Дэвид Култхард без особых проблем разбирался с порослью «энергетиков»), поэтому в напарники к Ди-Си был взят куда более опытный Марк.
В первом сезоне Уэббер тоже проиграл Култхарду по очкам, однако на счету австралийца оказался единственный подиум «быков» в году. Кроме того, на Гран-при Японии Марк был близок к победе.
В сложной дождевой гонке (накануне Марк отравился, и во время первого появления автомобиля безопасности гонщика рвало прямо в шлем) он шел вторым и собирался атаковать лидировавшего Льюиса Хэмилтона (чья машина пострадала после столкновения с болидом Кубицы), но на 46 круге, в тот момент, когда пелотон медленно проходил круги за «Мерседесом» Бернда Майлендера, в Уэббера врезался Себастьян Феттель на «Торо Россо».
История эта хорошо известна, так что напоминать о роли Льюиса нет смысла, так же, как и вспоминать слова, высказанные Марком в адрес молодого пилота «Торо Россо».
Перелом ноги (2008 год)
Будучи большим фанатом экстремального спорта, а также просто хорошим человеком, в 2003 году Марк организовал ежегодное состязание Tasmania Challenge, все вырученные средства от которого перечисляются в благотворительные организации по исследованию детского рака.
Как и полагается настоящему спортсмену, Уэббер и сам принимал участие в соревновании, но в конце 2008 года это вышло ему боком – гонщика на велосипеде сбил автомобиль. История закончилась операцией, в результате которой в ноге Марка появились титановые штифты, а также затянувшимся процессом подготовки к сезону-2009, в котором у австралийца появился очень сильный соперник.
Первая победа (2009 год)
В активе Уэббера один из самых необычных, но очень трогательных рекордов: среди всех пилотов, дольше всех шедших к первой победе в «Формуле-1», Марк проделал самый длинный путь – гонка на «Нюрбургринге» в 2009 году стала для него 130-й в карьере.
10 самых долгожданных побед в «Формуле-1»
Эмоции победителя после финиша навсегда останутся в памяти тех, кто видел этот заезд.
«Неплохо для второго номера?» (2010 год)
Эти слова после победы на «Сильверстоуне» Уэббер адресовал команде, которая отдала новенькое переднее антикрыло (изначально предназначавшееся для машины австралийца) Феттелю. Поскольку новинок было всего две, а первая (находившаяся на машине Себа) сломалась во время тренировок, в «Ред Булл» «справедливо» рассудили, что второе антикрыло нужно отдать тому из гонщиков, кто занимает более высокое место в чемпионате мира.
Однако от судьбы не уйти: на старте гонки Себа ждал прокол и откат в конец пелотона, а Марк выиграл заезд.
Упущенный чемпионский титул (2010 год)
В 2010 году «Ред Булл» допускал ошибки, которых можно было избежать: позволил пилотам столкнуться в Турции, а также создал напряжение в Великобритании. При этом в спорных ситуациях руководство всегда принимало сторону Феттеля, а в конце сезона отказалось делать ставку на Уэббера (формально объявив о равноправии – но мы-то видели, каким было равноправие в этой команде!).
У Марка тоже случались неприятности, но шанс стать чемпионом все же был. Однако австралиец очень не вовремя травмировал руку, в Корее сошел уже в самом начале заезда, а в Абу-Даби задел отбойник, рано отправился в боксы и тем самым окончательно лишился возможности взять титул.
Последняя победа в «Формуле-1» (2012 год)
Гоночные дуэли Уэббера и Алонсо – одни из самых увлекательных и корректных в современной «Формуле-1».
Австралиец и испанец с уважением относятся друг к другу не только за пределами трассы, но и на ней, и в случае чего готовы даже подвезти друг друга.
Увы, их последняя битва за победу состоялась больше года назад на «Сильверстоуне». Первое место – и последнее в карьере в «Ф-1» – ушло к Уэбберу.
Круг почета без шлема (2013 год)
Да, в сезоне-2013 можно было отметить скандальную гонку в Малайзии, но куда приятнее вспомнить другой Гран-при – тот, в котором пилот попрощался с «Формулой-1». На круге почета Марк снял шлем:
«К кокпите было очень шумно, я чувствовал все вибрации, слышал все звуки, которые обычно не слышу в шлеме.
В «Формуле-1» зачастую непросто показать, кто именно находится за рулем болида. Это видно во многих других видах спорта, но только не в «Формуле-1». На гонщике почти всегда надет шлем, так что было здорово проехать круг возвращения в боксы без него».
Прощание с матерым. Фотоотчет о последнем дне Марка Уэббера в «Формуле-1»
Ощущение, что за всеми этими победами Феттеля можно упустить вот такие, очень приятные истории о дружбе, драйве и королевских гонках. Удачи Марку!
всегда принимало сторону Феттеля..." вот это точно
Жаль, что не получилось тогда в 2010 взять титул, ведь был реальный шанс. Закончи гонку в Валенсии в 10-ке, или удержи машину в Корее, то исход чемпионата был бы другим. Но история не терпит сослагательного наклонения.
Но с другой стороны хорошо, что тогда в Валенсии в 2010 всё обошлось.
Марка будет очень не хватать на трассах в следующем году. Но болеть за него не перестанем ;)