Марк Уэббер: «Нужно уметь расставаться с тем, что тебе дорого»
В воскресенье Марк Уэббер проведет последний Гран-при в «Формуле-1». В интервью официальному сайту чемпионата мира австралиец вспомнил лучшие моменты в карьере, а также рассказал о новом вызове в составе «Порше».
Марк Уэббер прощается с «Формулой-1». Фото: Fotobank/Getty Images/Vladimir Rys Photography
- Марк, еще одна гонка, и ваша карьера в «Формуле-1» уйдет в историю…
– Жду с нетерпением! (Смеется.)
- Конец карьеры так близок. О чем думаете? Есть о чем сожалеть?
– Конечно нет. Было здорово, но теперь нужно начать новую главу своей жизни.
- Вы провели в «Формуле-1» более десяти лет, и теперь вот так просто покинете паддок?
– А какие еще есть варианты? Нельзя же быть наполовину беременным! Ты либо выступаешь в «Формуле-1», либо нет, и занимаешься чем-то другим.
- Не кажется, что вы уходите на год раньше, чем следовало бы?
– Нет, совсем нет.
- Оглядываясь назад, на время, проведенное в «Ред Булл» вместе с Себастьяном Феттелем, можете ли вы сказать, когда были ближе всего к завоеванию чемпионского титула?
– Ну, я был близок к успеху в 2010 году. Неплохо сложился и сезон-2012. Хотя очевидно, что к концу чемпионата на моем счету оказалось недостаточно очков (смеется).
- Понятно, что за не завоеванием титула стоит математика. Но чего именно вам не хватило?
– Я просто был недостаточно быстр!
- Может быть, вы недостаточно активно расталкивали соперников локтями?
– Думаю, что проблемой были машины, которые проезжали мимо!
- Фернандо Алонсо назвал вас гонщиком «старой школы» – пилотом из поколения джентльменов. Неужели джентльмены больше не пользуются спросом?
– Очевидно, что я являюсь представителем другого поколения. Можно ли назвать его поколением «старой школы»? Не знаю. Сложно сказать, чем руководствуются представители нового поколения. Возможно, эти ребята отличаются от нас. Вспомните прошлое – мы пилотировали болиды с двумя педалями, тремя педалями, со сцеплением, без сцепления. Одним словом, те болиды сильно отличались от нынешних. Когда мы путешествовали, еще не было интернета и прочих вещей. Но взгляните еще дальше в прошлое – в семидесятые. Тогда спорт тоже был совсем другим. Я точно не знаю, что именно значит определение «пилот старой школы», но, да, я действительно староват для спорта, хотя и не волнуюсь по этому поводу. Я хорошо провел время в «Формуле-1» и теперь меня ждет новый вызов.
- Ваши отношения с Себастьяном Феттелем были напряженными. Советник «Ред Булл» Гельмут Марко считает, что все началось в 2007 году в Фудзи, когда вечером перед гонкой вы съели рыбу, которая оказалась испорченной. Потом, по ходу гонки, вы хотели остановиться, но перебороли тошноту, ехали на втором месте и имели хорошие шансы на победу. Однако после этого в вас врезался юный гонщик «Торо Россо» Себастьян Феттель. Гельмут Марко прав?
– Нет, он ошибается. Тогда у меня было хорошее сражение и с Льюисом Хэмилтоном и с Себом. На самом деле в том моменте, когда на трассе находилась машина безопасности, не лучшим образом действовал именно Льюис. Никаких серьезных проблем с Себом у меня не было.
- Какие моменты, пережитые за карьеру в «Формуле-1», вы считаете лучшими?
– Первый момент – когда я вообще попал в «Формулу-1». Для меня это событие, без сомнения, стало очень важным. Мой путь в «Ф-1» получился тяжелым. Я многие годы пытался пробиться в «Ф-1», и мне наконец-то удалось – я был вознагражден за все свои усилия. Мой первый контракт был заключен на всего три гонки! Я выступил не так уж плохо, и сейчас, 250 Гран-при спустя, могу сказать, что тот момент стал определяющим, потому что я смог выжить.
Вторым важным событием для гонщика всегда является его первая победа. Ты побеждаешь во всех категориях до «Формулы-1» – это твой входной билет. Однако победа в самой «Ф-1» – это уже совсем другое дело. И что даже более важно, мне удалось одержать ее в своем собственном стиле.
Особенными стали победы в Монте-Карло и Сильверстоуне. С другой стороны, одним из самых тяжелых моментов стало поражение в борьбе за чемпионский титул, которое я потерпел в 2010 году. Но такова жизнь: если ставишь перед собой слишком высокие цели, то иногда их не достигаешь! Так что да, то поражение стало для меня сильным разочарованием, однако я все равно горжусь, что сражался за титул до самой последней гонки. А сражаться за титул в тот год было весьма непросто – для попытки стать чемпионом я не выбрал тот год, который выбрал Дженсон Баттон! (Смеется.) Я выбрал сезон, победить в котором было очень непросто. Однако если ваша карьера получается столь длительной, тяжелых моментов в ней в любом случае будет предостаточно. Валенсия – тяжелейшая авария, – время, проведенное в «Уильямсе». Было тяжело. Но все это часть жизни гонщика, если ты проводишь в «Ф-1» 12 лет. Ты неизбежно переживешь как взлеты, так и падения.
- Какая из двух ваших аварий была, на ваш взгляд, наиболее пугающей: в Ле-Мане за рулем «Мерседеса» или в Валенсии в болиде «Ред Булл»?
– Вероятно, авария в Ле-Мане была хуже, но в ней нет моей вины. Тогда в воздух «взлетали» многие машины, а не только «Мерседесы». Регламент был сложным. Авария в Валенсии также получилась тяжелой, потому что тогда я получил весьма сильный удар, а в следующий раз смог забраться в кокпит болида лишь в Сильверстоуне – это не лучшее место для того, чтобы «прийти в норму»! Так что та моя победа получилась просто невероятной, ведь готовиться к гонке было очень непросто.
- Худшее решение, которое вы приняли за карьеру?
– Я всегда старался заставить эти решения работать мне на пользу. Да, вы можете всегда принимать идеальные решения, но это явно не про меня. Так что вы должны жить с решениями, которые приняли. Есть такая поговорка: готовя постель, вы должны понимать, что спать в ней будете именно вы.
- Но должны же быть какие-то вещи, которые вам бы хотелось изменить, если бы у вас была такая возможность…
– Честно говоря, этих вещей не так уж много. Кто мог вообразить, что с «Ред Булл» произойдет нечто подобное? Когда я в нее пришел, это была «команда для отдыха», и никто никогда бы не предположил, что ее ждет подобный успех. После «Уильямса» этот переход казался не лучшим вариантом, но в итоге решение оказалось очень хорошим. Хотя в то время все говорили, что я принял очень глупое решение, но все обернулось историей сенсационного успеха. А вот решение перейти в «Уильямс» оказалось не таким фантастическим, так как команде не удалось сохранить ту форму, в которой она находилась, когда в ней выступали Хуан-Пабло Монтойя и Ральф Шумахер. Для принятия идеально верных решений вам нужен хрустальный шар! Посмотрите хотя бы на следующий год – никто не может сказать, какое именно решение окажется верным.
- Разве вам не было бы интересно задержаться в «Формуле-1» еще на один год, чтобы увидеть все эти новые технические изменения? Не стало бы это для вас решающим вызовом в «Ф-1»?
– Конечно, но новый вызов ждет меня в «Порше». С технической точки зрения и по уровню технологий эти машины максимально приближены к болидам «Формулы-1». И именно там начнется новая глава моей жизни. Ты должен уметь расставаться с тем, что тебе дорого. Я смирился с тем, что уже не молод. Хочу оказаться в другой окружающей среде, другой гоночной серии – чтобы немного сбалансировать свою жизнь. В большей степени это решение связано с моей деятельностью за пределами трассы. Я хочу, чтобы моя жизнь вне гонок пришла в норму.
- Вы всегда хорошо чувствовали себя в «Ред Булл»?
– Ну, все события задокументированы: были и тяжелые моменты, но теперь они все равно в прошлом.
- Чего вы ждете от своей новой жизни в «Порше»?
– Ну, в «Порше» меня точно не ждет ракета, на которой можно будет сразу долететь до успеха. Мне придется много и упорно трудиться. Но мы говорим о суперпопулярной компании, об одном из самых знаменитых автомобильных брендов в мире. Мне это кажется захватывающим. И в Ле-Мане у меня еще остается незаконченное дело. Я люблю гонки в Ле-Мане, даже несмотря на то, что в них у меня было несколько тяжелых моментов. Ха, хотя получается, что и в «Формуле-1» у меня осталось незаконченное дело! Я приехал в Европу, чтобы попасть в «Ф-1», но теперь вновь пришло время для «Ле-Мана». Никогда не оставляйте дела незаконченными! (Смеется.) К тому же, там я встречу людей, с которыми работал в «Формуле-1» и которые теперь работают в «Порше». Это определенно придаст мне уверенности.
- Так победа в Ле-Мане находится на повестке дня?
– Возможно не сразу, но в будущем определенно да. Конечно, мы не сможем прийти к этому за один день. Нам не гарантирован успех просто потому, что речь идет о «Порше». Для достижения успеха придется много работать.
- Когда начнете работу в «Порше»?
– В январе. А до этого мне потребуется какое-то время для того, чтобы пройти детоксикацию от «Формулы-1» (смеется).
Источник: Официальный сайт «Формулы-1»
П.С. "Хороший человек - не профессия."
Умения нормально стартовать.
Удачи Марку, жаль что он уходит. Не знаю, за кого теперь буду переживать.