Политика и Пирелли
В этом безобразии есть то, что не так просто заметить. При всем фуроре, устроенном Пирелли, эта моя мысль превалирует над всеми остальными.
Здесь загадка.
Пирелли попросили сделать менее прочные шины на 2013 год. Просьба была должным образом выполнена. Не все были счастливы этому, в частности, Ред Булл, расстроившись новым параметрам, ругал шины с начала сезона, заявляя об изменении философии (тактики, проще говоря) гонок, вызванных новой резиной.
Существует одна довольная интересная точка зрения, угол, под которым можно все это рассмотреть. Некоторые команды построили свои машины, прямо основываясь на тех покрышках, которые они тестировали в конце 2012 года [Some teams clearly designed their car around the tyres and the running they made on the development models late in 2012]. В лагерь таких разработчиков можно и нужно отправить Лотус и Форс Индию. Многие другие команды проектировали машины так, чтобы они удовлетворяли техническим требованиям, но по ходу дела обнаружили, что новые свойства резины невозможно соотнести с требуемой конструкцией так, чтобы не навредить механическому сцеплению [Many other teams designed a car to exploit the technical regulations, but found to their detriment that the new specification of tyre could not put up with the abuse the mechanical grip of the cars demanded from them]. «Продолжайте в том же духе» - можете сказать вы [More fool them you might say]. Именно такую позицию заняли Лотус, Форс Индия и Феррари – отказаться выполнять желания их соперников, но видеть изменение резины в середине сезона после уничижительных комментариев тех же соперников, имевших место после гран-при Испании.
Безопасность, конечно, была главным пунктом в списке, разрешающем изменения конструкции резины в середине сезона. Интересно, что сами по себе покрышки на самом деле казались безопасными. Отказы, которые мы видели до Сильверстоуна, включают в себя спор, возникший из-за конструкции шин, которая сама по себе осталась нетронутой. Обвинили стальные крепления, используемые в этом году. Будучи дешевле и тяжелее, чем кевларовые (на смену которым они и пришли), стальные крепления также увеличили передачу тепла в покрышке. Это вызвало термическую деградацию, но страдали и крепления [This affected thermal degradation, but also the bonding of the tread to the tyre]. И Пирелли их изменили.
Затем мы получили отказы в Сильверстоуне, где шины рвались на части. Они, что можно оспорить, могли быть спровоцированы новыми креплениями. Пирелли также указали на обратную установку, процесс, в котором команды меняли местами правые и левые покрышки и т.п., уменьшали давление и увеличивали угол кривизны. Свою роль сыграли и бордюры.
Я считаю восхитительным то, что нам предстоит увидеть: в Венгрии поправки, предложенные еще после Испании, станут изменениями, которые будут наложены на сам спорт. Сейчас команды, стоявшие против подобных корректировок, более не имеют права голоса, и не потому что они сказали: «Мы не против изменений», но потому что сами правила в середине сезона были изменены для того, чтобы позволить Пирелли произвести эту самую корректировку на основе безопасности без единодушного согласия.
Аргумент безопасности тоже представляет интерес. Пирелли утверждает в своем обращении на этой неделе, что покрышки безопасны, если их использовать с предложенными параметрами, но, несмотря на это, они сделают промежуточные изменения для Германии (кевларовые крепления) и большие изменения для Венгрии (конструкция 2012 года с составами 2013). Интересно, что все команды протестируют новую резину на том, что раньше называлось «тесты молодых пилотов» в Сильверстоуне. Все, за исключением Мерседеса, не допущенного к ним после проведения их собственных тестов, и руководство которого заявляет, что они и не собирались там присутствовать, несмотря на то, что это мероприятие больше не является молодежными тестами. Если речь идет о принципах безопасности, вам нужно спросить, насколько безопасно для Мерседеса будет приехать в Венгрию гоняться на шинах, которые они не тестировали. Но это отдельный момент.
Что является самым интересным, так это роль президента FIA Жана Тодта. Тихий президент, отвлекший от себя много внимания во время пребывания в должности, наконец, стал предметом разговоров. Громких разговоров. Его имя было на видном месте во всех случаях, связанных с данной проблемой. Но почему? Почему сейчас? Разве мы не обязаны были бы столкнуться с этим гораздо раньше?
И снова здесь два аргумента.
Первый – это взгляд пессимиста. Давний сторонник Мишлена, сомневающиеся будут заявлять, что Тодт не хотел упрощать жизнь Пирелли. Нелепости в регулировании сезонных тестов, нехватка наличных актуальных болидов, могущих помочь Пирелли в разработке шин, плюс нехватка поддержки руководящих органов в отношении всего. И в итоге, на этой неделе, хотя Пирелли и настаивает, что шины безопасны, FIA на основе безопасности в одностороннем порядке изменяет правила тестирования. Был ли это случай, когда FIA и ее президент, глядя на утверждения их поставщиков шин, заявляют, что они не верят в заявленную безопасность их продукта?
Более того, неужели быстрое бросание в бой новых типов покрышек является лучшим вариантом? Если Пирелли заявляет, что шины безопасны при использовании установленных ими параметров, не проще ли будет FIA приказать командам использовать только эти параметры? Опять, неужели FIA делает жизнь Пирелли еще более сложной (хотя я узнал, что сейчас такой вариант находится на рассмотрении)?
Второй аргумент, возможно, еще более политический. Жан Тодт всегда говорил, что он будет в должности президента FIA на один срок. Позднее в этом году должны состояться выборы нового президента, и обсуждения этой темы были невероятно тихими. Команды F1 в течение долгого времени требовали большей свободы от контроля FIA в процессе управления. Они хотели придумать правила, которые FIA должна была утвердить.
Возможно, молчание Тодта в течение последних лет было именно для того, чтобы позволить командам это сделать. Но весь беспорядок был вызван именно тем, что команды не смогли договориться, основываясь на своих интересах, возникших из-за соревновательного инстинкта, вместо того, чтобы составить единогласное мнение о будущем F1. Возможно, Тодт, в конце концов, берет власть в свои руки. У команд был шанс, и они его упустили.
С учетом возможности перевыбора Тодта на пост, который, как он сказал, он будет занимать только один срок, и то, что она (возможность) становится все более и более вероятной, есть ли необходимость более сильного, более громкого, более властного президента FIA? Будет ли это возвращением мощной политики в F1?
В общем, ситуация с Пирелли может заключаться не только в шинной проблеме. Результатом может стать переизбрание на основе «обещаю гнуть свою линию, линию FIA» [Ultimately, the Pirelli situation could be about far more than tyres. Its result could be the re-election on a stronger mandate of a hard line, hands on FIA President]. Если весь этот беспредел чему-то нас научил, так, возможно, тому, что надо что-то менять [If this whole mess has taught us anything, it is that, perhaps, that’s what the sport needed all along].
P.S. Местами перевод вольничает, местами переводчик не уверен. Замечания и исправления благодарно принимаются.
P.P.S.
:)