10 мин.

Культ личности. Итоги первой трети сезона «Формулы-1»

Кто ведет «Ред Булл» к успехам, чего не хватает «Феррари» и «Мерседесу» и какие беды творятся в «Макларене»? Аналитик BBC Гэри Андерсон подвел итоги первой трети сезона «Формулы-1».

Успех в «Формуле-1» во многом зависит от личностей. Фото: REUTERS/Albert Gea

«Ред Булл»

Команда: 201 очко, 3 поула, 4 лучших круга, 3 победы Феттель: 132 очка, 3 поула, 3 лучших круга, 3 победы Уэббер: 69 очков, 0 поулов, 1 лучший круг, 0 побед

У владельца «Ред Булл» Дитриха Матешица очень глубокие карманы, однако хорошие результаты достигнуты не только благодаря деньгам. Австрийская команда очень мудро пользуется имеющимся бюджетом.

Ключом к достижению последних успехов конюшни стало приглашение Эдриана Ньюи, который вдохновляет команду, как делал это во всех коллективах, в которых работал за последние два десятилетия.

С Ньюи «Ред Булл» смог добиться такого успеха, какого не смог «Макларен», потому что команда дала Эдриану возможность работать так, как ему нравится, что позволило конструктору реализовать свои лучшие качества.

Ньюи является главным техническим специалистом, но это не означает, что он должен сидеть за столом и весь день заниматься бумажной работой. В «Ред Булл» хватает компетентных инженерных и системных менеджеров, которые позволяют Ньюи делать то, что ему нравится – работать и думать о гоночных болидах.

Сможет ли «Ред Булл» выступать на таком же уровне, если Ньюи уйдет? Ответ – нет. Сможет ли, если уйдет Кристиан Хорнер? Вполне вероятно. Последний отлично выполняет работу, сохраняет целостность команды, но на это способны и многие другие люди. Заменить же Ньюи могут единицы.

Феттель также является одним из самых ценных активов. Любой, кто считает Себастьяна недостаточно сильным гонщиком и успешным только благодаря лучшему болиду, многое упускает. Феттель является частью большой команды людей, и именно его обратная связь и комментарии позволяют Ньюи сосредоточиться на том направлении развития машины, которое позволяет двигаться вперед. Меня больше всего впечатляет то, что с каждым годом Феттель становится все сильнее в психологическом плане.

Я сделал небольшую подборку статистических данных, сравнивающих некоторые показатели лучших гонщиков в истории «Формулы-1», а также добавил в нее нескольких нынешних соперников Феттеля.

Гонки Поул-позиции Быстрейшие круги Победы Средний показатель (%)
Джим Кларк 72 33 (45,8%) 28 (38,9%) 25 (34,7%) 39,8
Себастьян Феттель 108 39 (36,1%) 18 (16,7%) 29 (26,9%) 26,6
Айртон Сенна 161 65 (40,4%) 19 (11,8%) 41 (25,5%) 25,9
Михаэль Шумахер 307 68 (22,1%) 77 (25,1%) 91 (29,6%) 25,6
Джеки Стюарт 99 17 (17,2%) 15 (15,2%) 27 (27,3%) 19,9
Льюис Хэмилтон 117 27 (23,1%) 12 (10,25%) 21 (17,9%) 17,1
Кими Райкконен 183 16 (8,7%) 38 (20,7%) 20 (10,9%) 13,4
Фернандо Алонсо 204 22 (10,7%) 19 (9,3%) 32 (15,7%) 11,9
Фелипе Масса 179 15 (8,4%) 14 (7,8%) 11 (6,1%) 7,4
Марк Уэббер 203 11 (5,4%) 15 (7,4%) 9 (4,4%) 5,7
Дженсон Баттон 235 8 (3,4%) 8 (3,4%) 15 (6,4%) 4,4
Нико Росберг 135 4 (3,0%) 4 (3,0%) 2 (1,5%) 2,5

Некоторые пилоты всю свою карьеру выступали на хороших болидах, а некоторые нет – и в этом смысле Феттелю повезло больше, чем почти всем остальным. Однако даже если это и так, результаты Себастьяна все равно можно сравнить с лучшими.

Что «Ред Булл» делать дальше? Примерно то же самое, что и раньше.

«Феррари»

Команда: 145 очков, 0 поулов, 0 лучших кругов, 2 победы Алонсо: 96 очков, 0 поулов, 0 лучших кругов, 2 победы Масса: 49 очков, 0 поулов, 0 лучших кругов, 0 побед

В этом году «Феррари» удалось сделать шаг вперед по сравнению с прошлым сезоном, однако у команды по-прежнему, как кажется, возникают проблемы в квалификациях. А если вы постоянно прорываетесь сквозь пелотон, как делает в гонках Фернандо Алонсо, это серьезно осложняет вам работу.

С технической точки зрения в этом году «Феррари» находится в лучшей форме, а новинки, которые они привозят на гонки, похоже, работают. Эти обновления незначительные, они позволяют сбрасывать по 0,1 секунды с круга от гонки к гонке. К этому стремятся все команды.

Но чтобы улучшить шансы Алонсо, «Феррари» нужен шаг вперед, который позволит сравняться в возможностях с лучшей командой. Для этого Скудерии необходим большой пакет аэродинамических обновлений, который позволит прибавить в скорости и сбросить 0,5 секунды. Подобного прогресса всегда нелегко добиться в середине сезона, так что вполне вероятно, что «Феррари» застрянет там, где находится сейчас.

Тем не менее, в гоночных условиях «Феррари» так же сильна, как и лучшие коллективы. Итальянской команде также, судя по всему, на регулярной основе удается извлекать максимум из шин «Пирелли». Все это, в сочетании с решительностью Фернандо Алонсо, всегда будет приносить испанскому гонщику большие очки.

А вот Фелипе Масса нестабилен. Когда он хорош – он хорош, но когда что-то идет не так, бразилец слишком легко воспламеняется. Так что рассчитывать на него в борьбе с «Ред Булл» за Кубок конструкторов не стоит.

«Феррари» требуется более сильная команда технических специалистов, которая могла бы предлагать больше идей. То, что они делают сейчас, они делают хорошо, но им нужно что-то большее. По наиболее достоверной информации именно в «Феррари» перейдет Джеймс Эллисон. Я очень высоко оцениваю талант Джеймса, именно он может стать тем человеком, которого не хватает «Феррари».

«Мерседес»

Команда: 134 очка, 4 поула, 0 лучших кругов, 1 победа Хэмилтон: 77 очков, 1 поул, 0 лучших кругов, 0 побед Росберг: 57 очков, 3 поула, 0 лучших кругов, 1 победа

Общие выступления «Мерседеса» сильно изменились по сравнению с тремя предыдущими сезонами – хотя по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году изменения не так значительны – и приглашение Льюиса Хэмилтона стало заявлением о намерениях, что итоговый успех является обязательным.

Учитывая имеющийся у «Мерседеса» состав пилотов и технический штаб, победы в гонках – это задача минимум, а если команда выиграет достаточно заездов, то за этим последует и чемпионский титул.

В «Мерседесе» обратная ситуация по сравнению с «Феррари» – они быстры на одном круге, но отстают от лидеров на длинной дистанции. Ахиллесовой же пятой «Мерседеса» является проблема с износом задних покрышек. Команда кажется неспособной добиться прогресса в данной области.

Иногда, чтобы идти вперед, нужно сделать большой шаг назад. Я бы посоветовал «Мерседесу» изменить настройки, немного пожертвовав скоростью на одном круге, а затем найти решение, которое позволило бы сделать качественный шаг вперед в аэродинамической эффективности и вернуло бы болиду скорость как в квалификации, так и в гонке.

«Лотус»

Команда: 114 очков, 0 поулов, 1 лучший круг, 1 победа Райкконен: 88 очков, 0 поулов, 1 лучший круг, 1 победа Грожан: 26 очков, 0 поулов, 0 лучших кругов, 0 побед

Ситуация в «Лотусе» схожа с тем, что происходит в «Феррари» – у команды возникают проблемы с тем, чтобы заставить резину работать на одном быстром круге в квалификации, но гоночный темп у болида очень хорош.

Из команды ушел технический директор Джеймс Эллисон. Потеря человека, чья дальновидность позволила команде дойти до тех позиций, где она сейчас находится, серьезно осложнит процесс дальнейшего развития болида. Нелегко будет с этим справиться и в связи с появившимися финансовыми проблемами.

Еще более серьезная проблема заключается в том, что если уровень конкурентоспособности команды упадет, то это может обернуться потерей Кими Райкконена. А я не думаю, что Ромен Грожан обладает необходимыми качествами для того, чтобы повести за собой команду. Если это случится, как я и ожидаю, то «Лотус» начнет охоту за гонщиком, который обладает необходимым качествами. Однако таких людей не так уж много.

«Лотусу», для того, чтобы сохранить то, что они имеют, и добиться прогресса, нужно найти деньги на развитие болида и позволить своей крайне компетентной команде инженеров просто работать, чтобы добиться улучшения скорости болида в квалификации.

С нынешней стоимостью производства компонентов, расходы на гонку составляют примерно 1 миллион фунтов. Но если вы хотите играть с большими дядями, то и платить должны соответственно.

«Форс-Индия»

Команда: 51 очко, 0 поулов, 0 лучших кругов, 0 побед Ди Реста: 34 очка, 0 поулов, 0 лучших кругов, 0 побед Сутиль: 17 очков, 0 поулов, 0 лучших кругов, 0 побед

«Форс-Индия» является первой командой, которая может считаться представителем середины пелотона, и сейчас они сражаются не в своей весовой категории. В предыдущие пару лет «Форс-Индия» всегда очень быстро развивала болид по ходу сезона после слабого старта. В этом году они сфокусировались на том, чтобы лучше стартовать в чемпионате, и если команда сможет поддерживать такой же темп развития болида, что и раньше, то этот чемпионат может стать лучшим в истории коллектива.

Болид «Форс-Индии» прекрасно работает с резиной – в Монреале Пол ди Реста открыл всем глаза, проехав 57 кругов на одном комплекте резины «медиум». Большинство остальных команд могут лишь мечтать о подобном результате. Команда недостаточно быстра, чтобы регулярно на равных сражаться с лидерами, но шаг за шагом она добивается большего, чем то, на что была способна.

«Макларен»

Команда: 37 очков, 0 поулов, 1 лучший круг, 0 побед Баттон: 25 очков, 0 поулов, 0 лучших кругов, 0 побед Перес: 12 очков, 0 поулов, 1 лучший круг, 0 побед

Статистические показатели «Макларена» выглядят не слишком здорово, а самая большая проблема заключается в том, что команда не имеет понятия о том, в каком направлении движется. Конюшня занимает шестое место в Кубке конструкторов, но по бюджету является одним из лидеров. Если «Макларен» не сможет улучшить ситуацию, это будет означать серьезное уменьшение призовых денег – на целых 40 млн фунтов. Найти спонсора, который будет готов компенсировать такую разницу в бюджете, будет крайне непросто.

Ни одна команда не будет сознательно строить неконкурентоспособный болид. На презентации машины перед началом сезона все в «Макларене» были очень довольны. Новый болид позволял сделать шаг вперед, и тогда я был согласен с этой точкой зрения. Я до сих пор считаю, что концепция болида стала лучше, но дьявол, как известно, кроется в деталях, и где-то там команда и потерялась.

Исследования, которые коллектив проводит перед тем, как установить на болид очередную новинку, не позволяют выяснить, в чем заключается первоначальная проблема. «Макларену» нужно сделать что-то нестандартное, пересмотреть концепцию анализа данных.

Чтобы оправиться от этого удара в кратчайшие сроки, нужен кто-то, кто будет способен вытянуть голову над парапетом. Кто-то, кто способен произвести изменения, полагаясь на свое шестое чувство, а не на большое и важное слово «данные». Как часто в нынешнем сезоне мы слышали: «ну, мы получили большое количество данных, которые теперь будем анализировать сегодня вечером»?

Я уже много раз говорил, что концепция конструкции нынешнего переднего антикрыла «Макларена» не является современной. До тех пор, пока команда ее не изменит, отдача от работы в нынешнем направлении развития будет минимальной.

В долгосрочной перспективе конюшне также нужно изменить структуру управления. Со стороны «Макларен» кажется командой, что инженерная и управленческая структура построена обратным образом по сравнению с «Ред Булл». В болид заложена другая философия, а технической разработкой занимается команда из специалистов, а не кто-то один, кого можно было бы считать лидером.

Им нужен ярко выраженный лидер в инженерном развитии – кто-то, обладающий шестым чувством. В лице Эдриана Ньюи у «Макларена» когда-то был такой человек, но они позволили ему уйти. В этом году они сделали предложение Джеймсу Эллисону, но, судя по всему, и его упустили. Им нужен такой человек, и когда они его найдут, команда должна будет позволить ему делать свою работу так, как он сам считает нужным.

Источник: BBC

«С одним пит-стопом Хэмилтон мог удержаться впереди Алонсо»

Зачем «Уильямс» променял «Рено» на «Мерседес»?

Старые связи. Кто выиграет от возвращения «Хонды» в «Формулу-1»