Grande Nando!
Право же, Шанхай не разочаровал. Обилие интересной (но не всегда корректной) борьбы, несколько эффектных сходов, красивые прорывы и различные тактики на гонку, наконец, подиум, на котором снова нашлось место улыбкам и шуткам - чего желать еще?
Еще до начала гоночного уик-энда королевских гонок, исходя из прогнозов погоды, было очевидно: пилоты снова снова будут в первую очередь бороться с повышенным износом резины. В этом сезоне шинники из "Пирелли" получили уже немало критических стрел в свой адрес, но кажется, им удалось искуственно выравнять силу лидируюших команд. Резина теперь изнашивается феноменально быстро у всех, и стиль пилотажа вновь ставится фактором определяющим. Правда, страдает реализация нескольких стратегий непосредственно на гонку: в Шанхае из-за слишком сильной деградации "софта" уже после первого же быстрого круга смысла в использовании этой резины в воскресенье не было, и большинство команд предпочли как можно быстрее избавиться от стартового комплекта, выполнив регламентные процедуры, и остаток гонки проведя на medium.
Сама трасса в Шанхае предполагает поиск тонкого баланса между прижимной силой и максимальной скоростью: с одной стороны техничные повороты-улитки, с другой - самая длинная в чемпионате задняя прямая и две зоны drs. Найди точные настройки в конкретный день - и победа приблизится, при прочих равных. Гонка показала, что в лидирующих конюшнях не пришли к единому решению на этот счет. Некоторые пилоты ехали слишком уж по-разному. Но об этом позже.
Итак, гаснут огни.. И что мы видим? А видим редчайшее в современной формуле явление: Кими Райкконен проваливает старт, пропуская вперед Фернандо Алонсо и Феллипе Массу. Две "Феррари" уверенно преследуют Льюиса, и кажется, вот вот начнут борьбу уже между собой. Но борьбе двух болидов Скудерии не суждено случиться - Фернандо после активации drs проезжает Льюиса удивительно легко, и пока тот смещается на стартовой прямой вслед за обогнавшим его испанцем, в надежде не отпустить того за счет слип-стрима, его по внутренней траектории проезжает и Масса. Красивейший двойной обгон.
Что произошло с бразильцем после первой трети гонки - лично для меня тайна покрытая мраком. Насколько хорош был его старт и первые круги - настолько непонятной выглядит последующее снижение темпа, когда он стал пропускать гонщиков одного за другим. Так или иначе, Фернандо вырывается в лидирующую группу уже после первой волны пит-стопов, одного за другим обгоняя медленных пилотов, а Феллипе теряет позицию за позицией, откатываясь в конец первой десятки. Очень хотелось бы, чтобы форма бразильца, показанная им в первых квалификациях сезона, не была случайной вспышкой. Убежден, что Алонсо для того, чтобы стать еще сильнее, необходима здоровая конкуренция в команде.
Несколько слов о Ред Булле: Себ, стартовавший с девятого места, и оставивший единственный "мягкий" отрезок на самый конец, смотрелся неплохо. Захватив лидерство после первой волны пит-стопов, он какое-то время демонстрировал неплохой темп, но ближе к середине гонки приключился забавный инцедент: Алонсо, побывавший уже на втором пит-стопе, стал накатывать на Феттеля, и Себ по радио услышал от Раклена буквально следующее: "Фернандо намного быстрее тебя, не стоит сдерживать его." Что оставалось делать немцу? Он покооно подвинулся, расширив траекторию, и пропустил Нандо вперед. Следующие несколько кругов показали, что не зря: испанец был быстрее в среднем на полторы-две секунды за круг.
В итоге оказалось, что стратегия, выбранная в Скудерии, с одним отрезком на софте в начале гонки, и последующими отрезками на медиуме, вкупе с аккуратным пилотированием Алонсо, была выигрышной комбинацией в этом Гран-При. Испанец трижды обгонял болиды разных команд в борьбе за лидирующую позицию, и каждый раз делал это удивительно легко. Первый бросок - на задней прямой, максимальное сокращение дистанции, и затем, в начале нового круга, на второй зоне drs, атака и успешное завершение маневра к первому повороту.
Пара слов о тех, кто составил испанцу компанию на подиуме: Кими Райкконен и Льюис Хэмильтон вправе быть довольными своей гонкой. Финн, несмотря на повреждение своего болида (сломанный нос), смотрелся боевито и совершил ряд зрелищных обгонов во второй части гоки, возвращая себе потерянные после питов позиции. Льюис вправе сетовать на болид, не позволивший ему за первые три круга оторваться от болидо Скудерии, но право же - Мерседес и так довольно неплох, в этом месте стоит постучать по дереву :)
Макларен проваливается в который раз, заставляя грустить Уитмарша о том, что отпустил Хэмильтона в другую команду, где тот отлично себя чувствует, дважды поднимаясь на подиум в трех гонках. Перес показывает очень сырое пилотирование, видно, что он не до конца чувствует болид, и скептики звучат все увереннее. Баттон тоже не показывает свой реальный потениал, но здесь как раз можно списать частично на болид, не позволяющий бороться за победу. Есть и другая точка зрения - лишивщись сильного конкурента в команде, Дженс расслабился и стал пилотировать хуже. Кто прав - рассудит время.
Марк Уэббер стал главным ньюсмейкером этого дня, несмотря на то, что гонку завершил досрочно. После контакта с Вернем он повредил переднее крыло, а после заезда на пит стал сильно терять скорость. Оказалось, что механики плохо приктрутили заднее левое колесо, и в конце задней прямой оно весело поскакало прочь от машины Марка, чуть не подбив Сэба и продолжив безрадостную череду событий для австралийца. Будет безумно жаль потерять этого гонщика в следующем сезоне: сегодня днем появились слухи о том, что Марк в следующем сезоне будет выступать в Ле-Мане за Porsche.
Хочется также отметить Эстебана Гутьереса, задорно протаранившего Адриана Сутиля, и получившего за это "минус пять" на старте в Бахрейне в следущий уик-энд. Типичная ошибка молодого гонщика, довольно бестолкового пока, по моему личному мнению.
Грожан снова показал, что он ни разу не конкурент Кими в Лотусе, приехав к финишу девятым. Масса приехал лишь шестым, частично скрасив унылое выступление в середине гонки.
Баттон приехал пятым, и наверно, это действительно хороший результат для него сейчас, учитывая силу болида Маков и его тиммэйта-мексиканца, стабильно проваливающегося в гонках.
И да, приятно было видеть снова подиум, где все трое пилотов улыбаются и шутят, искренне радуясь своим успехам. Браво, Фернанадо, отличная гонка! Браво, Кими, мужество достойное настоящего мужика и впечаталяющая скорость. Браво, Льюис, за то, что удержал преимущество над Себом в последнем повороте :) Видно, что потенциал у Мерседеса есть, и Льюис явно способен его раскрыть. Ждем Бахрейн ровно через неделю!