F1-2013. 2 of 19. Malaysia
Феттель обогнал Уэббера, несмотря на то, что Уэбберу сказали ехать экономно, как, видимо, сказали и самому Феттелю. Что это означает - всем ясно. При этом, позади них, ровно тоже самое, причем куда более выразительно, было сказано Хэмилтону и Росбергу. И Нико не стал обгонять Льюиса. Я прочел уже не один интересный обзор на сей счет и понял, что у меня, как и у многих, нет сложившегося мнения по этой ситуации. Но давайте разберем все методологически правильно.
Итак, начнем с командной тактики. Плохо ли это? Хочется сразу сказать "да", но вот вопрос: Формула-1 - все же командный вид спорта или индивидуальный? Назвать его полностью командным будет, пожалуй, куда меньшим лукавством, чем полностью индивидуальным - несмотря на то, что вершиной спорта, безусловно, являются личности пилотов, ничто не будет происходить без механиков, маркетологов, специалистов по логистике и, наконец, инженеров, составляющих огромные штаты выступающих в Формуле команд. Давайте остановимся на том, что это, все же, командный вид спорта. В конце-концов, и в футболе два нападающих одной команды могут легко спорить за место в составе, доказывая свое превосходство забитыми голами. Два вратаря - пропущенными. Ничего нового.
В чем заключается смысл командной тактики, по крайней мере, в рамках непосредственной гонки? Зачем она нужна? Ответ очевиден - для того, чтобы в итоге оба пилота смогли принести максимальное количество очков. Уверен, что никогда, ни одна команда, не ставила перед собой цель загнобить второго пилота (вроде того, что Феррари специально не давала Барикелло раскрыться, будучи коварными мизантропами, а не сдерживала его в пользу Шумахера, так как это очевидно приносило максимально возможное количество дивидентов в виде очков и денег команде). Все еще проще, если мы посмотрим на календарь - уверен, что на втором гран-при сезона ни Ред Булл, ни Мерседес не будут специально отдавать преимущество одному из пилотов. Про первых все очевидно - Феттель пошел против указания команды оставаться за Марком и их совесть, как минимум в этом непосредственном смысле, чиста. С Мерседесом ситуация немного сложнее, но я попробую разобраться позже.
Итак, Феттель прошел Уэббера и получил большое количество негатива практически от всех, включая как защитников, так и ненавистников командной тактики. В ситуации можно выделить три основных фактора:
а) Феттель - плохой, так как пошел поперек команды (неровным почерком продолжая аналогии с футболом - это как если бы один игрок отобрал у другого мяч при пробитии пенальти, например?). Как мы уже уяснили, Формула-1 - это командный вид спорта. Идти против команды в командных видах спорта всегда плохо как минимум с точки зрения этики, общечеловеческих представлений о ней. Но...
б) Феттель - плохой, так как просто многих раздражает. Кого-то своей периодически откровенно неадекватной реакцией на собственные успехи, кого-то наглостью, кого-то, не знаю там, щетиной, но большинство - непобедимостью. Как ни странно, но тех, кто не любит Феттеля куда больше, чем тех, кто не любит Шумахера, и на этом важном моменте переходим к...
в) Феттель - звезда, прирожденный победитель, чемпион, ярчайшая личность. Он может быть не самым умелым гонщиком, он может быть лишен какого-то буквально монархического благородства, каковые сочатся из тех же Алонсо, Баттона или Райкконена. В Формуле же, как и в других командных видах спорта, часто добиваются наивысших достижений именно такие люди - купающиеся в ненависти и любви, поделенных пополам, ведущих себя так, как будто то, чем они занимаются существует для них, а не наоборот. Феттель с радостью пользуется командной тактикой, когда Уэббера просят сдержаться, а наоборот - извините (в прямом и переносном смысле). 25 очков, а дальше разберемся.
Этическая оценка этого поступка однозначна - плохо. Но все остальные? Результат - Феттель победил. Последствия? Скорее всего - никаких. Нет, серьезно, вы думаете, что ему что-то сделают? Накажут сильнее, чем просто пожурив (если еще пожурив, а то может и просто забьют)? Общественность? У Феттеля и так армия недоброжелателей колоссальна, как и армия фанатов. Не уверен, что кого-то из первых это заставит улучшить о нем мнение, как и наоборот. Можно с уверенностью говорить о статусе кво. Михаэль Шумахер, мы знаем, еще и не такое вытворял. В итоге он стал семикратным чемпионом, легендой, одним из наиболее востребованных пилотов в истории Формулы-1, одной из наиболее ярких и обсуждаемых личностей. Такой вот пример для Феттеля. В сухом остатке - Феттель однозначно сделал правильно. Это было грамотно, рассчетливо, блестяще. Хотя я бы не хотел, чтобы он так сделал, но я обезоружен. В итоге нет ничего, чтобы доказало обратное - Феттель ни в чем не проиграл, но многое выиграл.
С Льюисом и Нико ситуация, пожалуй, проще. Мерседес испугался за то, что они выбьют друг-друга с трассы и принял решение запретить борьбу.
"За":
а) С точки зрения команды, абсолютно не важно, кто из них приедет первым - количество очков будет одним и тем же
б) Дать приказ притормозить позже они не могли - пилоты обгоняли друг друга на каждом круге, меняясь местами между двумя огромными зонами DRS.
в) Так вышло, что впереди шел Хэмилтон к этому моменту и придержали прежде всего Росберга. Кто же виноват, что он хуже квалифицировался и в итоге был все время позади?
г) Говорят, что у них был очень высокий расход топлива и что они банально бы не доехали. Вы верите? Я очень сомневаюсь, но, учитывая ровно эту проблему, несколько раз возникавшую последние два сезона, нельзя исключать, что это действительно так.
"Против":
а) Росберг - плоть от плоти Мерседеса. На самом деле, я не сомневаюсь, что у Росса сердце кровью обливалось (это было видно по нему), когда он понимал, что обрекает его на непопадание на подиум в довольно неоднозначной ситуации...
б) Которая была таковой так как Росберг ехал быстрее - и, очевидно, оторвись от Льюиса после стартовой прямой, спокойно бы уехал дальше.
в) Даже если у команды не было такой мысли, выглядело это в том числе и так, что они искуственно дают почувствовать превосходство Льюису. Вроде бы первому среди равных пилотов, что, если это действительно так, просто отвратительно, так как при всем к нему уважении, как божий день ясно, что Росберг заслуживает всех преференций, что в принципе может дать команда. Пожалуй, именно этот фактор и стал решающим в смысле очень негативной реакции общественности и самого Нико.
Был ли однозначно позитивный выход из этой ситуации? Скорее всего - нет. Смею взять на себя смелость утверждать, что была одна загвоздка, мешавшая справедливому исходу - дать Росбергу проехать, не рискуя сходом пилотов с трассы в борьбе: команда просто не могла приказать Льюису его пропустить, а обогнать его спокойно Нико не мог, что мы видели несколько кругов подряд до приказа. Все же, машины и тактики у них были одинаковые, умения - выдающиеся, тут все очень сложно.
В итоге, пожалуй, команда все же была права. Надеюсь, что это будет очень подробно разобрано внутри, Льюис и Нико все поймут правильно и в следующий раз что-то подобное произойдет с обратным результатом - Льюис будет ехать за Нико во благо команды.
Но не Ред Буллом и Мерседесом едиными. За их спинами происходили довольно интересные вещи. Во-первых, борьба в гонке не прекращалась ни на минуту. Забавным образом, гонщики поделились на пары-тройки, причем не всегда по командному признаку и практически никто не отрывался от преследователей. Во-вторых, гонка выделилась какими-то невероятными проблемами с пит-стопами: у Форс-Индии на обещавшей стать настоящим бенефисом гонке сошли оба пилота из-за неработавшей техники механиков, Хэмилтон заехал в боксы Макларена, чем тоже немного подлил масла в огонь обсуждавшегося выше, Баттону в очередной раз не успев докрутить правое-переднее колесо показали, что можно трогаться с пит-стопа, несколько опаснейшим образом выпущенных машин аж с контактом.
Гонщиков, проведших незапоминающуюся гонку практически не было, разве что несколько человек из второй десятки. Так, выстрелил на довольно унылом Заубере Хюлькенберг (впрочем, от него всегда ждешь подвигов, по крайней мере - я жду), Масса в очередной раз финишировав ниже стартовой позиции показал очень недурную езду, Бьянки творит чудеса на Марусе, чуть ли не на равных соперничая с Уилльямсом, что несмотря ни на что заслуживает упоминания и внимания к пилоту. Наконец, Грожан провел прекрасную гонку и это радует, ведь не хочется, что бы пропадал очевидный яркий талант. Также, нельзя не отметить определенный прогресс Макларена. Полагаю, что их форма напоминает Феррари начала последних пары сезонов, особенно когда они в третий сегмент квалификации не могли толком проходить. Заканчивалось все в итоге вполне благополучно. То ли еще будет!
Мои персональные номинации:
1. Марк Уэббер (Ред Булл, 1-1). Правильный победитель гонки. Стартовав 5-м, ехал к победе до известного момента. Но даже уверенный финиш вторым однозначно заслуживает первого места. В моем рейтинге.
2. Нико Росберг (Мерседес, 2-1). Примерно по той же логике спокойно отдаю Нико должное. Конечно, машина у Мерседеса очевидно хороша, но что же я могу с этим поделать? :D
3. Роман Грожан (Лотус, 3-1). Прекрасная гонка. Скорее всего, достигнут максимально возможный результат на этот день.
4. Нико Хюлькенберг (Заубер, 4-1). Настраивающий на довольно позитивный лад как в отношении команды, так и гонщика.
5. Себастьян Феттель (Ред Булл, 5-1). Старт с поула и победа. Как бы то ни было, это заслуживает признания.