Гран-При Австралии. «If you want to win, hire a Finn»
Я поздравляю всех Вас, дамы и господа! То, чего мы ждали практически четыре месяца, наконец свершилось – сезон стартовал. И следует признать, вступление удалось весьма и весьма неплохое. Но обо всём по порядку.
Завершившаяся всего за 5 часов до старта гонки квалификация и сухой прогноз погоды, казалось бы, не сулили ничего интересного. Два болида Red Bull без видимого труда выиграли квалификацию и красовались на первом ряду стартовой решетки – согласитесь, эта картина радужна разве что для болельщиков австрийской команды.
Но уже к первому повороту интрига вернулась в Альберт-парк. Марк Уэббер традиционно проспал старт. Вообще, думается, что если бы австралиец научился лучше реагировать на гаснущие красные огни, проблем по ходу гонки у него поубавилось бы. Пока же старт регулярно отбрасывает Марка на несколько, а порой и на множество позиций назад и он всю дистанцию пытается пробраться как можно выше.
Но вернёмся в Альберт-парк. Себ, сумевший, в отличие от напарника, сохранить стартовую позицию, возглавил гонку. Проскочила мысль, что сейчас немец в привычной манере начнёт отъезжать от преследователей. Но не тут-то было.
В Маранелло, судя по всему, смогли-таки построить для своих пилотов болид, способный бороться за лидирующие позиции с начала сезона. Позже, после финиша, в радиообмене Доменикали скажет Алонсо: «Да, мы – тут!», что будет значить, что Скудерия среди лидеров. И не только из-за титанических усилий Фернандо, а по чистой скорости самой машины. Плюс к этому, возвращается к настоящей борьбе и Фелипе Масса.
В своем комментарии перед гонкой, буквально за пару десятков минут до её старт, Алекс Вурц заявил, что к 10му кругу гонку может возглавить Адриан Сутиль. Смело! В итоге, в своём прогнозе австриец ошибся всего на 5 кругов: уже на 15-м круге немец из Force India (сенсационно!) возглавил гонку. Причиной тому послужили ранние пит-стопы гонщиков стартовавших на SuperSoft из первой десятки. Как и ожидалось, этот самый супермягкий комплект держался на асфальте Альберт-парка крайне малое количество кругов. Сутиль же, стартуя 12м, вполне резонно поставил Medium на первом отрезке, и, можно сказать не прогадал. В этом свете можно ещё раз посочувствовать Нико Хюлкебергу: не исключено, что немец мог бы избрать подобную тактику, выйди он всё-таки на старт.
По окончанию первой трети дистанции казалось, что гонщики Mercedes, оттянувшие свой первый заезд в боксы и демонстрировавшие неплохой ход, смогут вмешать в борьбу за распределение мест на подиуме. Но, судя по всему, немцам всё же не удалось далеко уйти от прошлых проблем. Переобувшись в Medium, оба гонщика ощутили потерю темпа, плюс к этому, расход данного комплекта на болидах из Брэкли оказался ощутимее, чем у конкурентов. В итоге, Льюсу по ходу пришлось менять тактику и останавливаться трижды (подобные примеры мы не раз и не два видели в прошлые сезоны у Mercedes), а Нико и вовсе подвела электроника. И после финиша мы услышали старую песню босса Росса о том, что всё получится, нужно только собрать все компоненты воедино. Напомню, что этот паззл в Брэкли пытаются собрать уже 4й год. Пока никак.
Впрочем, в этот день в Мельбурне были гонщики, которые не собирались трижды навещать собственных механиков. Это – уже упомянутый Сутиль, его напарник Пол ди Реста и Кими Райкконен. Второй пит-стоп Адриана стал едва ли не последней остановкой в гонке на пит-лейне вообще (лишь Бьянки заехал на свой 3-й пит-стоп четырьмя кругами позже). Сутиль выехал из боксов пятым, однако его супермягкого состава не хватило на оставшиеся 12 кругов, и в итоге немец пустил вперёд Хэмилтона и Уэббера. У Пола, в отличие от напарника, SuperSoft cтоял на первом отрезке, а далее щотландец провел два затяжных отрезка на Medium и к финишу практически догнал Адриана.
Что касается Райкконена, то финну удался тот же трюк, что и ди Ресте, с той лишь разницей, что болид позволял Кими бороться за куда более высокие места. Когда Кими оттянул второй пит-стоп до 34 круга, а уже за следующие 6 кругов в боксы поочередно свернули другие претенденты на победу – стало понятно, что едва ли что-то помешает Айсмену стать триумфатором дебютной гонки сезона.
Коснувшись так или иначе в тексте всех предполагаемых лидеров этого сезона, мы не вспомнили о конюшне из Уокинга. Почему? Да потому, что для Мартина Уитмарша, по его словам это «был один из худших уик-эндов». Работая над новым болидом, в Mclaren допустили серьёзный просчёт, и теперь команде предстоит серьёзно работать, чтобы вернуть свои машины в число лидеров. Пока же, усилиями Баттона, команда заработала два очка. Дебютный же в составе Mclaren Гран-При для Серхио Переса закончился без очков – он, борясь всю гонку с Грожаном, в итоге уступил Роману 10-ю строчку. К слову, французу эту гонку также нельзя занести в актив, особенно на фоне победы напарника.
Безусловно, слишком рано судить о скорости и расстановке сил уже после первой гонки. Впрочем, некоторые выводы уже напрашиваются. Машина Red Bull, вероятно, самая быстрая в квалификационном темпе, однако, в гоночном Ferrari и Lotus явно выглядят не хуже. Mercedes, как и в прошлые сезоны хорошо смотрится в квалификации, в гонке же отстаёт от лидеров. Ниже прошлогоднего уровня, или если хотите ниже ожиданий, пока смотрятся Mclaren, Williams и Caterham. О проблемах команды из Уокинга уже говорилось выше. Болид Williams выглядит сейчас настолько сырым, что бедолагу Боттаса к финишу едва не догнал Бьянки, а Caterham пока вчистую проигрывает борьбу главным конкурентам из Marussia.
Одним из ключевых факторов в Альберт-парке стали шины. Думается, что если бы Pirelli привезли мягкий состав вместо супермягкого, как они сделали в прошлом году, то мы увидели бы больше гонщиков на тактике двух пит-стопов и, возможно, другого пилота на верхней ступеньки подиума. Впрочем, сравнить резину этого года с прошлогодней мы сможем уже в Малайзии, где на раскаленном асфальте Сепанга гонщики буду ездить на составах Medium и Hard.
Итак, дамы и господа, сезон стартовал. У нас уже есть первые счастливчики и первые неудачники. Кими Райкконен одержал свою вторую победу после возвращения в Формулу – 1, которая стала для него также второй на Гран-При Австралии и юбиленой, 20-й, в карьере. А главное, продолжения ждать осталось совсем чуть-чуть. Уже в пятницу гонщики выведут свои болиды широкое и горячее полотно трассы Сепанг.
P.S. Когда Кими Райкконен в первый раз выиграл Гран-При Австралии, который также открывал сезон, по его окончанию он стал чемпионом мира. Дело было в 2007-м году.
Слово "гран-при" мужского рода, так что правильным вариантом будет "открывал".