12 мин.

Колеса времени. 5 новичков «Формулы-1» в 2013 году

В предстоящем сезоне в «Формуле-1» дебютируют пять новичков. Блог «Версификаторные россказни» пригляделся к молодым талантам и попробовал оценить их потенциал.

Эстебан Гутьеррес

Возраст: 21 год Гражданство: Мексика Команда: «Заубер»

Уроженец Монтеррея начал гоночную карьеру в 13-летнем возрасте: в 2004 году Эстебан впервые выступил в профессиональных соревнованиях по картингу, а через пару сезонов уже считался восходящей звездой Мексики – многочисленные победы и стремительный прогресс сделали свое дело. Затем последовали успехи в американской и европейской «Формуле-БМВ» и первое солидное вознаграждение: в 2009 году Гутьеррес принял участие в тестах «БМВ-Заубера», став самым молодым мексиканцем в истории, пилотировавшим болид «Ф-1».

Неудачная попытка в евросерии «Ф-3» не навредила карьере – уже через год, в 2010-м, он выиграл титул в новообразованной GP3. Сезон-2011 прошел под знаком учебы в GP2, а в прошлом году Эстебан вошел в тройку лучших по итогам молодежного чемпионата.

Переход в «Формулу-1»

Как и у соотечественника Переса, карьера Гутьерреса много лет развивается под присмотром руководителей «Эскудерия Телмекс», программы, существующей на деньги медиамагната Карлоса Слима, поддерживающей талантливых мексиканских гонщиков. И потому неудивительно, что вскоре после появления Переса в «Ф-1» по паддоку пошли слухи о дебюте еще одного пилота из латиноамериканской страны.

Гутьеррес оккупировал лавку запасных в «Заубере» в 2011 году, и был готов вступить в бой уже на Гран-при Канады – ведь старший товарищ не отошел от аварии в Монте-Карло, – однако до дебюта в официальных сессиях Гран-при дело дошло только в сезоне-2012, в Индии. Возможно, в Нью-Дели Эстебан выглядел не слишком впечатляюще, однако в «Заубере» им остались довольны.

Когда в прошлом году весь мир стал сватать Переса в топ-команды, стало ясно: в случае его ухода вакансию в швейцарской конюшне займет Гутьеррес – коллектив не в том положении, чтобы отказываться от денег Слима. И действительно, Серхио отправился в «Макларен», а Эстебан получил повышение – 23 ноября он официально был объявлен основным пилотом «Заубера».

Потенциал

Глядя на Эстебана, возникает ощущение, что в «Формулу-1» он попал немного раньше, чем должен был. Возможно, в этом виноват внешний вид молодого человека – Гутьеррес больше похож на ученика средней школы, чем на пилота мировой гоночной серии. Однако при более тщательных размышлениях впечатления о неподготовленности мексиканца исчезают – пусть парень и юн, но в достаточной мере опытен: он пробежался по всей автоспортивной карьерной лестнице, добился успехов, и после GP2 должен был перейти в какой-нибудь взрослый чемпионат. Учитывая, что в наши дни работа тест-пилота «Ф-1» считается пустой тратой времени для молодежи, повышение Гутьерреса до статуса «боевоего» гонщика выглядит оправданным.

Инженеры, работавшие с Эстебаном в младших гоночных категориях, отмечают его ум, усердие и нацеленность на результаты, и предсезонные тесты «Ф-1» подобные замечания подтверждают – во время испытаний пилот «Заубера» выглядел в меру стабильным и неплохо подготовленным для новичка чемпионата.

Его ждет непростой сезон, и от ошибок никуда не деться, однако если Гутьеррес не запаникует (а такого не должно быть – он начинает карьеру в одной из самых «семейных» команд), то станет как минимум крепким середняком. Кажется, спонсорская поддержка у него не такая сильная, как у Переса, и это значит, что для перехода в топ-команду в будущем ему придется очень сильно постараться.

Валттери Боттас

Возраст: 23 года Гражданство: Финляндия Команда: «Уильямс»

Представителей Финляндии за всю историю «Формулы-1» можно пересчитать по пальцам, однако мало у кого повернется язык сказать, что эти парни ничем не выделились – 4 чемпионских титула, 45 побед и 144 подиума внушают уважение. Да, большая часть славы лежит на плечах Хаккинена, Райкконена и Росберга-старшего, однако их менее успешные коллеги (Сало, Ярвилехто, Ковалайнен) тоже известны в широких кругах.

Несмотря на уход Хейкки Ковалайнена, количество финских гонщиков в «Формуле-1» осталось прежним – в этом году в чемпионате дебютирует Валттери Боттас, который еще до начала своей первой официальной гонки заслужил уважение у многих серьезных людей. Таких, как сэр Фрэнк Уильямс, например.

Валттери сел за руль карта в шестилетнем возрасте, и в течение следующих 11 лет участвовал и побеждал в различных детских и юношеских чемпионатах. После наступила пора доминирования в «формулах». Успехи Боттаса впечатляли: победа в Североевропейском кубке «Формула-Рено 2.0», 3-е место в первый же сезон в Евросерии «Ф-3», подиум на Гран-при Макао и победа в GP3. Разумеется, на талантливого парня быстро обратили внимание – Кристиан Вольфф и Мика Хаккинен лично взяли Боттаса под свой патронаж.

Переход в «Формулу-1»

В 2010 году Валттери оказался тест-пилотом «Уильямса», и стало ясно, что если парень не зазнается, то его появление в главных гонках планеты – лишь вопрос времени. Впрочем, как выяснилось, волноваться было совершенно не о чем – Боттас произвел впечатление человека, который твердо стоит на ногах и точно знает, как и что делать.

Он быстро освоился в команде, и, в общем, мог дебютировать в чемпионате уже в 2012 году, однако в «Уильямсе» решили не рисковать: команда предпочла усадить за руль болида Бруно Сенну и взять с бразильца кучу денег, а Боттаса «обкатать» на пятничных тренировках. Последний вступительный в «Формулу-1» экзамен финн сдал, да еще и заработал дополнительные очки в глазах руководства – порой, работая на одинаковых программах с Пастором Мальдонадо, Валттери смотрелся лучше будущего напарника.

Потенциал

«Валттери – один из самых талантливых молодых гонщиков, которых я видел, и в будущем мы ждем от него больших свершений», – говорит Фрэнк Уильямс.

Финский пилот идеально вписывается в понятие хорошего гонщика по версии сэра Фрэнка – молодой, быстрый и недорогой. То, что надо для команды, которая никогда не забывает о деньгах.

На мой взгляд, молодой спортсмен слегка засиделся в тест-пилотах, и, возможно, в начале сезона-2013 ему будет не хватать именно гоночной практики, что чревато оторванными антикрыльями и контактами с соперниками. Однако он невозмутим и спокоен – это очень хорошее качество (не только для новичка, но вообще для любого спортсмена), поэтому, даже если он не слишком удачно начнет первенство, то наверняка быстро выкарабкается. У Боттаса отличное будущее, если он сам, его менеджмент и руководство команды не допустят больших ошибок. И очень хочется, чтобы это будущее было связано с «Уильямсом».

Гидо ван дер Гарде

Возраст: 27 лет Гражданство: Нидерланды Команда: «Катерхэм»

Карьера Гидо не поражает воображение практически ничем, кроме одного – он так долго выступал в младших гоночных сериях, что к его фамилии, кажется, все уже давно привыкли, и в «Формуле-1» она не будет казаться чужой.

Голландец начал гоняться в «формулах» в 2003 году, у себя на родине, и после некоторых успехов отправился завоевывать старушку Европу. Нельзя сказать, что получалось сильно хорошо – за три года в европейской «Формуле-3» Гидо одержал лишь одну победу, и почти все время был в тени Хэмилтона, Феттеля и ди Ресты. Однако затем дела пошли лучше – со второй попытки он выиграл чемпионат «Формулы-Рено 3.5», а также отметился ролью тест-пилота в нескольких коллективах «Ф-1».

В 2009-м ван дер Гарде объявился в GP2, и для дебютанта выглядел неплохо, одержав за сезон 3 победы (еще одну гонку Гидо выиграл в зимней серии), но после многообещающего начала перестал удивлять. Возможно, другой пилот уже давно бы сдался, но только не Гидо…

Переход в «Формулу-1»

Так уж получилось, но у такой замечательной страны как Голландия практически никогда не было хороших гонщиков в «Ф-1». И, боюсь, главных успехов любителям оранжевого цвета придется ждать еще довольно долго – на данный момент самые серьезные достижения связаны с именем пахана Йоса «Босса» Ферстаппена, а последний гонщик (Кристиан Альберс) из страны ветряных мельниц и тюльпанов и вовсе помнится не какими-нибудь лучшими кругами и подиумами, а развеселой историей с отрывом топливного шланга во время Гран-при Франции 2007 года.

Зато в Нидерландах не самые плохие финансовые корпорации, развит частный бизнес, и вообще, в этой стране любят спорт – все вместе это приводит к потрясающей вещи: к поддержке гонщиков.

Такое предисловие необходимо, чтобы понять, почему ван дер Гарде так много лет гонялся в младших гоночных сериях (особенно в дорогой GP2) и все-таки пробился в «Формулу-1». В финансово неустойчивом «Катерхэме» рассудили, что у Гидо достаточно опыта, чтобы не опозориться в «Большом цирке», и достаточно денег, чтобы прокормить «зеленых крокодилов»…

Потенциал

«Катерхэм» – не лучшее место для дебюта. В команде Тони Фернандеса трудно добиться высоких результатов на трассе, и при этом гонщик будет постоянно находиться под давлением со стороны руководства – продолжение карьеры зависит не столько от результатов, сколько от толщины кошелька спортсмена.

На стороне ван дер Гарде – опыт, который он получил в GP2 (хотя следует помнить, что болид «Ф-1» все равно серьезно отличается от машин лучших молодежных чемпионатов), однако если держать в уме тот факт, что Гидо уже 27 лет, можно догадаться, что у парня не слишком много времени на то, чтобы как следует выстроить свою карьеру. Конечно, в «Формуле-1» случались разные истории (Дэймон Хилл дебютировал в 33 года, что, однако, не помешало ему через несколько лет выиграть чемпионский титул), но все же современная тенденция такова, что у возрастных спортсменов меньше шансов добиться успеха.

Так что если Гидо надолго задержится в «Ф-1» – это станет настоящим сюрпризом.

Жюль Бьянки

Возраст: 23 года Гражданство: Франция Команда: «Маруся»

Наверное, многим известно, что некоторые профессии у людей чуть ли не наследственные. Например, в семье военных дети с большой вероятностью идут по стопам родителей. То же можно сказать и о представителях правопорядка. И, конечно, вы уже не раз замечали, что в автомотоспортивном мире также наблюдается схожая тенденция.

Например, в «Формуле-1» выступали или выступают Нико Росберг (сын чемпиона мира 1982 года), Дэймон Хилл (чемпион 1996 года, сын двукратного чемпиона), Бруно Сенна (племянник сами-знаете-кого), а также Жак Вильнев и другие хорошие ребята (Андретти, Брэбэм и т.д.). Жюль Бьянки тоже продолжатель семейного дела – его дед, Мауро Бьянки – трехкратный чемпион в категории GT, а двоюродный дедушка, Люсьен (Лучано) Бьянки – победитель «24-х часов Ле-Мана», а также третий призер Гран-при Монако 1968 года.

В общем, мы понимаем, откуда у юного Жюля появилась тяга к быстрым машинам. В три года он сел за руль карта, в пять уже принял участие в первой гонке, а в течение следующего десятилетия выиграл множество заездов на международном уровне.

В 2007-м Бьянки победил во французском чемпионате «Формула-Рено 2.0», и вскоре уже праздновал успехи в Евросерии «Ф-3». Он настолько быстро добивался успехов, что в 2009 году европейская пресса на полном серьезе связывала его с «Феррари». В этих слухах было что-то похожее на правду – Фелипе Масса получил опасные травмы, а сменщик бразильца Лука Бадоер выглядел за рулем алого болида совершенно беспомощно. Учитывая, что за карьерой Бьянки присматривал менеджер Массы, Николя Тодт, в подобное развитие событий кто-то мог и поверить. Однако Жюль был слишком молод и неопытен, и обе стороны это прекрасно понимали. Тем не менее, уже в конце 2009-го француз выступил на тестах «Формулы-1» за Скудерию, а еще через два года стал полноправным участником Академии «Феррари».

Переход в «Формулу-1»

После успеха в GP2 в 2010 году (Бьянки сходу занял третье место в чемпионате), Николя Тодт активировал программу по продвижению гонщика в «Формулу-1». Сначала Жюль получил место тест-пилота «Феррари» (параллельно он продолжал выступать в GP2), а в прошлом году перешел на аналогичную должность в «Форс-Индию» (и в «Формулу-Рено 3.5»).

В связи с уходом Нико Хюлькенберга из стана «индийцев» показалось, что дорога в «Большой цирк» для Бьянки наконец-то открылась, однако после долгих сомнений коллектив Виджая Малльи подписал контракт с блудным сыном Адрианом Сутилем. Возможность попасть в «Ф-1» вновь пропала, но буквально в самый последний момент произошло чудо – подписавший контракт с «Марусей» Луис Разиа не смог подтвердить финансовые условия сделки, и быстро разобравшийся в ситуации Тодт-младший пристроил своего подопечного в российскую конюшню.

Потенциал

Конечно, «Форс-Индия» для Бьянки была бы лучшим вариантом, чем «Маруся». Конечно, в команде-аутсайдере гораздо выше шансы загубить карьеру, однако если твоими делами занимается такой человек как Николя Тодт, жить можно. Спросите об этом Фелипе Массу, который удержался в Скудерии не в последнюю очередь благодаря талантам своего менеджера.

Жюль кажется хорошим гонщиком. Возможно, не гениальным, но способным вырасти в настоящего профессионала. Представьте году так в 2018-м в «Феррари» такую связку: Феттель – Бьянки. Можете? Я – вполне.

Макс Чилтон

Возраст: 21 год Гражданство: Великобритания Команда: «Маруся»

Вы когда-нибудь пробовали взбежать по лестнице, разом перепрыгивая через две-три ступеньки? Если да, то наверняка поймете, почему Макс Чилтон по ходу своей короткой карьеры успел набить много шишек (если говорить о спортивных результатах)…

После практически обязательного для современных гонщиков картинга он неожиданно рванул в английскую Т Cars – это туринговая серия для молодежи. После двух лет выступлений (довольно успешных), Макс делает новый зигзаг – бросается в омут британской «Ф-3». Где, разумеется, поначалу выглядит очень слабо – все-таки разница между туринговыми машинами и болидами с открытыми колесами, а также практически полное отсутствие выступлений на последних дают о себе знать.

Едва привыкнув к «Ф-3» за три сезона, Чилтон вновь спешит на новую для себя территорию, разумеется, плохо подготовленным – в GP2. В 2010 и 2011 годах англичанин «вникал» в эту гоночную серию, а на третий сезон наконец выстрелил – в 24 заездах дважды финишировал первым и в итоге завершил чемпионат 4-м.

Переход в «Формулу-1»

Марш-бросок Чилтона к «Ф-1» может показаться неожиданным, если не знать некоторых подробностей. Например, что его отец, Грэм Чилтон, является руководителем крупной страховой компании Aon – если верить информации английских изданий, она фактически владеет конюшней GP2 «Карлин» (в ней выступал Макс), которая является партнером «Маруси».

Слухи о Чилтоне-старшем и его связи с «Марусей» ходят дикие. В прессе проскальзывала информация о 50 млн фунтов стерлингов, которые получит российская команда в качестве спонсорских денег, а также были разговоры о том, насколько важную роль будет играть Aon в жизни «Маруси» в будущем. Подобной информации не стоит верить на слово, но если эти предположения хоть отчасти верны, не нужно удивляться тому, что Макс Чилтон стал участником программы команды «Ф-1» по поддержке молодых гонщиков, а затем и вовсе оказался боевым гонщиком…

Потенциал

Для меня Чилтон – темная лошадка. С одной стороны, его прогресс в 2012 году в GP2 не вызвал никаких сомнений, но с другой – возможно, к «Ф-1», несмотря на тесты, он еще не готов. Однако то, как быстро он оправляется от неудач, не может не подкупать. Наблюдать в этом году за Чилтоном будет так же интересно, как и за другими новичками.

Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham

5 гонщиков, которых будет не хватать в «Формуле-1» в 2013 году

Хроники бесславных дней. Чем запомнились предсезонные тесты «Формулы-1»

Фото: facebook.com/sauberf1team Фото: facebook.com/ValtteriBottas Фото: jules-bianchi.com Фото: facebook.com/MaxChiltonOfficia Фото: giedovandergarde.com