Топ-5 титулов в «Формуле-1» с наименьшим количеством побед
У Кими Райкконена, который еще ни разу не финишировал первым, появился шанс выиграть чемпионский титул. Блог «Версификаторные россказни» вспомнил пять историй, когда пилотам для чемпионства хватило лишь пары-тройки побед.
В истории «Ф-1» немало случаев, когда гонщики выигрывали чемпионаты с двумя или тремя победами, однако не все они попали в наш список. Причина простая: разное количество Гран-при в сезоне. Если в 50-х и 60-х годах чемпионат мира состоял всего из 6-9 этапов, то в 80-х их число увеличилось до 16-ти. Так что разумнее было включить в рейтинг не просто чемпионов, одержавших наименьшее количество побед, а тех, кто выиграл наименьшее количество гонок за сезон в процентном отношении.
Именно поэтому в список самых-самых не попали Джон Сертиз, Фил Хилл и Джек Брэбэм, зато нашлось место Нельсону Пике и Ники Лауде.
1987 год. Нельсон Пике – 3 победы в 16 Гран-при (18,75% побед от общего числа гонок)
Этап в Австралии уже ничего не решал, так что сход из-за технических проблем вряд ли расстроил Нельсона. Фото: Fotobank/Getty Images/Simon Bruty
Удивительная вещь – бразилец трижды выигрывал чемпионские титулы, и в каждом из этих сезонов одержал лишь по три победы. Однако поскольку в 1981 и 1983 годах в чемпионате было по 15 этапов, мы уделим внимание последнему успеху Нельсона.
Если два предыдущих титула Пике взял с большим трудом, «на тоненького» – в заключительных гонках сезона, – то в 1987-м, наконец-то, сделал это более уверенно. Впрочем, многим его успех показался странным. С одной стороны, в распоряжении бразильца был потрясающий болид «Уильямс» FW11B с турбомотором «Хонда», выигравший 9 Гран-при года, но с другой – 6 побед пришлось на долю напарника – Найджела Мэнселла.
Более того, в начале первенства никаких намеков на титул для Пике и вовсе не было: авария в «Тамбурелло» и постоянные победы конкурентов – Проста, Сенны и Мэнселла словно говорили, что первое место в чемпионате между собой разыграют другие. Максимум, чего добивался Нельсон – финиша на втором месте, зачастую с серьезным отставанием от победителя Гран-при.
Однако к середине чемпионата ситуация поменялась. Пока конкуренты грызлись между собой и теряли очки из-за технических проблем, Пике благодаря стабильности стал одним из лидеров. В Германии и Венгрии Нельсон одержал первые победы в сезоне (после сходов Проста и Мэнселла), в Италии одержал 20-ю победу в карьере, а после гонки в Эшториле в девятый раз подряд поднялся на подиум.
Последним из конкурентов на титул оставался неудержимый Мэнселл – он выиграл этапы в Испании и Мексике и все еще сохранял шансы на победу в чемпионате, – но на предпоследнем Гран-при года, в Японии, англичанин попал в аварию на тренировке. Титул ушел к Пике.
Что было дальше?
Еще по ходу сезона-1987 Нельсон, недовольный тем, что Фрэнк Уильямс не хочет предоставить ему статус первого номера в команде, подписал контракт с «Лотусом». Однако переход в некогда славную конюшню оказался ошибкой – новый сезон оказался провальным. В 1990-м Пике перешел в «Бенеттон», а через год и вовсе завершил карьеру в «Ф-1». Интересно, что за команду Флавио Бриаторе Нельсон выиграл еще три гонки.
1977 год. Ники Лауда – 3 победы в 15 Гран-при (20% побед)
Ники Лауда – двукратный чемпион «Формулы-1». Фото: Fotobank/Getty Images/Dennis Oulds/Central Press
После знаменитой дождевой гонки 1976 года в Японии, где Ники Лауда отказался бороться за титул с Джеймсом Хантом, отношения между гонщиком и руководством «Феррари» сильно ухудшились. Кроме того, в напарниках у австрийца в сезоне-1977 оказался не сильно любимый им Карлос Рейтеманн – гонщик, который должен был заменить Лауду годом ранее, если бы тот не оправился после страшной аварии на «Нюрбургринге».
Постепенно растущее недоверие между командой и гонщиком, тем не менее, не помешало Ники взять под контроль чемпионат мира. Поначалу он держался чуть позади Джоди Шектера, но после серии неудач южноафриканца неожиданно выяснилось, что соперничать со стабильным Лаудой больше некому. Гонщик «Феррари» провел ряд сильных выступлений, пять раз подряд добирался до подиума, и на этапе в США оформил чемпионский титул.
Что было дальше?
Из-за осложнившихся отношений с «Феррари» Лауда стремился завоевать титул как можно быстрее – австриец знал, что команда подыскивает ему замену, но до тех пор, пока он выигрывал гонки, положение было безопасным. Между тем, обе стороны стали испытывать друг к другу настолько сильную неприязнь (которая хорошо освещалась в прессе), что уже перед домашним для команды Гран-при Италии было объявлено о грядущем расставании – в результате в Монце Ники появился с телохранителями.
После Гран-при США обстановка накалилась настолько, что руководство команды уволило инженера, отвечавшего за подготовку болида Лауды, а также начало вести переговоры с Жилем Вильневом. В конце концов, Ники не выдержал и демонстративно отказался от выступлений в двух заключительных гонках сезона.
Следующие два года Лауда провел в команде Берни Экклстоуна, затем ушел из гонок, вернулся в них в 1982 году в составе «Макларена», эпично победил в сезоне-1984, а после 1985-го снова покинул «Формулу-1».
1967 год. Дэнни Халм – 2 победы в 11 Гран-при (18,18% побед)
Дэнни Халм за рулем «Брэбэма» в Брэндс-Хэтче. Фото: Fotobank/Getty Images
Единственный чемпионский титул новозеландец выиграл в соперничестве с сильными конкурентами – напарником по команде Джеком Брэбэмом и легендой 60-х Джимом Кларком, – однако нельзя сказать, что успех к Дэнни пришел случайно.
Если бы чемпионаты выигрывали самые быстрые гонщики на самых быстрых машинах, история «Формулы-1» оказалась бы совсем другой. Однако чтобы победить, автомобиль должен сначала доехать до финиша.
Именно проблемы с надежностью лишили одного из главных конкурентов Халма – Кларка – шансов выиграть третий титул. Джим выиграл 4 гонки в 1967 году – в два раза больше, чем новозеландец, но зато и лишался очков чаще – «Лотус» был крайне ненадежным.
«Брэбэм» был пусть и не самым быстрым, зато достаточно крепким автомобилем, позволившим Джеку и Дэнни регулярно зарабатывать очки и даже побеждать.
Несмотря на то, что формально Халм являлся вторым пилотом в команде, в «Брэбэме» наблюдалось равенство, а тот факт, что новозеландец был физически сильнее и выносливее австралийца, позволял ему выжимать максимум из самых сложных гонок. В результате именно эти достоинства при прочих равных и позволили Дэнни выиграть чемпионат.
Что было дальше?
Еще 6 побед в «Формуле-1» и ни одного чемпионского титула, зато насыщенная автоспортивная жизнь и успехи в знаменитой серии «Кан-Ам». Кроме того, Халм сыграл важную роль в жизни команды «Макларен», не дав ей развалиться после гибели основателя.
1958 год. Майк Хоторн – 1 победа в 10 Гран-при (10% побед)
Стирлинг Мосс и Майк Хоторн. Фото: Fotobank/Getty Images/Hulton Archive
После ухода пятикратного чемпиона мира Хуана-Мануэля Фанхио из гонок, борьбу за титул повели старый соперник аргентинца Стирлинг Мосс и гонщик «Феррари» Майк Хоторн.
Поначалу преимущество в чемпионате было на стороне Мосса, старавшегося зарабатывать очки даже там, где не могла выступить его команда «Вануолл», однако по ходу сезона более стабильный (хоть и реже побеждавший) Хоторн сумел догнать и опередить соперника и в итоге даже выиграть титул.
Судьбу чемпионата решили удивительные вещи. Важный с точки зрения борьбы в чемпионате Гран-при Португалии, проходивший на мокрой трассе, закончился победой Мосса и разворотом на последнем круге Хоторна. Однако лидер сезона решил закончить гонку (хотя оставался единственным, кто ехал в одном круге с гонщиком «Вануолл», то есть, даже в случае схода остался бы вторым), поэтому он вытолкнул автомобиль обратно на трассу, пересек финишную черту и… схлопотал дисквалификацию.
Хоторна спас Мосс. Главный соперник в чемпионате убедил судей отменить наказание (за счет хорошего знания правил) и вернуть тому заработанные очки.
А после заключительной гонки чемпионата выяснилось, что Хоторн опередил Мосса всего на 1 зачетный балл.
Что было дальше?
В 1958 году погибло несколько талантливых спортсменов: Луиджи Муссо, Стюарт Льюис-Эванс, а также большой друг Хоторна – Питер Коллинз. Расстроенный Майк вскоре после победы в чемпионате объявил о завершении карьеры, но через несколько дней, в январе 1959-го, по большой глупости угодил в аварию на обычной дороге и погиб. Ему было 29 лет.
1982 год. Кеке Росберг – 1 победа в 15 Гран-при (6,66% побед)
Кеке Росберг – чемпион мира 1982 года. Фото: Fotobank/Getty Images
В отличие от других героев этого материала, Кеке Росберга при всем желании нельзя назвать стабильным спортсменом. Отец нынешнего пилота «Мерседеса» неоднократно совершал глупости в гонках, порой терял контроль над машиной в самых безобидных ситуациях, но все же странный сезон-1982 позволил ему побороться за титул.
Тот сумасшедший год нельзя было назвать приятным: в Бельгии погиб Жиль Вильнев, в Германии напарник канадца по «Феррари» Дидье Пирони сломал ноги и попрощался с «Формулой-1» навсегда, ФИСА и ФОКА вели серьезную войну, которая привела к бойкоту Гран-при Сан-Марино, а на самих трассах возникали совсем дурацкие ситуации, как, например, драка между Нельсоном Пике и Элисео Салазаром.
В начале чемпионата лидировал Ален Прост из «Рено», но затем у француза начались трудности, и на первое место вырвался Джон Уотсон из «Макларена». Впрочем, невезение вскоре перекинулось и на североирландца, так что после Гран-при Нидерландов он уступил первую строчку в чемпионате Дидье Пирони. Француз начал было уходить в отрыв в личном зачете, но затем настал черед рокового для него Гран-при Германии.
После гонки в Хоккенхайме Пирони по-прежнему оставался лидером чемпионата, вторым шел Уотсон, а на третье место вышел Росберг. Учитывая то, как причудливо складывался сезон, поручиться, что переломанного гонщика «Феррари» кто-нибудь опередит, никто не мог, но все же это произошло.
В заключительной части первенства Кеке зарабатывал не слишком много очков, но, в отличие от многих других претендентов на титул, все же их набирал, а в Дижоне и вовсе выиграл первый в карьере Гран-при. Этот успех (за два этапа до окончания чемпионата) позволил Росбергу наконец-то опередить Пирони и стать лидером чемпионата. В последних двух гонках до финна так никто и не дотянулся…
Любопытно, что в «Уильямс» Кеке приходил чистым вторым номером – он должен был помогать Карлосу Рейтеманну. Однако поскольку аргентинец решил завязать с гонками, бремя лидерства внезапно свалилось на усатого финна.
Что было дальше?
Кеке провел в «Формуле-1» еще четыре сезона, за время которых он одержал победы в четырех Гран-при, а затем оставил гонки. Он основал собственные команды в ДТМ и «Формуле-3», занимался делами Мики Хаккинена, а также воспитал сына – еще одного талантливого гонщика. Не так уж и плохо, надо сказать.
До сих пор видите ошибку?
История настолько удивительна и красива, что о ней стоит поговорить отдельно. Чего только стоит диалог журналиста с Моссом:
- Вы были единственным, кто видел что Хоторн не нарушал правила. Вы могли бы промолчать, стать чемпионом и никто бы не узнал что на самом деле было.
- Я бы знал.
Кстати, в этом году еще у Феттеля есть шанс стать чемпионом мира с одной победой)
Исправьте грамматическую ошибку. Шанс не может финишировать в принципе :)