Поощрения и наказания
Блог «Версификаторные россказни» задумывается о суровом наказании для Феттеля и надеется, что ФИА скоро изменит систему штрафов в «Формуле-1».
Себастьян Феттель не выиграл гонку в Германии, но оказался в центре внимания. Фото: Fotobank/Getty Images/Vladimir Rys
В Хоккенхайме мы в очередной раз увидели, насколько в «Формуле-1» устарела система штрафов. Да, в рамках существующих правил наказание за нелегальный обгон Себастьяном Феттелем Дженсона Баттона было справедливым: прибавка 20-ти секунд к итоговому времени пилота «Ред Булл» – это эквивалент стандартного проезда по пит-лейн. Однако эти 20 секунд отбросили Себа даже не на третье место, которое он занимал до обгона, а сразу на пятое. И получилось, что наказание, как ни странно, хоть и справедливое, но не совсем.
Сложившаяся ситуация несколько глубже, чем кажется на первый взгляд. Дело не только в том, что у стюардов слишком ограниченный набор штрафов за те или иные провинности на трассе, а в том, что своей борьбой пилоты «Ред Булл» и «Макларена» подарили болельщикам шоу, эмоции – именно то, за что борется «Формула-1». Но после «удара линейкой по рукам» Феттель наверняка не один раз подумает о том, как вести себя в схожих условиях. В конце концов, гонщик может решить, что рисковать смысла нет – проще остаться на текущей позиции и заработать как можно больше очков. В результате он свою задачу выполнит – минимизирует потери в чемпионате, – но зрители потеряют гораздо больше.
Я не говорю о том, что ФИА нужно закрыть глаза на нарушения, подобные вчерашнему – обгоны за пределами трассы должны жестко пресекаться, – однако задача Федерации состоит в том, чтобы не отбить у спортсменов желание бороться и в то же время не игнорировать их безрассудные действия.
Как это сделать? Во-первых, на сегодняшний день реакция ФИА на те или иные инциденты не всегда последовательная. Стюарды могут по полной программе наказать гонщика за нарушение, а на следующем Гран-при в схожей ситуации виновнику все сойдет с рук. В результате пилоты не всегда понимают, где она, там самая грань дозволенного, и, не замечая ее, чаще переступают черту.
Возможно, в «Формуле-1» следует ввести что-то вроде футбольных желтых и красных карточек. За первое нарушение будет предупреждение, за второе – штраф в виде потери позиций, за третье – дисквалификация. Правда, робкая попытка ввести систему накопительных предупреждений и штрафов предпринималась пару лет назад, и вроде как стюарды до сих пор от нее не отказались, но результатов пока не видно. В противном случае к Пастору Мальдонадо в этом году уже наверняка выслали бы расстрельную команду.
При этом, конечно, ФИА прекрасно помнит об особо рьяных спортсменах и без всяких карточек, кроме того, поведение и обсуждение разных пилотов происходит на брифингах; однако когда появляется что-то реальное, что-то вроде прокола в штрафном талончике – тогда будет хоть какой-то шанс, что спортсмен одумается и в следующий раз поведет себя аккуратнее.
Во-вторых, постоянство требуется и в коллегии стюардов. На разные Гран-при приезжают разные люди – кто-то из них далек от спорта, а кто-то – слишком близок. Один судья отличается особой жесткостью, а другой, напротив, чересчур мягок, и в результате Федерация каким-то гонщикам выписывает штрафы, а другим – за аналогичные нарушения – нет.
Впрочем, проблема не только в ФИА и ее правилах. Специфика самой «Формулы-1» такова, что в нее не так легко внедрить систему наказаний из других видов спорта – даже две вроде бы похожие ситуации на деле могут серьезно отличаться друг от друга. Начиная с того, что один из случаев будет первым в своем роде, а второй – уже сознательным повторением.
Возьмем такую ситуацию: например, один из гонщиков сознательно вынес другого с трассы и получил за это +10 позиций на старте следующей гонки. Как должны поступить стюарды в аналогичном случае на следующем этапе, если соперника вынес уже другой пилот? Не будут ли эти же +10 позиций слишком мягким наказанием? Или уже должна последовать дисквалификация? Это условная ситуация (на самом деле ФИА не будет церемониться уже и в первом случае), но она говорит о том, что наказывать в «Ф-1» намного сложнее, чем кажется.
Понятно лишь то, что нынешняя система штрафов недостаточно гибкая и несоразмерная провинностям на трассе. Возможно, раньше большего и не требовалось… Но когда-то и для обгонов не требовалась DRS, а сегодня это важное средство, повышающее зрелищность гонок.
Собственно, пути решения проблемы всего два. Или упрощать регламент и позволять пилотам делать то, что им хочется, или, напротив, уточнять каждое действие спортсмена на трассе. Оба варианта не слишком хороши – в первом случае начнется произвол, а во втором мы можем оказаться на гонках роботов.
Учитывая то, что ни в одной области спорт проще не становится, проще предположить, что ФИА пойдет по второму пути, и недавние заявление представителей Федерации это подтверждают.
Организации надо отдать должное: спустя много лет она поняла, что сложившаяся ситуация неправильная, и что спортивный регламент такой же дырявый, как и технический. Не так давно в Париже прошло совещание ФИА, на котором обсуждалась система штрафов – чиновники и стюарды осознали, что некоторые наказания для команд и пилотов жесткие, а другие – слишком мягкие. Какими будут изменения в правилах и когда они вступят в силу – пока неизвестно. Однако то, что Федерация уже что-то начала делать – это хорошая новость.
Но что в действительности можно придумать? На мой взгляд, неплохо смотрелась бы потеря пилотами позиций не на старте следующей гонки, а после текущей. Тогда того же Феттеля за вчерашние действия можно было отодвинуть обратно на третье место и пригрозить, что в следующий раз он потеряет не только нечестно заработанные позиции, но и дополнительные.
Возможно, с новым регламентом мы действительно станем ближе к гонкам роботов, но все же, уверен, гонщики и Федерация не позволят этому случиться. Среди пилотов постоянно находятся такие парни, которые испытывают регламент на прочность (и находят в нем новые дыры), а стюарды – те же люди, со своими слабостями и недостатками. Они все равно будут ошибаться и – по мнению болельщиков – обязательно кому-то подсуживать.
Это значит, что реакция зрителей даже на справедливые штрафы все равно будет эмоциональной. А что может быть лучше для «Формулы-1», чем страстно реагирующие на гонки болельщики?
Хотя болельщики конкурентов с этим никак не согласятся:)
Про Себа с Марком позиция понятна.
Оставить на 3-м месте неприемлемо, это как простить вора, вернувшего украденный кошелек.
нет, я была бы удовлетворена только исключительно первым местом))
Не пойму, почему ты упорствуешь и не признаешь, что Фет легко отделался - представь, к примеру, если бы гонка заканчивалась под SC ;)
На месте Фета Льюис был неоднократно, достаточно вспомнить спорную Бельгию-08 ;)
мне, кстати, никто не ответил, обгон Райком Ди Ресты был в этом же месте или в другом?:)
Отлично подмечено, Вячеслав! Мне сразу вспомнился этот маневр Кими, после того, как Фет объехал Баттона.
Там финн часть пелотона по асфальтированной обочине объехал, а ему просто погрозили пальцем, а остальным, на будущее запретили подобный маневр исполнять :)