5 мин.

«Ред Булл» – главный победитель первого моторного скандала новой «Ф-1»

В «Формуле-1» зимний перерыв – с конца декабря на две недели на базах команд закрылись отделы активной разработки и производства машин. Коллективам разрешают заниматься только ремонтом и улучшением оборудования.

Но битва за скорость не утихла, и первый моторный скандал новой «Ф-1» полыхнул за кулисами гоночной серии.

Полноценно о ситуации – здесь. Вкратце – обстановка перед стартом сезона напряженная.

● В 2026-м «Ф-1» переходит на революционный регламент: новое топливо, новое шасси, новые моторы. Они особенно важны: отныне электрическая часть будет обеспечивать 45% мощности, остальное – ДВС.

● Общая точка понимания – главным фактором преимущества на старте сезона станут технологии внутреннего сгорания. Это признают даже разработчики правил – ФИА (Международная автомобильная федерация).

● «Мерседес» (по слухам) обнаружил способ сжимать топливо в цилиндре сильнее, чем разрешено правилами – причем так, что судьи не смогли бы их поймать. Оно оценивается в 15-20 л.с. – до 0,3 секунды на круге при прочих равных.

● «Ред Булл» первым из остальных моторостроителей узнал о технологии «Мерседеса» – около 7 месяцев назад от бывших сотрудников немецкой команды. В то время многие мотористы переходили в новосозданное подразделение RBPT, открытое на основе мощностей и знаний «Хонды» при поддержке нового партнера «Форда».

● За это время «Ред Булл» разработал собственный вариант технологии, но пока не пустил ДВС только по этой ветке развития.

● К декабрю о прорыве «Мерседеса» узнали остальные мотористы – потенциально тоже от бывших сотрудников немецкой команды. «Феррари», «Ауди» и «Хонде» уже поздно перестраиваться – они обратились в ФИА с требованием прикрыть лазейку.

● «Ред Булл» формально присоединился к запросу триады, но с мягким уточнением о правильной работе и реализации новой технологии.

● Волны политических разборок в прессе («Мерседес» не успеет переделать моторы, и 4 команды останутся без двигателей» против «у четырех команд сразу будет колоссальное преимущество, так нечестно).

● Вердикт ФИА: никаких запретов, если команды успешно проходят официальные проверки. Технологию можно использовать, а отставшие получат помощь и дополнительные ресурсы после шестого Гран-при по давно утвержденной программе уравнивания аутсайдеров с фаворитами.

То есть «Мерседес» и его клиенты сохранят технологию, хотя ее реальность так никто и не подтвердил. И сможет воспользоваться преимуществом, которое тоже так никто и не подтвердил.

После праздников «Мерседес» вернется к работе под пристальными взглядами публики, подозрениями конкурентов и «презумпцией читеров». Как бы ни обернулся старт сезона, как бы ни сложилась ситуация с технологиями на самом деле – «Мерседес» будут воспринимать командой, хакнувшей регламент. И если черно-серебристые машины поедут к победам – все сразу вспомнят этот скандал и достоят причинно-следственную связь. Вне зависимости от реальных причин побед и выступлений остальных.

А вот «Ред Булл»… Фактически получил зеленый свет на использование той же технологии (если она правда есть) и выиграет те же лошадиные силы. Более того, инсайдеры даже описывают решение «быков» как более продвинутое с точки зрения надежности. И никаких репутационных издержек: весь урон получил «Мерседес», а «Ред Булл» «на всякий случай» сделал аналог и поинтересовался!

Уже после вердикта ФИА в самый разгар праздников появилось еще больше признаков значительного усиления позиции «Ред Булл». Autosport выпустил эксклюзивное интервью с гоночным боссом «Форда», который подтвердил: вообще-то американский гигант участвует в проекте намного глубже, чем сперва предполагалось. Компания не только инвестирует, но также вышла за пределы первоначально очерченного блока «аккумулятор + гибридная составляющая мотора».

Оказалось, «Форд» помогает в том числе в разработке, производстве и сборке деталей ДВС.

«Изначально мы концентрировались на электрической составляющей: на батарее, двигателе, инверторе, программном обеспечении и калибровочной плате, – подтвердил директор гоночного «Форда» Марк Рашбрук. – Но мы не ожидали, что будем заниматься ДВС. Планы поменялись уже во время реализации программы, особенно после того, как изменились планы относительно развития серийных автомобилей. Мы продолжим выпускать их с ДВС, с полным гибридом и электромотором. Так что нам стало важно принять активное участие в работе над ДВС.

Пока мы работали над электрической частью, мы наблюдали за тем, как проходила работа над ДВС. Мы увидели возможность принять в этом участие, внести свой вклад. Это вовсе не означает, что [у RBPT] пошло что-то не так или не все получалось. Но когда вы сводите технические разумы воедино, и они работают над определенными вещами, они могут что-то подслушать или получить определенные вопросы. «И что же «Форд» сделал бы в такой ситуации?»

Многие его детали уже производятся в Дирборне (локации одного из заводов «Форда» в американском штате Мичиган). Они выпускаются и отправляются [на базу «Ред Булл»] каждый день.

Софт и калибровка, вот где мы вложили больше всего. А когда речь пошла о ДВС, мы многое почерпнули из устройства, реального выполнения компонентов, физических частей, подходов к трехмерной печати. Это и в самом деле запустило нас на более высокий уровень, чем мы были на первых порах».

То есть дела с мотором «Ред Булл» идут так хорошо, что «Форд» не боится признавать все более глубокую вовлеченность и брать ответственность за итог – и даже намекать: смотрите, в этом прогрессе есть огромный кусок наших заслуг.

Ведь теперь провал по «бензиновой» части уже не спишешь на младших партнеров с резолюцией «а мы этим не занимались, наш кусок работы выполнен как надо». И даже технологии видятся достаточно полезными для переноса в серию – кто бы мог подумать об этом в привязке к первому собственному опыту «Ред Булл» как производителя еще пару месяцев назад?

Так что в новой «Ф-1» стоит бояться не только команд с «Мерседесом». «Ред Булл», похоже, имеет все основания надеяться на старт во главе пелотона. А ведь еще до декабря его перспективы казались самыми туманными из топ-команд! Мощный рывок.

Подписывайтесь на телеграм-канал автора – там я объяснял, почему ФИА все правильно сделала, когда решила не банить новые спорные моторные технологии.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Beata Zawrzel