8 мин.

Этот сезон «Ф-1» – легендарный. Вот доказательства

Эпичная двойная дисквалификация «Макларена» на Гран-при Лас-Вегаса сделала и без того любопытную развязку чемпионата по-настоящему захватывающей, а стратегический просчет британцев в Катаре повысил градус интриги до зашкаливающего.

Прощание с эпохой нынешних болидов и моторов «Формулы-1» получается достойным. Этот год мы запомним как культовый – столько драмы, интриги и эмоций!

Многие события 2025-го – лишь первая часть нарративов, пролог грандиозных историй. Годы спустя мы вернемся к этому сезону, чтобы по-новому оценить сюжетные арки.

Тройная борьба за титул до последней гонки с непредсказуемыми поворотами

В последний раз битва за кубок до последнего этапа продолжалась в 2021-м, а с участием трех пилотов – в 2010-м.

На Гран-при Абу-Даби титул могут оформить лидер чемпионата Ландо Норрис, его напарник по «Макларену» Оскар Пиастри и гонщик «Ред Булл» Макс Ферстаппен.

Чемпионат, который весной казался внутрикомандной разборкой «Макларена», превратился в шоу одного пилота – Пиастри. Затем мощный рывок совершил его Норрис, а еще более впечатляющий – взявшийся из ниоткуда Ферстаппен. Не так давно четырехкратный чемпион публично заявлял, что выбыл из гонки!

Ключевое значение сыграл этап в Лас-Вегасе и дисквалификация Норриса и Пиастри из-за чрезмерного износа планки под днищем. Колоссальный провал, который запомнят надолго – как бы ни закончился сезон. В Катаре Ландо и «Макларен» не воспользовались первым матчболом и подарили зрителям гранд-финал.

Нидерландец уже вписал свое имя в историю, но пятый титул подряд (да еще такой!) вознесет пилота на неслыханную высоту. А для гонщиков «Макларена» сезон может определить карьеру. Укрепит ли новый чемпион свое наследие в ближайшие годы? Останется ли проигравший в коллективе из Уокинга в 2027 году?

Шокирующий хаос «Ред Булл»: Ферстаппен почти ушел в «Мерседес», увольнение бессменного босса, чудесный камбэк

За бодрой скоростью обновленного RB21 и трогательными постами Макса о преданности «Ред Булл» быстро забылся весь тот бардак, который творился в австрийской команде.

Трудно поверить, но все это случилось в нынешнем году: четырехкратный чемпион раздавал пораженческие интервью, выписал себя из числа претендентов на титул и был в шаге от перехода в «Мерседес», а Кристиан Хорнер, руководивший коллективом 20 лет, проиграл в борьбе за власть и ушел.

Ферстаппен и босс «Мерседеса» Тото Вольфф даже встречались на яхте – все действительно было серьезно. Настолько, что затем Максу пришлось официально объявлять о том, что он останется в «Ред Булл». Нестандартный шаг – у нидерландца и так был действующий контракт до конца 2028 года.

Историческая сделка с «Мерседесом» все же не случилась. Или пока что не случилась?

Больше, чем ужасное состояние «Ред Булл», удивило лишь его внезапное возрождение с приходом нового руководителя Лорана Мекьеса. Пусть план обновлений утвердили еще до него (сам босс называл свой вклад в успехи Макса «нулевым»), Мекьес как минимум наладил атмосферу в команде. Но история Лорана в «Ред Булл» только начинается.

Столкновения напарников в борьбе за чемпионство

Противостоянию Норрис-Пиастри пока далеко до Сенны-Проста или даже Хэмилтона-Росберга, но свою порцию безумия пилоты «Макларена» выдали. Да, с «правилами папайи», вежливостью и уважением друг к другу – полезными вещами для долгосрочной стабильности в команде, но не столь приятными для нейтрального зрителя с попкорном.

В Канаде Норрис не рассчитал атаку на Пиастри и закончил гонку в стене, в Сингапуре сработал гораздо лучше – с контактом, но по правилам объехал напарника. Оскар, в свою очередь, крайне оптимистично полез в атаку в Остине, из-за чего его вынесло в Ландо, и спринт для обоих гонщиков был уничтожен. Тот заезд, как и гонку в Лас-Вегасе, выиграл Ферстаппен.

Дело не только в контактах, конечно. Много раз по ходу сезона Норрис и Пиастри действовали на грани и выдавали образцовые битвы – как на Гран-при Австрии.

А ведь с момента ухода Росберга из «Ф-1» (уже девять лет назад!) такой борьбы партнеров за высочайшие позиции не было.

Плотнейший пелотон и восхитительные квалификации

У безнадежной «Альпин» – 22 очка в 2025 году, у «Заубера», который идет девятым, немыслимые 68 (и подиум!). Таких «худших» команд «Ф-1» еще не видела.

Болельщикам нужно запомнить это перед революционным сезоном-2026, который, безусловно, подарит новые истории, но вряд ли порадует такой плотностью.

В последний год действия нынешнего регламента чемпионат совершил фазовый переход – аутсайдеров просто не осталось. Есть четыре гранда и шесть середняков, причем последние время от времени покусывают лидеров. Это означает, что почти у всех есть реальные шансы на очки перед стартом чуть ли не любого уик-энда.

И если ситуация с обгонами в 2025-м ухудшилась, борьба в квалификациях вышла шедевральной. «Макларен», доминировавший в первой части сезона, отрывался лишь по воскресеньям за счет лучшей работы с шинами, а субботы были огненными практически с самого начала сезона.

Логично, что «Ф-1» побила рекорд по плотнейшему третьему сегменту в истории – десять пилотов уместились всего в 0,543 секунды в Венгрии. С поулом страдающей «Феррари», двумя «Астон Мартин», двумя «Рейсинг Буллз» и «Заубером» в числе лучших!

Целое поколение новых звезд «Ф-1»

Оливер Бермэн, Андреа Кими Антонелли, Габриэл Бортолето, Изак Аджар – этих новичков стоит запомнить, для них 2025 год стал началом большого и звездного пути.

Бермэна из «Хааса» уже окрестили наследником Льюиса Хэмилтона в «Феррари», Антонелли оказался под максимальным давлением в «Мерседесе», но освоился в топ-команде и трижды заехал в призы, Бортолето достойно смотрится в проблемном «Заубере» на фоне опытнейшего Нико Хюлькенберга, а Аджар стал открытием начала сезона, затащил «Рейсинг Буллз» на подиум и уже заработал расстрельную должность нового напарника Ферстаппена.

Все четверо ожидаемо ошибаются и попадают в аварии, но уже показали потенциал. Эти ребята будут определять «Ф-1» в ближайшее десятилетие.

Бонус: Хэмилтон в «Феррари», подиум Хюлькенберга!

Кто точно захочет забыть сезон-2025, так это Хэмилтон, для которого дебют в Скудерии сложился хуже некуда. И все же это история: рекордсмен «Ф-1» по титулам (наряду с Михаэлем Шумахером), победам, поул-позициям и подиумам присоединился к самой легендарной команде. Но и этот сюжет еще не окончен – Льюис переходил в «Феррари» ради новых болидов 2026 года.

Потрясающий Гран-при Великобритании стал кульминацией другого сценария: героическим прорывом главного неудачника «Ф-1» Нико Хюлькенберга с 19-й позиции к первому подиуму в карьере. Немецкий пилот мог оказаться в «Мерседесе», но в итоге почти всю карьеру боролся за места в середине пелотона и установил антирекорд по гонкам без призов. В конце 2019-го он и вовсе покинул чемпионат, женился и стал отцом, но ковид представил ему, резервному пилоту, возможность блеснуть в нескольких гонках и получить шанс на возвращение.

Нико завоевал подиум в тот момент, когда этого ждали меньше всего – в одной из худших команд и после провальной квалификации. И это – в 38 лет!

Если по сезону-2025 снимут фильм, Хюлькенберг определенно должен стать самым ярким из второстепенных персонажей.

Сезон-2026 будет другим – но тоже захватывающим

2025-й также показал там тизер новой эпохи.

11-я команда выбрала состав – «Кадиллак» возвращает на решетку ветеранов Серхио Переса и Валттери Боттаса.

«Заубер» трансформируется в заводскую «Ауди», и немецкий производитель уже продемонстрировал концепцию расцветки.

Хорнер, покинувший «Ред Булл», рвется обратно в «Ф-1»: ходили слухи то о покупке одного из коллективов, то о переходе одного из самых успешных руководителей в истории в «Альпин», то в «Астон Мартин».

Но команду из Сильверстоуна сенсационно возглавил главный конструктор в истории автоспорта – Эдриан Ньюи. Что получится у легенды на непривычном посту?

И, разумеется, циркулируют разговоры о том, что «Мерседес» повторит доминирование 2014 года благодаря мощнейшим силовым установкам. Однако на самом деле никто не знает, что приготовил «Ред Булл», впервые ставший мотористом, «Феррари» и новый альянс «Астон Мартин» с «Хондой».

Не переключайтесь.

Что еще почитать о сюжетах сезона-2025:

Фото: Gettyimages.ru/Hector Vivas, Clive Mason, Mark Thompson, Joe Portlock; Dppi/Keystone Press Agency/Global Look Press