11 мин.

«Макларен» давно боится Ферстаппена, но отказывается обновлять болид. На что они надеются?

Это не отчаяние.

Титульная интрига в «Формуле-1» стремительно накаляется: подсчеты после Гран-при США показали, что Ферстаппен за 4 Гран-при отыграл 64 из 104 очков отставания в чемпионской борьбе, выиграв 3 гонки, 3 поула и спринт.

Причина – прежде всего последовательные обновления болида к Гран-при Нидерландов и Италии. «Ред Булл» тщательно поработал над улучшением и стабилизацией техники, привозил на каждый этап хотя бы мелкий апгрейд и перешел к агрессивной проверке настроек и деталей в виртуальной аэротрубе перед установкой и настройкой на трассе.

Пусть активная программа доработки нынешнего болида и отбирает ресурсы у проекта-2026, изменения действительно принесли пользу. К машине вернулась управляемость, а Ферстаппен тут же превратился в очень опасного конкурента.

За 5 этапов до финала «Ред Булл» и не думает останавливаться – новые детали все еще в разработке!

«Сейчас в команде очень хорошее настроение. Ведь стало ясно, что победы уже не даются «Макларену» так легко, как раньше, – радовался советник компании Гельмут Марко. – Летом мы более или менее сдались. И это было ошибкой.

В чемпионате [среди оставшихся Гран-при] не осталось трасс, которые бы явно больше подходили «Макларену», чем «Ред Булл». Мне кажется, что сейчас возможности болидов сравнялись, а ключевую разницу делает гонщик – и это Ферстаппен.

У нас еще остались козыри в рукаве – кое-какие новинки, но я не знаю точно, на каком этапе они появятся».

«Макларен» же не планирует улучшений – хоть и давно опасается Ферстаппена.

«Ред Булл» удалось улучшить болид, – подтвердил шеф «Макларена» в «Ф-1» Андреа Стелла. – Соперники конкурентоспособны и готовы бороться за поулы и победы на трассах любого типа.

Опасность та же, что была на Гран-при Азербайджана. Тогда я очень четко сказал, заглавными буквами, что Макс в борьбе за титул. Для меня загадки в этом нет. И мы знаем, что Макс становится очень серьезным кандидатом на победы, если позволяет техника.

Это не меняет наш подход: необходимо извлекать максимум и продолжать выдавать хорошие уик-энды. В этом плане, например, в Баку мы не извлекли максимум, не провели идеальную гонку.

Безусловно, у нас есть огромная возможность. Судьба чемпионата в зачете гонщиков в наших руках, не в чьих-то еще. Такой настрой нам нужен, и с таким настроем мы будем работать.

Что касается обновлений, новинок, то в оставшейся части сезона их уже не будет».

Последний крупный апгрейд «оранжевые» внедрили еще в середине сезона, на Гран-при Австрии – дальше лишь точечные изменения под специфики трасс.

Почему же «Макларен» отказался от улучшений?

Причины просты: последние новинки помогли Норрису подстроиться под болид и выполнили цель по стабилизации машины. У «Макларена» оставался запас в скорости и широте окна настроек. Оранжевые уверенно шли к Кубку конструкторов (и уже забрали его).

В таких условиях – с учетом грядущего перераспределения ограничений на работу аэротрубы и симулятора для лидеров «Ф-1» – логично было полностью переключиться на проект 2026-го и вложиться в развитие техники для следующего сезона, пока остается больше ресурсов.

Тогда же закрыли и все программы развития нынешней машины. Новые детали же не появляются за неделю: сперва нужно их спроектировать, затем проверить на виртуальных инструментах (а механические компоненты вроде подвески – неплохо бы еще и на стенде), и только затем отправлять в производство. Да, за две-три недели можно скопировать или сделать новую деталь с нуля, но это почти всегда будет выстрел «наудачу» – более точный и гарантированный итог всегда требует длительной проверки.

«Макларен» весь сезон очень осторожно и медленно раскатывал любые новинки – по одному пакету на гонщика, с обязательным предварительным тестом. Если они вернутся к доработке MCL39 сейчас, то что-то новое удастся привезти только к ноябрьским этапам в Вегасе. Скорее всего, будет поздно, да и подстроиться под новые свойства машины будет труднее из-за бесконечных спринтов. Попытка внезапно улучшить и без того отличную машину может обернуться дисбалансом в поведении техники и лишними проблемами – это точно противоречит выбранному подходу.

Но, конечно, теоретически у «Макларена» должны оставаться наметки из закрытой программы, да и мелкие точечные апгрейды всегда возможны. Если бы чемпионы озаботились их раскаткой в сентябре, после побед Ферстаппена в Монце и Баку – как раз успели бы.

Но «Макларен», похоже, принял стратегическое решение продолжать с нынешней машиной. На волне успехов и прогресса «Ред Булл» (да и «Мерседеса» с «Феррари») выбор кажется очень рискованным – потому к шефам оранжевых и адресуются неудобные вопросы.

На что они надеются?

На самом деле «Макларен» мог сражаться за победу и в США – данные доказывают

Обсуждения преимущества обновленного «Ред Булл» над «Маклареном» обострилась после очередной победы Ферстаппена в США.

Во время уик-энда в Остине Макс выгреб оба поула, первое место в спринте и основной гонке, пока оранжевые машины квалифицировались за ним и сошли из-за крэша в коротком заезде. В гонке Норрис проиграл Максу на финише 10 секунд и, казалось, с трудом сражался с «Феррари» Леклера. Возможно, «Макларен» упустил преимущество в технике?

Вообще-то нет. Динамика разрыва Норриса от Ферстаппена после обгонов Леклера показывает: в чистом воздухе Ландо ехал в темпе Макса или быстрее.

Причем «Макларен» выдавал такие круги на перегретых шинах, уже пострадавших от схваток колесо в колесо. «Ред Булл» же ехал в чистом воздухе с самого начала, мог комфортно контролировать износ и не подвергался давлению и риску.

Выходит, у Норриса и в Америке хватало скорости для виртуальной борьбы за победу – если бы Леклер не вырвал вторую позицию на старте благодаря рискованной стратегии первого рывка на «софте».

Ландо пришлось тратить время и ресурсы на обгон «Феррари», а в нынешней «Ф-1» уровень машин очень сблизился – на треках со скоростными поворотами преследовать кого-то очень сложно, а преимущества в 0,1-0,2 секунды с круга недостаточно для быстрого обгона. На прямых же «Макларен» страдает с начала сезона – таковы свойства болида и осознанная жертва в выборе философии универсального болида.

Так что американский темп – и близко не предел оранжевого MCL39. Более того, в гонке его изначально не выкручивали на максимум – наката в предыдущих сессиях просто не хватило для выбора самых эффективных настроек. Дорожный просвет завысили слишком сильно, убрав часть важной прижимной силы и заодно увеличив лобовое сопротивление задней части – дополнительно срезав возможности к атакам на прямых и разгонах.

«Без спринтерской гонки мы оказались среди отстающих в смысле настроек, – пояснил Стелла. – Оглядываясь назад, уже можно увидеть, что мы бы могли выжать больше из машины.

Ландо провел одну из лучших гонок. Он очень хорош, когда дело доходит до высокого износа шин, когда нужно проезжать длинные отрезки при небольшом уровне сцепления и жаре. Ландо проявил терпение, оказавшись в ситуации, когда обгон был невозможен. Во время второго отрезка он сделал кое-что решающее: он решил немного отступить, остудить шины, а затем снова атаковать. Думаю, мы увидели способности Ландо в лучшем виде.

Но у Ландо был темп для победы в гонке. Очевидно, ему бы потребовалось выиграть позицию на треке, а с Максом никогда не бывает просто. Но с точки зрения скорости нашего темпа хватило бы для борьбы за победу».

Более того, если бы Норрису удалось собрать все персонально лучшие сектора в один квалификационный круг, он бы взял поул. И если бы он стартовал с первого места и не проиграл срыв с места, то, скорее всего, выиграл бы гонку с таким темпом.

Это и есть главная причина отказа от обновлений: «Макларен» до сих пор не считает, что их машина уступает.

Впереди треки, которые «Макларен» считает подходящими

На самом деле одной из причин отказа от мелких обновлений может быть их сомнительная эффективность.

Еще недавно все восхищались универсальностью болида «Макларена» – казалось, у него нет слабых мест, кроме прямых и разгонов. Однако именно эти проблемы мелкими изменениями не исправишь, а докручивание других аспектов может не принести должного эффекта при требуемых вложениях. Вклад таких новинок может просто не окупить затраты – они не дадут желаемой разницы и не помогут с рывком, зато сожрут ресурсы.

Вопрос не только в деталях и возможностях болида, но и в использовании его сильных сторон.

«Осталось еще пять гонок и два спринта – это значит, что мы еще можем увеличить отрыв от Макса, – напомнил Стелла. – Дальше будут хорошие трассы, которые подходят нашей машине.

В некоторых прошлых гонках мы могли бы извлечь больше темпа из болида. Наши пилоты могли бы выступить лучше – что они и сами в какой-то степени признают.

Поэтому мы рассматриваем следующие пять гонок как возможность нарастить отрыв от Макса. Момент, когда придется сделать ставку на конкретного пилота, определится только математическими шансами.

Я все еще думаю, что на трех этапах [Бразилия, Катар и Абу-Даби] мы должны использовать сильные стороны машины, которые проявляются в среднескоростных поворотах».

Посыл ясен: дело не в технике, а в пилотах и выполнении уик-энда.

«Ред Булл» так взлетел не только из-за обновлений, но еще и благодаря идеальной форме Ферстаппена и мощнейшей работе стратегического штаба. Норрис же постоянно то на взлете, то на спаде, а Пиастри в последние уик-энды словно поймал волну неудач и перешел в совсем «нерисковый» режим. Он сработал бы в начале и середине сезона, но сейчас соперники подтянулись – стабильного среднего темпа уже не хватает.

«Макларен» же и сам на мостике в этом году работает слишком осторожно и консервативно. Пока соперники тонули в проблемах, особой креативности и не требовалось – даже ошибки или неуверенные решения не вредили результату. Сейчас ситуация поменялась – и мобилизация требуется скорее трековой команде, а не техническому штабу.

Очковый задел еще достаточно приличный, «Ред Булл» требуется идеальный финал, а у «Макларена» два пилота

Общий нарратив описывает положение в общем зачете так, словно Ферстаппен уже совсем рядом. Букмекеры тоже котируют Макса практически наравне с «Макларенами» – 2,8 против 2,7 у пары Норриса и Пиастри.

Да, Ландо и Оскара оценивают одинаково – хотя между ними вообще-то очковый разрыв больше, чем дистанция победы. А преимущество лидера над первым пилотом «Ред Булл» все еще приличное!

40 баллов – это много. Ферстаппену потребуется идеальное выполнение всех оставшихся уик-эндов.

А у «Макларена» в любом случае остается козырь: двое против одного. Цунода никак не помогает Максу стратегическим присутствием в топ-5 и не может напугать соперников внезапным пит-стопом, например.

«Макларену» только требуется понять, как разыгрывать карту двух лидеров на каждом Гран-при. Сейчас ситуация часто решается постфактум и только все запутывает.

«Бывают гонки, когда «Макларен» не может насладиться преимуществом – и это сказывается на Ландо и Оскаре, – согласен Стелла. – Так что они не всегда будут собирать максимально возможное количество очков. Порой чуть больше будет у Ландо, порой – у Оскара. Так что они будут отбирать очки друг у друга.

Но мы позволим им бороться – потому что оба заслуживают идти к своей цели. Поэтому да, Ферстаппен и «Ред Булл» все еще борются за победу в личном зачете».

Однако козырь все равно остается, и «Макларен» обычно осознавал всю серьезность ситуации. Ведь все предыдущие неразберихи с командной тактикой происходили именно в моменты, когда мостик пытался застраховать одного из пилотов от подрезки со стороны соперника и звал того в боксы вне обычной очередности.

При противостоянии «двое на одного» это тоже может сработать – на разделение тактик, например. «Ред Булл» придется отвечать на решение одной оранжевой машины или следить за другой – а дальше все будет зависеть от темпа и Норриса, и Пиастри, и Ферстаппена. Например, как на Гран-при Венгрии, когда Ландо держался с одним пит-стопом, а Оскар пошел на два – почему бы не использовать такую стратегию против Ферстаппена, а не против Леклера или друг против друга?

Здесь у «Макларена» тоже остается пространство для мобилизации, для которого есть серьезный запас.

Ведь дело не только в новинках – смотрите пример «Феррари», которая дорабатывала днище и подвеску весь сезон. Это не отчаяние, а здравый смысл. 

Подписывайтесь на телеграм автора – там я объясняю, почему «Макларен» хотя бы чисто из маркетинговых соображений не сменит отношение к внутрикомандной борьбе.

Фото: Gettyimages/David Ramos, Alex Bierens de Haan, Mark Thompson, Clive Mason, Clive Rose / Staff; Joao Filipe/Keystone Press Agency/Global Look Press