6 мин.

Скандал в «Макларене»: приказали Пиастри пропустить Норриса. Даже Ферстаппен хихикал по радио

Что это было?

Гран-при Италии кончился тем, что Ландо Норриса, занявшего второе место, освистали на награждении. Потому что он стал вторым, когда команда приказала партнеру, Оскару Пиастри, пропустить его вперед. И хоть сам Оскар считает размен справедливым, выглядело странно.

Гонка в Монце изначально ожидалась тяжелой для «Макларена».

Болид MCL39 отличается отличным уровнем прижимной силы – и теряет стабильность, если его разгрузить. Это очень неудачная ситуация для итальянской трассы, где основная составляющая – прямые. Есть, конечно, жесткие торможения, где как раз нужна прижимная сила, но без хорошей максимальной скорости победить трудно.

Так что «Макларену» – с практически самым медленным болидом в плане максималки – только и оставалось, что уповать на шины и темп в небольшом количестве медленных поворотов. 

В квалификации этого хватило, чтобы оказаться на 2-м и 3-м месте – прямо позади обладателя поула Макса Ферстаппена.

А вот в гонке все пошло наперекосяк.

«Макларен» уступил Ферстаппену уже в самом начале

Старт Гран-при прошел сумбурно. Макс изо всех сил пытался защитить позицию, ведь Норрис удачнее стартовал – однако неуступчивые пилот «Ред Булл» отказался давать позицию и даже срезал в первых поворотах.

Команда тут же попросила Ферстаппена пропустить Ландо вперед, чтобы избежать штрафа. №1 так и сделал – судьи оценили и не стали расследовать инцидент.

На итог это, впрочем, никак не повлияло: в Монце «Ред Булл» сделал ставку на максимальную скорость и по полной разгрузил болид – так что Ферстаппен воспользовался преимуществом и довольно быстро вернулся в лидеры.

«Макларен» ничего не смог противопоставить: практически всю гонку Норрис и Пиастри проторчали в нескольких секундах позади нидерландца.

Единственной надеждой на победу оставалась шинная стратегия, которая привела к очень странным решениям.

В «Макларене» ошиблись и задействовали командную тактику. Над ней посмеялся даже Ферстаппен

Ландо хотел «пересидеть» Макса и как можно позже заехать на пит-стоп – ведь в случае появления машины безопасности это позволило бы британцу выйти вперед. Причем ставка делали на более быстрый «софт». Как-никак Ферстаппен перешел на медленный «хард», с которым у «Ред Булл» в последних гонках возникали трудности – чем тоже можно было воспользоваться. Пиастри тоже оставался на трассе.

Однако темп Макса никуда не пропал – после пит-стопа он стабильно нагонял пилотов «Макларена».

Время шло, гонка подходила к концу. «Макларен» сообщил Ландо, что Пиастри первым отправится на пит-стоп, чтобы защититься от шедшего позади Леклера. В ответ Норрис напомнил, что у впереди идущей машины приоритет по стратегии – после чего команда заверила, что никакого андерката со стороны Оскара не планируется. 

Вроде договорились. Сразу через круг после Пиастри на пит-лейн заехал Ландо. И тут случилось это.

Левое переднее колесо встало далеко не сразу, из-за этого Норрис потерял примерно 4 секунды. Пиастри оказался впереди.

В дело включилось «правило папайи» – идея «Макларена» о полностью честной и равной борьбе напарников. В команде решили, что Оскар оказался впереди из-за ошибки механиков, что почему-то идет вразрез с принципами «папайи».

«Макларен»: Оскар, это как в Венгрии в прошлом году. Мы заехали на пит-стоп в таком порядке по определенным причинам. Пожалуйста, пропусти Ландо, и после можете бороться.

Пиастри: Ну как бы… Мы же сказали, что медленный пит-стоп – это часть гонок. Не очень понимаю, что изменилось.

В итоге Оскар действительно вернул позицию – но отыграться уже не удалось.

Ситуация оказалась настолько абсурдной, что повеселила и самого Ферстаппена. Гоночный инженер решил рассказать Максу обо всем – и вот реакция №1:

«Ред Булл»: Норрис и Пиастри поменялись позициями, Макс.

Ферстаппен: Ха, просто потому, что у него [у Ландо] был медленный пит-стоп?

«Ред Булл»: Это не наше дело, но я полагаю, они придерживаются честной борьбы за титул между пилотами. Сфокусируйся на трассе, пожалуйста.

Норрис финишировал вторым, Пиастри – третьим. В комнате для призеров они особо не спорили, просто спокойно делились мнением о разных моментах гонки.

«Небольшой «инчидент» в конце, но все нормально», – прокомментировал ситуацию Пиастри после финиша.

Для «Макларена» такое – не первый раз!

И речь даже не о нелепом Гран-при Венгрии прошлого года. История «Макларена» знает и более ранний инцидент.

На Гран-при Австралии 1998 года Мика Хаккинен внезапно заехал на пит-стоп – хотя его там никто не ждал. Были разные версии: говорили, что у финна возникли проблемы с радио, а еще списывали все на его проблемы со слухом (последствия аварии в Аделаиде в 1995-м). 

В любом случае из-за инцидента Хаккинен потерял лидерство – и вперед вырвался его напарник Дэвид Култхард. Британец шел к победе, но в «Макларене» сыграли в «честность»: примерно за три круга до финиша по приказу команды Дэвид пропустил финна вперед.

Потом уже руководитель «Макларена» Рон Деннис объяснил, что стремился избежать внутренней борьбы и попросил Мику и Дэвида договориться. Те и сошлись на том, что кто выиграет первый поворот, тот и забирает победу в гонке – победителем оказался Хаккинен. Честно? В команде дают положительный ответ.

Интересно, какое оправдание придумают в «Макларене» теперь?

Что еще почитать про Гран-при Италии:

Фото: Gettyimages/Clive Rose