Японская «Супер-Формула»: самые загадочные и местечковые гонки открытых колес
От редакции: Привет! Вы в блоге «Непопулярная формула». Здесь автор рассказывает о пилотах и делах «Формулы-1», но сегодня текст отправит нас на трассы загадочной Японии. Как и кто гоняет в «Супер-Формуле», почему она не столь популярна? Если вам интересно узнать – поддержите лайком и подпиской!
Об автоспорте на другой половине Земли

Япония издревле была страной закрытой и изолированной от остального мира. Лишь век назад жители восточных островов начали плотно прикасаться к западной культуре, уйдя от изоляционизма. Культурные особенности Азии не могли не отразиться на гоночной составляющей.
Пока во всем мире следят за этапами «Формулы-1», много лет японцы проводят свой формульный праздник под названием «Супер-Формула». Она же «Формула-3000», а кому-то известная под названием «Формула-Ниппон».

На фоне возвращение в «Ф-1» мотористов из «Тойота» (пусть, пока, лишь в роли технического партнера) и подогревания интереса «Ред Булл» к чемпиону «Индикар» – Алексу Палоу, прошедшему японскую школу (стал третьим в своем единственном сезоне в «С-Ф» в 2019 году) есть повод окунуться в азиатский колорит. Понять почему одна из самых быстрый серий не нужна за пределами страны восходящего солнца? Что отличает «Супер-Формулу» от других открытых колес? Смогла ли Япония стать трамплином в более именитые чемпионаты?
Ездят на «Йокогаме», моноболиды как в «Ф-2», этапы только на своих островах
Как и почти во всех формульных чемпионатах, в «С-Ф» есть единое шасси, то есть различия между болидами минимальны. Создание и поставкой монокока занимается итальянская фирма – «Даллара». Именитые итальянские конструкторы так же работают для «Формулы-2» и «Индикара».

Самым ощутимым отличием в начинках болидов является двигатель. Из года в год «Хонда» и «Тойота» соперничаю за звания лучшего поставщика моторов в местном чемпионате.

Также отечественной является резина «Йокогама» с 2016 года ставшая единой для всех команд. Для европейских пилотов работающих в младших формулах с «Пирелли» бывает сложно привыкнуть к новой покрышке. При первом знакомстве с болидом именно это удивило Лиама Лоусона: «Шины («Йокoгама»), очевидно, сильно отличаются от «Пирелли» на которых я езжу последние четыре-пять лет. Я впервые за долгое время езжу на других шинах. Мне потребовалось время, чтобы привыкнуть, но шины приятные благодаря своей надежности и прогреву».

К слову, грелок для резины самураи тоже не используют. Еще проблемой для новичков становится незнание местных трасс, «Супер-Формула» не гастролирует за пределы страны. По мнению Аюмы Ивасы (японский пилот программы поддержки «Ред Булла»), это не способствуют развитию пилота для перехода в королеву автоспорта.
«Лично я очень хотел остаться в Европе (на момент слов провел два сезона в «Ф-2»), потому что это место ближе всего к «Формуле-1», и именно там можно получить наиболее релевантный опыт. В «Супер-Формуле» много трасс, которые не используются в «Формуле-1», поэтому я подумал, что это негативно с точки зрения следующего шага к «Формуле-1».

Малое количество этапов (в этом году планируются небывалые 12 – самое большое количество этапов в истории), повторение треков и спаренные гонки-двойники (по гонке в субботу и воскресенье) не делают хорошей прессе главному первенству страны восходящего солнца. Организаторы чемпионата пытаются выправить эту ситуацию: Гран-при в Корее запланирован на 2026 год.
Поражает легкостью и скоростью, но тяжела для иностранцев

Основная известность этой гоночной серии идет от ее статуса. Шасси от «Даллары» позволяет считаться «С-Ф» самой быстрой серией в мире после «Ф-1». Гонщики отмечают насколько сильно это похоже на опыт пилотирования болида «Формулы-1». Олли Бермэн считает что тамошняя техника ощущается как «Ф-1», только без DRS.
«Она намного легче, чем «Формула-2», но шасси такое же. Размеры очень похожи, но машина гораздо легче. Поэтому в медленных поворотах она определенно ощущается гораздо более маневренной. «Супер-Формула» немного медленнее на прямых, потому что в «Супер-Формуле» нет DRS (вместо нее есть система «пуш-ту-пас»), но в поворотах прижимная сила впечатляет – сегодня я бы мог потанцевать с этой машиной.
По сравнению с «Формулой-1», конечно, она немного медленнее. Но больше всего меня в «Супер-Формуле» впечатлило то, как она проходит повороты. Она очень маневренная. Смена направления движения происходит очень быстро. Она намного легче болида «Ф-1». Конечно, в целом нам немного не хватает прижимной силы, но стиль вождения очень похож на «Формулу-1».
Лишь единицы не местных пилотов показывают на этих болидах хорошие результаты. Короткие тесты, маленькое количество гонок для вката. Рассказы о трудности адаптации к выступлениям в «Супер-Формуле» стали обыденностью. Некоторые не выдерживают уходя посреди сезона! На фоне своих пилотов знающих всю специфику даже такие мастодонты, как Артем Маркелов (вице-чемпион «Ф-2»), просто не находили объяснения своей гоночной форме.
Соревнование чисто для своих, билет в светлое будущие для нищих драйверов

Иностранцы – это скорее диковинка внутри мира страны восходящего солнца. Их единицы. Откровенно говоря, это соревнования само в себе. Молодые пилоты пробиваются через местные серии : японскую «Ф-4», «Супер-Формулу Лайт». Из которых самых талантливых выдирает «Хонда» или «Тойота». Под чьи патронажем они могут гоняться годами. Многие пилоты гоняющие в «С-Ф» совмещают свою программу с «Супер ГТ» (кузовная серия), ввиду большого количество свободного времени между этапами.
Одни и те же персонажи оббиваются с друг другом много лет. По выслуге лет, право быть там получили значимы фигуры локального автоспорта, бывшие пилоты «Ф-1» – Камуи Кобаяши с Кадзуки Накаджиму. А Накаджима, на секундочку, даже является чемпионом серии.

Растущие бюджеты на выступления в младших классах все чаще заставляют гонщиков устремлять взор на восток. Вместо многомиллионных трат на выступления в «Ф-2», «Ред Булл» ссылал в Японию свои академиков. По линии «Хонды» те получали место в заводском коллективе «Муген».
На слуху есть имена Гасли и Лоусона (оба стали вице-чемпионами), практически добившихся чемпионств в таком недружелюбном чемпионате. Они, одни из немногих, смогли построить себе большие карьеры. Это скорее исключения из правил.

Пока более удачливый Алекс Палоу строил себе дорогу в «Индикар» успешным бронзовым сезоном в 2019 году, яркий Тиктум банально не мог поговорить с собственными инженерами, из-за того что те плохо знали английский язык. Откровенно говоря, мало у кого реально получилось. Тиктум, Пуршер, Випс, Алези, Маркелов… Это еще не упомянуты пилоты, которые пробовали добиться успеха через выступления в региональных младших формулах Японии.

Почему же она непопулярна ?

Возможно у вас даже возник интерес глянуть сие зрелище собственными глазами. Узнать, а что там у них? Вроде гоняются, вроде быстрые. Японская «Супер-Формула» слишком зацикленная внутри себя. Только свои пилоты, только свои трассы. Культурные особенности не дают стороннему зрителю втянуться в тамошние реалии. Прямые эфиры ранним утром, в 7 утра по московскому времени, так еще и надо искать трансляцию (раньше можно было посмотреть на ютуб-канале The Race). А видео на официальном канале практически всегда на японском.
Возможно через пару лет это измениться, появятся гонки за пределами Японского архипелага, будет больше иностранных пилотов. Может даже российский появится.

Скорее всего, «Супер-Формула» так и останется экзотикой для избалованного зрителя. Где-то в лентах новостей. Восток так просто не понять. Восток – дело тонкое…
Фото: Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press/Global Look Press; motorsport.com Masahide Kamio; PA Images; JRP; Macau Grand Prix.