12 мин.

Лидер «Мерседеса» провоцировал Ферстаппена на дисквал? «Ред Булл» подал протест – но проиграл

Гран-при Канады можно описать как безнадежную скуку – за исключением невероятного финала гонки!

На последних кругах оба «Макларена» устроили эпичную схватку за четвертое место – и в результате Ландо Норрис не рассчитал маневр на финальной прямой круга. Британец столкнулся с болидом Оскара Пиастри, сломал переднее антикрыло, вжался в стену и сошел.

Австралиец же не пострадал и вместе с остальными закончил гонку за машиной безопасности – которая создала условия для второго громкого инцидента.

Что вообще произошло: Расселл устроил Ферстаппену брейк-тест?

Через круг после аварии лидер заезда Джордж Расселл поставил Макса Ферстаппена в неприятное положение: резко ударил по тормозам – из-за чего пилот «Ред Булл» оказался впереди. Обгоны за машиной безопасности запрещены, а Ферстаппен сейчас всего в одном шаге от дисквалификации (еще один штрафной балл в лицензию – и будет бан на гонку).

Онборды с болидов Джорджа и Макса.

Пилоты обменялись жалобами в адрес друг друга по радио.

«Ферстаппен только что обогнал меня за машиной безопасности», – сказал пилот «Мерседеса».

«Джордж сейчас внезапно ударил по тормозам», – заявил лидер «Ред Булл».

С онборда №63 видно, как он поглядывал в зеркала заднего вида, прежде чем затормозить. Выжидал момент, чтобы подставить Макса?

На телеметрии заметно, как Расселл резко сбросил скорость и как Ферстаппену пришлось срочно тормозить.

Ферстаппен также подметил, что временами №63 сильно отставал от сэйфти-кара – хотя расстояние между пилотами и машиной безопасности не должно превышать расстояния длиной в 10 болидов. Пилот «Ред Булл» несколько раз заметил нарушения со стороны Расселла, о чем незамедлительно сообщил команде по радио.

«Хорошо, мы проверим. И да, Макс, тот инцидент с Расселлом только что показали. Тут все очевидно. Только не поддавайся на уловку, хорошо?» – ответил гоночный инженер Джанпьеро Ламбьязе.

После гонки четырехкратный на удивление очень спокойно и сдержанно прокомментировал инцидент:

«Думаю, мы с Джорджем оба как бы пытались сказать пилоту машины безопасности, что ему стоит немного прибавить в скорости. Потому что он в тот момент ехал со скоростью лишь в 120 км/ч. Но, может быть, он просто давал остальному пелотону время догнать лидеров и собраться вместе. Я полагаю, Джордж тоже пытался подгонять машину безопасности. Я делал то же самое, и в процессе этого Джордж в какой-то момент резко замедлился, что привело к недопониманию».

За кулисами, правда, мирного решения не нашли.

«Ред Булл» подал протест против Расселла, но судьи встали на сторону Джорджа

После финиша «Ред Булл» подал сразу два протеста против победителя Гран-при.

«Первый протест касается неосторожного и хаотичного пилотажа Расселла позади машины безопасности – когда Джордж резко затормозил, очевидно, высматривая Макса в зеркалах заднего вида.

Второй протест касается расстояния, оставленного позади машины безопасности – которое, очевидно, было слишком большим, и превышало допустимую дистанцию минимум в три раза.

Очевидно, что мы имеем право подать подобные протесты, и теперь решение остается за стюардами. Посмотрим, что они скажут», – сказал руководитель «быков» Кристиан Хорнер.

По инсайду журналиста Адама Купера, второй протест «Ред Булл» отозвал. Оказалось, что Расселл действовал в соответствии с другим правилом – он соблюдал необходимую дельту скорости в рамках режима желтого флага.

Из-за аварии Норриса зону около финишной прямой закрыли под желтыми флагами – а болиды с сэйфти-каром отправили на проезд по пит-лейн. При возвращении на трассу пилоты попадали в зону действия тех самых желтых флагов, из-за чего резко сбрасывали скорость.

И случай Расселла не единичный. К примеру, то же самое было у пилота «Хааса» Эстебана Окона, который ненамеренно устроил брейк-тест Карлосу Сайнсу из «Уильямса».

Окон просто пытался вписаться в дельту – так что и он остался без наказания.

А вот первый протест все-таки остался – и его «Ред Булл» и «Мерседес» разбирали вместе с гоночным директором Руем Маркешем. Обе команды (пилоты тоже присутствовали на слушании) изложили свои версии:

• Позиция «Ред Булл»

Расселл затормозил на прямой между 12-м и 13-м поворотом без должной причины – а его жалобы по радио на Макса указывают на «неспортивные намерения». На телеметрии все прекрасно видно. Необходимости поддерживать температуру шин и тормозов не было – все уже понимали, что гонка закончится за машиной безопасности.

Более того, вероятно, Расселл специально смотрел в зеркала, чтобы подобрать момент для торможения и спровоцировать штраф для Ферстаппена. Жалобы Джорджа по радио – тоже попытка начать расследование против Макса.

• Позиция «Мерседеса»

Расселл признал, что периодически тормозил – однако это обычная практика для режима сэйфти-кара, чтобы поддерживать температуру шин и тормозов. Джордж придерживался ее, так как не знал, что гонка точно закончится за сэйфти-каром. Также пилот отметил, что жестами призывал машину безопасности ускориться (согласно протоколу, Расселл показывал это комиссии на онбордах).

Что касается момента с Максом, то Джордж затормозил по двум причинам: для сохранения дистанции до машины безопасности и для поддержания температуры шин и тормозов. В зеркала же он поглядывал, чтобы Макс не оказался позади – Расселл затормозил только тогда, когда Ферстаппен отъехал в сторону. При этом Джордж обратил внимание на телеметрию: давление на тормоз составило 30 psi (фунтов на квадратный дюйм) – что, по его словам, незначительно.

Расселл подчеркнул, что не обязан следить за действиями болида позади, а в случае с жалобой по радио у него не было никаких намерений спровоцировать расследование.

К аргументам №63 «Мерседес» добавил еще парочку.

Во-первых, Джордж ни к чему не призывал, а только излагал факты о происходившем. «Серебряные» даже не подали жалобу на обгон Ферстаппена в режиме сэйфти-кара, потому что Макс тут же вернул позицию.

Во-вторых, «Мерседес» предоставил телеметрию других кругов, проходивших за машиной безопасности. И там видно, что Макс так же тормозил на той же прямой.

Если самим посмотреть на телеметрию Ферстаппена, то можно согласиться с утверждениями «Мерседеса». Вот, например, как №1 сбрасывал скорость на прямой между 12-м и 13-м поворотом через круг после инцидента.

А это уже финальный 70-й круг – Ферстаппен вновь сбрасывает скорость.

• Позиция ФИА

Комиссия пояснила, что вообще-то инцидент заметили еще во время заезда – и уже тогда посчитали, что не было никакого повода передавать его судьям. Периодическое торможение позади сэйфти-кара – это обычная практика. По этой причине допускается определенная гибкость в вопросах расстояния между пилотами и машиной безопасности.

ФИА понравились аргументы Джорджа, никакого неспортивного поведения не обнаружили – протест «Ред Булл» отклонили.

У «Ред Булл» был повод усомниться в намерениях Расселла: это не первый инцидент между ним и Максом

К Канаде Ферстаппен подошел в шатком состоянии. На предыдущем Гран-при Испании Максу безумно не понравились действия Расселла на последних кругах – после рестарта Джордж совершил не самый изящный маневр в первом повороте, из-за чего нидерландец туда просто не вписался (вторая половина видео).

Судьи решили, что №1 получил преимущество за счет срезки поворота. Для подстраховки в «Ред Булл» попросили Макса вернуть позицию. Ферстаппен не выдержал. Ужасный выбор шин (самый жесткий комплект с нулевым сцеплением), атака Расселла и теперь еще возврат позиции – нервы сдали, и четырехкратный устроил перфоманс с небольшим тараном «Мерседеса».

За это Максу дали 10-секундный штраф и три штрафных очка в лицензию – после чего он и оказался в одном балле от дисквалификации (набрал 11 из 12 возможных). Первые очки «сгорят» только после следующей гонки в Австрии, так что пока Ферстаппен вынужден пилотировать максимально аккуратно – и, конечно, его соперники это тоже прекрасно понимают.

В Канаде Макс стартовал позади взявшего поул Джорджа. Когда пилота «Мерседеса» попросили это прокомментировать, он ответил такой вроде как шуткой:

«Мы друзья. Все хорошо. У меня чуть больше запас по штрафным баллам. Посмотрим».

«Ред Булл» отнесся к этим словам серьезно.

«Во время вчерашней [субботней, после квалификации] пресс-конференции вы могли слышать комментарии Джорджа. Его цель была вполне очевидна. Не думаю, что тут были какие-то сюрпризы. Нечестная игра была неизбежна», – заявил Кристиан Хорнер.

За последние пять гонок «Ред Булл» трижды протестовал против Джорджа: к инцидентам в Канаде добавляется этап в Майами. Тогда «быки» пытались отнять у №63 подиум: в протесте говорилось, что Расселл не замедлился под желтыми флагами – однако судьи констатировали обратное и отклонили жалобу.

Первый же конфликт произошел и вовсе на прошлогоднем этапе в Катаре – предпоследнем в сезоне. На прогревочном круге в квалификации Расселл наткнулся на Ферстаппена и посчитал его присутствие на гоночной траектории опасным.

Дело передали судьям, которые признали инцидент весьма сложным для рассмотрения. Но Макса все равно сочли виновным: он ехал медленнее положенного. В решении также посчитали необычным, что оба пилота были на прогревочном круге – а потому вместо привычных трех позиций Ферстаппен потерял всего одну и получил штрафной балл.

И все это в рамках борьбы за поул: благодаря штрафу первое место ушло Расселлу. Макс же назвал наказание «полной бессмыслицей», а после выступил с обличительной речью в адрес британца: заявил, что Джордж его подставил и в интервью же предложил №63 «пойти #####».

«Я вообще не жалею [о сказанном], потому что говорил все это всерьез. Если бы пришлось сделать это снова, я бы сказал даже больше, зная исход гонки [Макс победил в Катаре]. До сих пор не могу поверить, что кто-то может так себя вести в комнате стюардов», – говорил тогда Ферстаппен.

Джордж не оставил без ответа:

«На мой взгляд, все это довольно иронично, так как в субботу вечером он сказал, что намеренно врежется в меня и «приложит меня ###### башкой об стену». Так что я нахожу довольно ироничным, когда кто-то сомневается в порядочности другого человека, а сам говорит такое. И я не буду просто принимать подобное».

Такая горячая предыстория вполне неплохо подогревает версию о провокации от Расселла в Канаде: почему бы не отомстить Максу, раз между ними столько всего произошло?

Хотя формально к Джорджу придраться не получится (он очень красиво аргументировал свои действия), на деле в голову пилота заглянуть не выйдет. Так что вполне можно допустить (именно допустить, а не заявить!), что Джордж действительно пытался спровоцировать бан Ферстаппена.

Что еще почитать о Гран-при Канады:

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Alex Pantling; Hoch Zwei/Keystone Press Agency/Global Look Press