9 мин.

Визитка «Ф-1» в Канаде – «Стена чемпионов». А насколько она опасна сейчас?

В этом году Монреаль принимает 60-й Гран-при Канады, но конкретно трасса имени Жиля Вильнева увидит болиды «Ф-1» в 44-й раз.

Чем она знаменита? Уникальным для календаря расположением – на искусственном острове, сложными шиканами, большой прямой с зоной активацией ДРС, местными сурками, переменчивой погодой и известным поворотом – «Стена чемпионов».

Что это за поворот и почему его так назвали? Разбираемся.

Откуда такое громкое название – «Стена чемпионов»?

До 1999 года такого наименования не существовало. В истории даже не сохранилось, кто конкретно придумал это название, но известно, из-за какого события оно появилось.

На Гран-при Канады 1999 года во время гонки сразу четыре чемпиона (три – «Ф-1» и один – «Формулы-3000) − разбили болиды об стену после шиканы в 13-м и 14-м поворотах.

Парад вылетов открыл бразилец Рикардо Зонта − чемпион «Формулы-3000», который улетел в отбойник уже на втором круге. Он потерял заднюю часть болида и довольно сильно приложился к барьеру правым задним колесом.

На 14-м круге за ним повторил чемпион «Ф-1» 1996 года Дэймон Хилл. Причем ошибка похожая − высокая скорость, занос и вылет.

Третьим стал тогда еще двукратный чемпион «Ф-1» Михаэль Шумахер. Ему явно было обиднее всех, потому что на момент столкновения немец лидировал.

Последним прощупал грани шиканы Жак Вильнев. В отличие от соперников, он впечатался в стену передним антикрылом, как будто забыв повернуть.

Все четверо в интервью назвали одну и ту же причину произошедшего − ошибка пилота.

А официально поворот называется совершенно иначе

Если вы откроете характеристики монреальской трассы, то никакой «Стены чемпионов» в названии не увидите. Связка 13-го и 14-го поворотов, где находится знаменитый отбойник, на французском языке звучит так − Mur du Québec («Стена Квебека»).

Название происходит не столько в честь города, сколько из-за надписи, которая долгое время находилась там – Bienvenue au Quebec («Добро пожаловать в Квебек»). Ни ФИА, ни дирекция трассы официально не признает название «Стена чемпионов». Оно существует только в среде болельщиков и журналистов.

Прямую, ведущую к «Стене чемпионов», меняли несколько раз

Впервые трассу в Монреале в качестве трека Гран-при Канады опробовали только в 1978 году.

Вплоть до 1986 года использовали первоначальную конфигурацию, но когда в 1987-м случился конфликт между спонсорами, а гонку не проводили, дирекция внесла некоторые изменения. Например, построили новые гаражи на пит-лейн, сгладили некоторые повороты. Однако в тот раз шикану перед стартовой прямой не трогали.

Как можно увидеть на схеме, в таком формате трасса просуществовала до 1993 года.

В мае 1994-го на Гран-при Сан-Марино в Имоле погиб легендарный Айртон Сенна. Его смерть в очередной раз подняла вопросы о безопасности гонок. 

В тот год Гран-при Канады проходил в июне и у руководства трассы было время, чтобы что-то поменять. Перед поворотами, связанными с «Казино», добавили временную шикану, которая использовала асфальт выхода со старого пит-лейна. Это решение внедрили для того, чтобы болиды замедлялись перед связкой 13-го и 14-го поворота (они стали 19-м и 20-м).

Как можно заметить на конфигурации трассы, прямая перестала ей быть, так как в ней добавили повороты, что естественным образом снизило максимальную скорость машин в ее конце.

Кто из чемпионов «Ф-1» разбивался в последнем повороте после 1999 года?

В 2005-м будущий чемпион «Формулы-1» Дженсон Баттон практически повторил судьбу Михаэля Шумахера, причем сделал это на глазах как самого немца, так и Жака Вильнева. Британец выиграл квалификацию, но в начале гонки потерял позицию уже в первом повороте. 

На 46-м круге Баттон шел третьим и находился под постоянными давлением Шумахера. Дженсон вошел в шикану на слишком большой скорости и коснулся «Стены чемпионов». Этого хватило, чтобы сломать подвеску и сойти.

Во время свободных практик Гран-при Канады 2011 года Себастьян Феттель своим болидом «Ред Булл» проверил отбойник на прочность: дважды заблокировал колеса и разнес переднюю подвеску вместе с антикрылом.

Кого еще гостеприимно принимала «Стена чемпионов»? Наберется несколько гонщиков, но хуже всех пришлось Магнуссену

Рубенс Баррикелло, Ник Хайдфельд, Хуан-Пабло Монтойя, Камуи Кобаяси, Пастор Мальдонадо, Карлос Сайнс – вот, возможно, неполный список тех гонщиков, кто касался болидом знаменитой «Стены». 

Самая серьезная случилась с пилотом «Хааса» Кевином Магнуссеном. В 2019-м во время второго сегмента квалификации датчанин вроде бы вошел в последний поворот, но машину повело и он сильно ударился задним правым колесом о стену.

После этого его отбросило в отбойник на противоположной стороне трассы. Инженеры совершили чудо, собрав болид до воскресной гонки. Сам пилот испытал перегрузку в 54 G. Для сравнения пилот истребителя при катапультировании испытывает всего 15-20 G.

Аварий в «Стене чемпионов» стало сильно меньше – ее отодвинули на несколько метров вглубь

В 2017 году «Ф-1» наконец пошла на серьезное изменение «Стены чемпионов», которой так любили касаться болидами и шинами многие пилоты. Во-первых, бетонную стену отодвинули на несколько сантиметров назад, во-вторых, изменили угол ее наклона.

Почему это сделали именно тогда? Болиды образца 2017-го получили более широкие шины и улучшенную аэродинамику. ФИА смоделировала Гран-при Канады и результаты показали, что современные машины на 3 секунды быстрее предыдущих. После этого федерация выдала трассе в Монреале предписание провести модернизацию систем безопасности трассы – она в том числе коснулась «Стены чемпионов». Вплоть до 2017 года вдоль трека стояло около 5000 шин, которые использовали как барьеры безопасности. Их заменили на современные барьеры Techpro.

Это хоть и несущественное, но все же изменение в «Стене чемпионов» уменьшило ее опасность. Иногда пилоты проходят поворот в считанных сантиметрах, как это регулярно случается на Гран-при Монако. 

Последними жертвами «Стены чемпионов» становились чемпион чемпион «Ф-3»  Ланс Стролл на «Уильямсе» в 2018-м…

… и Кевин Магнуссен (чемпион «Формулы-Рено 3.5» – одного из старых аналогов нынешней «Ф-2») в 2019-м.

И с тех пор стену облизывают или стукают примерно как четырехкратный чемпион Макс Ферстаппен в 2024-м:

Но особенное величие – при съемке со специального дрона:

А еще теперь за стеной – резиденция маршалов и фотографов (спасибо Киму Ильману за кадр из его последнего видео на ютубе):

Опасность осталась – и аварии могут вернуться в любой момент. В 2025-м ее с проколом пролетел лидер чемпионата Оскар Пиастри (чемпион «Ф-2» и «Ф-3»):

А кто же опробует ее следующим?

Что еще почитать про «Формулу-1»:

Фото: Gettyimages/Rudy Carezzevoli