15 мин.

Клиентская «Феррари» выиграла «24 часа Ле-Мана». Заводская вылетела в гравий, у «Тойоты» минус колесо, «Порше» не дотянулся

14-15 июня состоялась 93-я в истории гонка «24 часа Ле-Мана».

Культовый марафон прошел в рамках чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC), это четвертый этап сезона из восьми. Заезд провели на знаменитом кольце протяженностью 13,626 км недалеко от французского города Ле-Ман, которое так и называют – «Трасса «24 часов Ле-Мана».

За главными событиями гонки можно было следить в обновляемом материале: раз в несколько часов здесь появлялась информация о происшествиях, смене лидеров и ключевых эпизодах – теперь вы можете проследить весь ход заезда.

Основные правила гонки

В соревнованиях участвуют экипажи из трех человек, которые управляют одним болидом. Пилоты сменяют друг друга на пит-стопах, ни один из них не может находиться за рулем более четырех часов подряд или 14 в сумме.

Соревнования в Ле-Мане проводятся в трех классах: гиперкары, LMP2 и LMGT3.

За победу в основной классификации сразится 21 гиперкар «Феррари», «Тойоты», «Астон Мартин», «Порше», «Кадиллака», «БМВ», «Альпин» и «Пежо». Все автомобили высшего класса являются гибридными, за исключением «Астон Мартин» (британцы выставят на старт «Валькирию» – гоночную версию знаменитого спорткара Эдриана Ньюи). Производители либо полностью создают гиперкар сами в рамках технического регламента (тип машины LMH), либо снабжают стандартное шасси своим корпусом, мотором и гибридной составляющей (тип машины LMDh). Для уравнивания возможностей применяется так называемый «баланс производительности», регулирующий массу и максимальную мощность болидов в зависимости от расклада сил.

В категории LMP2 используются стандартные шасси и моторы, там соревнуются только частные команды.

В классе LMGT3 гоняются на болидах GT3 с незначительными адаптациями под Ле-Ман, созданными различными производителями – в частности, «Астон Мартин», «БМВ», «Феррари», «Лексусом», «Мерседесом» и «Маклареном». В составе должен присутствовать как минимум один гонщик «бронзовой категории» ФИА – фактически любитель.

За кем мы следили особенно?

«Феррари» выиграла три гонки из трех на старте сезона WEC, а также два предыдущих заезда в Ле-Мане – но не будем забывать про баланс производительности, который должен сдержать Скудерию.

До «Феррари» пять лет доминировала «Тойота», она же выиграла чемпионат 2024 года в зачете производителей, хотя трофей для гонщиков забрал экипаж «Порше».

В одной из машин «Феррари» выступает знакомый болельщикам «Формулы-1» Антонио Джовинацци, хватает звезд за рулем других гиперкаров: в гонке выступят чемпион мира 2009 года Дженсон Баттон («Кадиллак»), экс-пилоты «Ф-1» Мик Шумахер («Альпин»), Роберт Кубица (клиентская «Феррари» команды «АФ Корсе»), Кевин Магнуссен («БМВ»), Себастьян Буэми, Камуи Кобаяси, Брендон Хартли (все – «Тойота»), Пол ди Реста, Стоффель Вандорн, Жан-Эрик Вернь (все – «Пежо»), Паскаль Верляйн и Фелипе Наср (оба – «Порше»). И это не считая статусных пилотов WEC вроде Майка Конвея и Ре Хиракавы в «Тойоте» или Антонио Фуоко и Джеймса Каладо в «Феррари» – и не только. Все они поборются в главном классе.

В других категориях составы не столь яркие, но есть интересные персонажи: бывший гонщик «Ф-1» (два этапа за «Хаас» в 2020-м) Пьетро Фиттипальди, чемпион «Формулы-2»-2023 Тео Пуршер и трехкратная чемпионка серии W Джейми Чедуик в LMP2, легенда MotoGP Валентино Росси, российский пилот Тимур Богуславский и Эдуарду Баррекелло (сын экс-пилота «Ф-1» Рубенса) в LMGT3.

Поул сенсационно выиграла команда «Кадиллак» – фавориты из «Феррари» и «Тойоты» далеко позади

Два «Кадиллака» показали лучшие времена в гиперпоуле в Ле-Мане.

Алекс Линн за рулем «Кадиллака» №12 (выступает с Уиллом Стивенсом и Норманом Нато) стал быстрейшим в заключительной части квалификации к «24 часам Ле-Мана» и начнет гонку с поул-позиции, вторым сессию завершил Эрл Бамбер за рулем гиперкара №38 (выступает с Дженсоном Баттоном и Себастьяном Бурдэ).

Третьим стартует экипаж «Порше» №5 (Жюльен Андлауэр, Микель Кристенсен, Матье Жамине), четвертым – «БМВ» №15 (Кевин Магнуссен, Раффаэле Марчелло, Дрис Вантор). Машина «Порше» №6 ранее была дисквалифицирована из квалификации из-за недовеса.

Неудачно квалификация сложилась для «Феррари», доминирующей в WEC. Гиперкар №50 (Антонио Фуоко, Мигель Молина, Никлас Нильсен) начнет заезд лишь седьмым, №51 (Алессандро Пьер Гвиди, Джеймс Каладо, Антонио Джовинацци) – 11-й, лучшая из «Тойот» №8 (Себастьян Буэми, Брендон Хартли, Ре Хиракава) – десятой.

«Порше» возглавил марафон на старте

Уже на первом круге случилась смена лидера: Жюльен Андлауэр из экипажа №5 команды «Порше Пенске» уверенно опередил соперников из «Кадиллака». Отличился и «Порше» под №6: после старта с 21-го места довольно резво прорвался на 13-е. Эксперты отметили, что после прошлого года немецкая машина заметно прибавила в скорости на прямой.

В LMP2 лидерство сохранила команда «ТДС Рейсинг» с Матиасом Бешем за рулем. В LMGT3 тоже начали без смены лидера – впереди удержалась «Харт оф Рейсинг», выступающая на «Астон Мартин».

Вплоть до первых пит-стопов положение сильно не менялось: «Порше» в гиперкарах продолжал наращивать отрыв от «Кадиллака», а позади временами происходили рядовые обгоны.

Через пять минут Андлауэр и прочие участники из категории гиперкаров нагнали GT3 – где тем временем шла борьба за топовые позиции: «Айрон Линкс», ранее прорвавшаяся на вторую строчку, уступила ее «Аккодис АСП».

В LMP2 команда «АО бай ТФ» отобрала второе место у «Интер Европол Компетишн» – других изменений в первой тройке на наблюдалось, лидерство удержала «ТДС Рейсинг».

Ближе к концу 40-минутного отрезка начались первые пит-стопы и замены пилотов в категориях LMP2 и LMGT3, а затем волна остановок зацепила и лидеров: оба «Кадиллака» поехали дозаправляться. Следом за ними на пит-лейн отправился и лидировавший экипаж «Порше».

На момент окончания отрезка положение в классах выглядело следующим образом:

Гиперкары

1. «Порше Пенске» (№4: Фелипе Наср, Ник Тэнди, Паскаль Верляйн)

2. «АФ Корсе» (№83: Филип Хэнсон, Роберт Кубица, Йифей Йе)

3. «Пежо» (№94: Лоик Дюваль, Мальте Якобсен, Стоффель Вандорн)

LMP2

1. «Интер Европол Компетишн» (№43: Том Дильманн, Якуб Смеховски, Ник Йеллоли)

2. «ИДЕК Спорт» (№28: Себастьян Альварес, Поль Лафарг, Йоб ван Эйтерт)

3. «АО бай ТФ» (№199: Дэйн Кэмерон, Луи Делетраз, Пи Джей Хайетт)

LMGT3

1. «Аккодис АСП» (№78: Финн Герзиц, Джек Хоксворт, Арно Робин)

2. «Харт оф Рейсинг» (№27: Маттиа Друди, Ян Джеймс, Закари Робишон)

3. «Рейсинг Спирит оф Леман» (№10: Эдуардо Баррикелло, Дерек Дебур, Валантен Асс-Кло)

Итоги 8 часов гонки – «Феррари» впереди

По состоянию на 1:00 по московскому времени, и по прошествии 8 часов с начала гонки, когда на трассу «Сарте» уже опустилась тьма, лидерство в марафоне в классе гиперкаров удерживают два экипажа «Феррари» – №83 (Роберт Кубица, Йифей Йе, Филлип Хэнсон, последний в данный момент за рулем) и №51 (Алессандро Пьер Гвиди, Антонио Джовинацци, Джеймс Каладо, последний в данный момент за рулем).

На третьей позиции идет экипаж «Порше» №6 (Кевин Эстре – за рулем в данный момент, – Лорен Вантур и Мэтт Кэмпбэлл).

В классе LMP2 лидерство удерживает экипаж «Интер Европол Компетишн» №43 (Том Дильманн, Якуб Смеховски, Ник Йеллоли)

В классе LMGT3 на первой позиции идет экипаж команду WRT №46 (Ахмад Аль Харти, Валентино Росси, Кевин ван дер Линде)

Гиперкар «Порше» полидировал ночью, но утром идет плотнейшая борьба между двумя «Феррари»

После 16 часов гонки за лидерство идет плотнейшая борьба между заводской «Феррари» №51 (сейчас за рулем Джеймс Каладо) и клиентской №83 (Роберт Кубица) – соперников разделяют две-три секунды.

В группе преследователей в 9:00 по Москве – еще одна «Феррари» №50 (Антонио Фуоко), «Кадиллак» №12 (Уилл Стивенс), «Тойота» №8 (Брендон Хартли) и «Порше» №6 (Лоренс Вантор), которые меняются позициями на пит-стопах. Последний успел полидировать ночью – тогда же на трассу впервые выехала машина безопасности после серьезной аварии Джема Болукбаси из класса LMP2.

Однако в целом нынешний «Ле-Ман» проходит относительно спокойно – без большого количества желтых флагов, как было в прошлом году. Из борьбы в элитном классе пока выбыли два «Кадиллака» (№311 и 101), не претендовавшие на высокие позиции.

Не исключено, что все три места на подиуме займут «Феррари» – совсем недавно три итальянские машины ехали именно в таком порядке. Не помешал даже проезд по пит-лейн, который ночью получил болид №50.

В категории LMP2 лидирует «Интер Европол» №43 (сейчас за рулем Том Диллман), в классе LMPT3 – «Мэнтли» №92 (Риккардо Пера), а экипаж №46 легендарного Валентино Росси сошел.

«Порше» против трех «Феррари»

К 15:00 по московскому времени гонка насытилась событиями.

Утром занявшая лидерство в гиперкарах тройка «Феррари» боролась за лидерство с «Порше» под №6 – экипажи вели больше тактическую борьбу, стараясь рассчитать моменты для пит-стопов с учетом расхода топлива.

Тем не менее за пять часов до финиша лидировавшая «Феррари» №51 (за рулем был Алессандро Пьер Гвиди) столкнулась с разворотом с уходом в гравий при въезде на пит-лейн. Первое место перешло к «АФ Корсе» (частной команде на «Феррари») под №83 (где за рулем был китайский пилот Йифей Йе).

Через час случился еще один инцидент: «Тойота» плохо закрепила переднее левое колесо у экипажа под №8 (за рулем – Ре Хиракава) – из-за чего оно просто отлетело.

Японец вынужденно вернулся в боксы, где гиперкар застрял на несколько минут и вернулся на трассу с отставанием в семь кругов.

Едва «Тойота» вернулась, произошел сход в LMP2: «ИДЕК Спорт» №28 (Йоб ван Эйтерт) вылетел в гравий и не смог выбраться. Обошлось без сэйфти-кара – только желтые флаги.

Примерно за три часа до финиша впереди образовалась ситуация, когда «Порше» №6 (Лауренс Вантор) догнал Феррари №50 (Никлас Нильсен) – началась борьба за третье место. В связи с этим шедшему в секунде от Нильсена №51 (Джеймс Каладо) сообщили, что экипажам «Феррари разрешили бороться – но аккуратно, без контактов. Через За 3 часа 7 минут до финиша Нильсен прошел Каладо с жалобами на износ передних шин.

Через полчаса прошли пит-стопы – в частности, в боксах побывала вся первая четверка из трех «Феррари» и «Порше» под №6. У последнего (за рулем был Мэтт Кэмпбелл) позже произошла небольшая заминка при обгоне кругового «Макларена» из LMGT3 команды «Юнайтед Автоспорт» – из-за чего №6 потерял две секунды.

В итоге за два с половиной часа до финиша марафона в гонке пока лидирует клиентская «Феррари» №83 (за рулем Роберт Кубица). Заводские экипажи «Феррари» №50 (Никлас Нильсен) и №51 (Джеймс Каладо) уступают лидерам 18 и 40 секунд соответственно. При этом «Феррари» №83 совершила 29 пит-стопов, «Феррари» №50 – 30, а «Феррари» №51 – 32.

В одной группе с двумя «Феррари» идет и единственный борющийся за победу экипаж «Порше» – №6 (Мэтт Кэмпбелл).

В целом в классе гиперкаров в одном круге с лидером осталось всего пять машин. Помимо двух «Феррари» и одного «Порше», это занимающий 5-е место экипаж №12 команды «Кадиллак» (Норман Нато) и экипаж №7 «Тойоты» (Ник де Врис), который идет 6-м.

В категории LMP2 по-прежнему лидирует «Интер Европол» №43 (сейчас за рулем Том Диллман), в классе LMPT3 «Мэнтли» №92 (Рихард Литц).

Победа у клиентской команды «Феррари» – «Порше» не хватило темпа для борьбы

За два часа до финиша у «Феррари» №50 (Антонио Фуоко) возник риск перегрева тормозов – из-за чего пришлось сбавить темп. Лидировавший №51 из-за израсходованного топлива и энергии вынужденно отправился на пит-стоп, где также заменили шины, а вместо Каладо за руль сел Джовинацци. На первые две строчки вышли «АФ Корсе» и «Порше» №6.

В №51 рассчитывали на следующее: «Порше» №6 ожидала смена шин, №50 тоже предстоял пит-стоп – в экипаже Джовинацци решили воспользоваться этим в будущем.

За полтора часа до конца драматичная борьба началась в LMP2: «Интер Европол Компетишн» №43 (за рулем Ник Йеллоли) и «ВДС Панис» №48 (за рулем Эстебан Массон) устроили спор за первое место к категории.

Через 10 минут на пит-стопы ушли лидеры: «АФ Корсе» №83 (Кубица), «Феррари» №50 (Фуоко) и шедший между ними экипаж «Порше» №6 (вместо Кэмпбелла сел Кевин Эстре). Сразу после началась борьба между Фуоко и Эстре: «Порше» довольно быстро смог оторваться – но в «Феррари» предположили, что так немецкий экипаж лишний раз расходует шины.

Вскоре на пит-лейн отправился красный гиперкар под номером №51 – экипажу Джовинацци удалось совершить «оверкат» относительно №50 и вернуться на трассу на третьем месте.

Последовали очередные тактические игры: обе «Феррари» нацелились на обгон «Порше» и начали изобретать способы, как это сделать (в №51, к примеру, запланировали на финальной остановке провести более короткую и быструю дозаправку).

За пять минут до финального часа Скудерия применила командную тактику: Джовинацци пропустил вперед Фуоко – после чего гонку прервали желтые флаги из-за сошедшего «Макларена» команды «Юнайтед Автоспорт» из LMGT3.

За 53 минуты до финиша Антонио Джовинацци сообщил о проблемах с машиной – в команде ответили, что ничего не могут с этим поделать. Параллельно Фуоко сказали, что можно атаковать вовсю, не жалея резины, так как в случае чего пятое место им не грозило: шедший там «Кадиллак» был слишком далеко. Через несколько минут Антонио заметно приблизился к Эстре.

Лидеры гонки – «АФ Корсе» (Кубица) – отправились на пит-стоп за 40 минут до конца гонки. Через круг туда же заехали боровшиеся «Порше» №6 и «Феррари» №50, чтобы заправиться, без замены шин. Эстре выехал в девяти секундах позади Кубицы.

Тут же прилетели новости о штрафе «Интер Европол Компетишн» в виде проезда по пит-лейн, из-за чего команда лишилась лидерства.  

Фуоко же перестарался при обгоне круговых и допустил ошибку, которая стоила нескольких секунд. Это позволило Джовинацци выйти на третью строчку после собственного пит-стопа за 26 минут до финиша, однако Антонио попытался контратаковать – между двумя заводскими экипажами «Феррари» едва не началась борьба, но команда с мостика ее пресекла.

За 15 минут до финиша случилась мощная перестановка в LMP2: «Интер Европол Компетишн» отбыла штраф и пропустила вперед «ВДС Панис», у которой внезапно возникла проблема с машиной – и так предыдущий лидер вернулся на первое место!

Что же касается гиперкаров, то там Кубица не позволил Эстре отыграть ни секунды: Роберт стабильно наращивал отрыв с каждым кругом и в итоге довез «Феррари» до победы в марафоне. «АФ Корсе» стали победителями «24 часов Ле-Мана» в абсолютном зачете!

Мощное достижение: все-таки последний раз частная команда выигрывала марафон аж 20 лет назад – тогда удалось сделать американской «АДТ Чемпион Рейсинг», в распоряжении которой был прототип «Ауди» R8 №3. 

Итоги гонки по категориям выглядят следующим образом: 

Гиперкары 

1. «АФ Корсе» (№83: Филип Хэнсон, Роберт Кубица, Йифей Йе)

2. «Порше Пенске» (№6: Мэтт Кэмпбелл, Кевин Эстре, Лауренс Вантор)

3. «Феррари» (№51: Джеймс Каладо, Антонио Джовинацци, Алессандро Пьер Гвиди)

LMP2

1. «Интер Европол Компетишн» (№43: Том Дильманн, Якуб Смеховски, Ник Йеллоли)

2. «ВДС Панис» (№48: Оливер Грэй, Эстебан Массон, Франк Перера)

3. «АО бай ТФ» (№199: Дэйн Кэмерон, Луи Делетраз, Пи Джей Хайетт)

LMGT3

1. «Мантей 1-й Шторм» (№92: Райан Хардвик, Рихард Лиц, Риккардо Пера)

2. «АФ Корсе» (№21: Франсуа Эрио, Саймон Манн, Алессио Ровера)

3. «ТФ Спорт» (№81: Руи Андраде, Чарли Иствуд, Том Ван Ромпей)

Фото: Gettyimages.ru/Ker Robertson, Clive Rose