12 мин.

«Я – самый вероятный россиянин в «Ф-1» в ближайшие 7 лет». Да, это «теперь любитель» Мазепин!

Лучшее.

Последний россиянин в «Ф-1» Никита Мазепин умеет громко напомнить о себе – раскачивает медиапространство каждые несколько месяцев:

● то его спонсор «Уралкалий» судебными процессами и арестами болидов выбивает из бывшей команды («Хаас») деньги за контракт и боевой болид;

● то экс-№9 выигрывает суд против ЕС за снятие санкций и укатывает на тесты в Европу;

● то громко объявляет о завершении карьеры…

А в январе – даже несмотря на «уход из гонок» – Никита вновь вернулся в заголовки! Внезапно – благодаря дебюту в 24-часовых заездах на выносливость: за рулем российского суперкара Rossa в мировой серии 24H на «24 часах Дубая».

И следом добил чередой интервью нескольким изданиям: Autosport.com.ru, российский Forbes, «Матч-ТВ» – про бизнес, планы, дружбу со всеми подряд в российском автопроме, грандиозных планах на гонки на ближайшие годы вплоть до чемпионатов мира (хотя завершил карьеру?) и переходе в бокс…

Мы выбрали самое-самое (и осмыслили, конечно!).

Уверяет, что завершил карьеру, но гоночные планы – до 2028-го

Даже несмотря на объявление о завершении гоночной карьеры, заезд на Rossa не станет единственным за год – напротив, он только откроет плотный календарь.

«Поеду [российскую] «Гонку чемпионов» [на «Ладах»]. С четверга по субботу включительно выступаю там, а в воскресенье – уже на багги в эксклюзивной гонке на «Алискино Мотоспорт Арена» в нескольких часах от Москвы. Мы там как-то давно снимали Netflix, когда они приезжали со мной в Москву.

Сформирован четкий спортивный календарь на 2025 год. Как минимум, мы поедем «24 часа Барселоны» на Rossa. Это как минимум, но я надеюсь, календарь расширится. Я выступаю во всевозможных видах спорта, в большинстве из них выступают на уровне Чемпионата России» (Autosport.com.ru).

«Шелковый путь» 2025 года есть в планах есть – буду участвовать в команде 99 Racing. Планируем выставить два экипажа. Второй экипаж, наверное, составят мои друзья, но пока не готов назвать кто именно. Цель – вторая победа: нет смысла ехать 10 дней по бездорожью, не рассчитывая победить» («Матч-ТВ»).

«Перед тем, как говорить о возможном возвращении в Европу, нужно урегулировать вопросы виз и паспорта – я на 92% уверен, что все должно пройти без проблем. У меня есть очень большие цели на World Endurance Championship (WEC), в котором я хочу ехать. Но я думаю, что это цель на 2027−2028 год» (Forbes).

«В этом году я собираюсь соединить гонки на асфальте на марафонской дистанции и ралли-рейды. Вероятно, еще какие-то мероприятия в течение года добавятся. Но со следующего года, думаю, уместно было бы добавить и дрифт. А еще я хочу хорошо научиться управлять мотоциклом и выступить на Кубке России по мотобайку» (Forbes).

Почему?

«Я по своей натуре автоспортсмен, я провел под 20 лет в профессиональном автоспорте и продолжаю это делать даже после завершения профессиональной карьеры, совмещая со своей рабочей деятельностью, получая интересные для себя предложения с точки зрения дисциплины и финансов.

Мне очень нравится выступать в автогонках, потому что у меня это хорошо получается. И также я чувствую, что есть возможность контрибуции личной к новым близким для меня проектам, которые ведут мои близкие друзья» (Forbes).

Дружит вообще со всеми в российском автоспорте или автопроме!

Тема дружбы – очень частая в интервью Никиты. Кажется, он близок буквально ко всем – от победителя «Дакара» в багги Сергея Карякина (гонял «Шелковый путь» за его команду) до всех автозаводов!

«Я хорошо дружу с генеральным директором «АВТОВАЗа», – мотивировал он поездку на «Гонку чемпионов». – Это, наверное, можно назвать товарищеским гоночным матчем. Главная цель – пообщаться с друзьями из «АВТОВАЗа», увидеть коллег по автоспорту. Здесь я тоже как бы без иллюзий: машины не знаю, на льду не знаю, как ездить, потому что я не раллист. Наверное, здесь буду просто за компанию».

«Я очень хорошо дружу с гендиректором «Урала» Павлом Яковлевым. Был недавно у них в гостях зимой, общался с гоночной командой. Также очень хорошо знаю команду «КАМАЗ-мастер» и получал от них приглашение [на «Дакар»]. Но здесь такой момент, что выступление в грузовиках – неприятная штука для спины. У меня спина достаточно слабая, и я боюсь, что моя спортивная карьера может закончиться лет на 15 раньше, если я начну выступать на грузовиках» (Аutosport.com.ru).

И даже дрифт!

«Я с Дмитрием Добровольским, руководителем российской дрифт-серии, давно дружу и собирался поехать на финальный этап в «Игору», у меня, к сожалению, не получилось. Но я обязательно доеду» (Forbes).

Словно бы имеет отношение к российскому суперкару?

«Если говорить про проект Rossa, он был задуман, применен несколько лет назад, как мысль, и за два года плюс-минус реализован в полноценный боевой гоночный прототип. Когда все звезды сошлись, и мы определили, что едем на «24 часа Дубая», дополнить экипаж самим собой мне было очень интересно. Я всегда рад и помогаю советами ее создателям, Евгению Кирееву и Роману Русинову» (Forbes).

«Думаю, шансы на победу были очень высокие, потому что мы выиграли квалификацию без определенных сложностей. Да и сама гонка показала, что возможность стать первыми у нас была, если бы не многочасовая замена мотора ночью. Тем более все команды столкнулись с большим количеством проблем» («Матч-ТВ»).

От Спортса’‘: Выиграть Rossa вряд ли бы смогла, потому что из квалификации ее исключили и поул забрали за грубое нарушение правил – очередности выезда пилотов. Как раз потому, что недавнего профи Мазепина из «Ф-1» посадили против любителей в обход требований регламента.

А вопрос принадлежности проекта – то ли инсайд, то ли признание Никиты, то ли что-то еще.

Ведь по информации сообщества «Российский автоспорт», проект Rossa стартовал 3-4 года назад, когда к Русинову и конструктору Игорю Ермилину обратился заказчик с ТЗ на глубокую модернизацию суперкара «Маруся» – так и получилась Rossa. Позднее Русинов сосредоточил всю работу над суперкаром в своих руках.

Идет в бизнес, а в гонках теперь официально любитель?

«Я сказал про завершение карьеры в «Формуле-1» исходя из того, что сегодня не вижу возможности ее реализовать в силу юридических трудностей. Даже после того, как Евросоюз отменил основные санкции, другие страны, которые повторили их в отношении меня, к сожалению, не спешат исполнить решение суда, которое показало, что ограничительные меры были введены ошибочно и неправомерно.

Я 18 лет потратил на автоспорт, но любые мои выступления с сегодняшнего дня для меня будут являться хобби. Сегодня я вижу себя больше как бизнесмен, предприниматель. У меня есть очень хорошее образование: я магистр МГУ, сейчас, дай бог, получится параллельно со своей рабочей деятельностью закончить и аспирантуру, а дальше, возможно, будет и докторантура. В последние два года я много времени уделял своему образованию и его подтверждению в виде диплома.

Знаете, главная причина для завершения карьеры в «Формуле-1» – чтобы общественность начала воспринимать Никиту Мазепину как человека, связанного с бизнесом, предпринимательством, а не как спортсмена.

Я сам вел большое количество бизнес-проектов за последние несколько лет. не могу их афишировать, но уверен, что буду полезен обществу предпринимателей в России». («Матч-ТВ»)

«Дни, когда я приезжал на трассу как на работу, где должен был показать результат, для меня закончены. Сегодня я приезжаю в свободное время для того, чтобы получить удовольствие. Сейчас моя миссия в жизни связана с бизнес-деятельностью, а не со спортивной. Я занимаюсь в свое свободное время, а не лежу на диване» (Forbes).

От Спортса’‘: Тем не менее, по правилам ФИА для гонок на выносливость он все равно сохранит категоризацию «платинового» пилота – максимального уровня – как бывший обладатель Суперлицензии для «Ф-1».

Любительскую «бронзу» он уже не получит никогда, а спуститься до «серебряного» уровня сможет только при приостановке карьеры до 30 лет (не нынешней «приостановки» на словах, а полной – без продления лицензий и официальных заездов). Потому если его и дальше будут выпускать в квалификации на Rossa в классах GT3 или сходных, экипаж продолжат исключать из протокола.

Побеждал почти всех новичков «Ф-1» 2025-го?

«Выделить мне кого-то трудно. Я многих из ребят знал в своей спортивной карьере, потому что со многими выступал, и без зазрения совести могу сказать, что четырех из пяти я обгонял по таблице чемпионатов. Поэтому здесь такие двоякие чувства, что вроде бы хочется быть там же, где и они, но я почему-то в Москве» (Forbes).

От Спортса’‘: В этом году в «Ф-1» дебютируют 18-летний Кими Антонелли («Мерседес»), 22-летний Джек Дуэн («Альпин»), 19-летний Оливер Бермэн («Хаас»), 20-летний Габриэл Бортолето («Заубер/ «Ауди») и 20-летний Изак Аджар («Рейсинг Буллз»).

С кем же из них (и где?!) мог столкнуться 25-летний Никита Мазепин? Да еще и так, чтобы хвастать победой над более юными и менее накатанными ребятами в чемпионате?

На самом деле в азиатской «Ф-3» 2019-2020 – с Дуэном. Правда, Джек выиграл заездов 5 против нуля у Никиты и завершил чемпионат на строчку выше. И… все. В остальном – слишком большой разрыв поколений для пересечений.

Хотя, может, это Мазепин так гордится 5-м местом общего зачета в «Ф-2» и вице-чемпионством в GP3 – предыдущей итерации «Ф-3»…

Следующий россиянин в «Ф-1» в течение 7 лет… Никита Мазепин?

«Мне сейчас 25. Мне кажется, если в ближайшие семь лет в «Формуле-1» появится россиянин, то это буду я. Потому что если мне кто-то позвонит и скажет, что через четыре месяца я должен сесть за руль, здесь никакой проблемы не будет. И я точно до 32 как минимум буду находиться в идеальной спортивной форме.

Сейчас я готов лучше, чем когда дебютировал в «Формуле-1». А отсутствие релевантного опыта в прототипах – это очень быстро поправимо. Поэтому я надеюсь, что если вы увидите россиянина в ближайшее время, то это будет человек с моим именем и фамилией» (Forbes).

От Спортса’‘: 16-летний чемпион мира по картингу из России Кирилл Куцков, взявший титул вице-чемпиона центральноевропейской «Ф-4», дебютировавший в самой конкурентной итальянской «Ф-4» и раздобывший контракт там на 2025-й без спонсоров, наверное, обиделся.

Но вообще, особенно занятно эти заявления выглядят на фоне судебного кейса по выходу из-под санкций ЕС – ведь необходимость их побыстрее снять он мотивировал как раз слишком скорым и неизбежным концом карьеры в «Ф-1»!

Тогда в качестве основного аргумента по приостановке ограничений Никита продвигал спортивную карьеру: под санкциями ему не найти место в европейских гоночных сериях, он уже пропустил сезон-2022, рискует пропустить и 2023-й и вряд ли вернется в 2024-м. Так он потеряет опыт, форму, накат и суперлицензию для возможных выступлений в «Ф-1».

Последний пункт – особенно про потерю суперлицензии через 3 года – произвел особое впечатление на председателя суда Марка ван де Вауде. После него юрист согласился с необходимостью срочной приостановки ограничений – с учетом возраста Никиты и короткого срока карьеры среднего пилота «Ф-1».

Теперь же оказывается...

Но и в бокс тоже идет?

«Здесь больше вопросы к Камилу Гаджиеву, руководителю Fight Nights. Важно понимать хронологию событий: не я хочу выйти в ринг и кого-то вызвать на бой. Если получу интересное предложение с точки зрения спортивной и медийной составляющей вкупе с хорошим гонораром, я готов на это подписаться и показать хороший бокс и выиграть этот бой. В противном случае продолжу заниматься боксом как одним из своих хобби. А их у меня много.

Занимаюсь шесть дней в неделю, минимум 12-15 часов тренировок, что достаточно много. Так что если у спортивных функционеров как, например, у Камила Гаджиева, Анатолия Сульянова или Умара Назаровича Кремлева такой интерес возникнет, и мы о чем-то договоримся, то получится круто.

Понятно, первый бой делать с профессионалом глупо. Но если говорить про правильный подбор соперников, к примеру, на пять боев на протяжении пяти-шести лет, то все может быть» («Матч-ТВ»).

От Спортса’‘: А вот на это интересно было бы посмотреть! А вы ждете?

А что еще почитать о Невском российского автоспорта?

Фото: РИА Новости/Павел Бедняков, Рамиль Ситдиков, Владимир Астапкович; instagram.com/rossacars; Hasan Bratic/Keystone Press Agency, nordphoto GmbH/Global Look Press