7 мин.

Михаэль Шумахер так крут, что аутсайдер «Ф-1» выпросил его на тесты для настройки болида!

Еще до 7 титулов!

Наверное, все слышали о Михаэле Шумахере – даже те, кто не увлекается гонками. «Скорость, величайший чемпион «Ф-1», Красный барон «Феррари» – его облик навсегда сросся с победами.

Но его крутость и величие проявлялось не только в сокрушающем многолетнем и стабильном доминировании с «Феррари» на треке и бескомпромиссном уничтожении конкурентов.

В паддоке оценили его гений пилотажа и понимания машин еще до семи титулов – хватило и двух с первыми годами в «Бенеттоне», и первого отрезка в «Феррари». И сейчас постоянно вспоминают истории о его вкладе в развитие машин и команд: как он учил итальянцев из Скудерии рабочей этике и первым приезжал на тесты, как днями и ночами разбирал машину, как еще в «Ф-3» сам раскладывал болид на винтики в поиске проблемы, упущенной механиками…

Ведь Михаэль с самого детства возился с картами – разбирал и настраивал технику на треке в родном Керпене, где отец служил управляющим. Более того, с 14 лет будущий семикратный тоже подрабатывал механиком и настройщиком техники – минимальная зарплата помогала ему окупать гонки и давала доступ к использованным запчастям более богатых соперников (по воспоминаниям семьи в документалке на Netlifx, шины даже доставали со свалки).

Изучение пилотажа и техники дошло до пика еще до первых титулов – в «Бенеттоне» Шумахер оказался первым в истории «Ф-1» гонщиком, попросившим спидометры в болид. Инженеры посмеялись, но поставили – ведь пилот изучал по ним скорости на входе и выходе из поворотов и выбирал оптимальные траектории, точки торможения и манеры вращения рулем. Эти знания помогали в настройке баланса болида – или победе над трудностями в управлении, когда поиски баланса проваливались.

И слава Шумахера как могучего спеца по балансировке даже средненького болида вышла далеко за пределы собственной команды.

Феноменально показательный пример и мастерства Шумахера, и его оценки соперниками – тесты с «Заубером» в сентябре 1997-го. Да, именно с «Заубером» на середине второго сезона с «Феррари» – аутсайдер «Ф-1» как раз столкнулся с огромными проблемами с балансом на низкой топливной загрузке и проигрывал по 2-3 секунды лидерам в квалификациях. С учетом общего неплохого уровня машины потенциал был явно выше – Джонни Херберт и Николя Ларини временами забирались в топ-5, а на Гран-при Венгрии удалось даже маякнуть на подиуме.

Казалось, если решить проблемы с балансом и стартовать выше, то не придется и прорываться – результаты стабилизируются, и команда из середняка аутсайдерского типа превратится в крепкую грозу фаворитов. Остальное в организации располагало к прогрессу: исторические связи с «Мерседесом», новенькая база в Хинвиле, мощные спонсоры-акционеры в лице малазийского нефтехимического гиганта Petronas (сейчас поддерживает заводской «Мерседес») и «Ред Булл»...

Для поиска «быстрого решения» и обнаружения фундаментальной проблемы владелец команды решил пригласить на тесты суперпродвинутого гонщика со стороны с огромными знаниями о поведении действительно топовой и чемпионской техники. Чтобы он сравнил ощущения от «Заубера» с лучшими болидами той «Ф-1» и высказался над направлениями для улучшений – заодно сверился с отзывами боевых пилотов швейцарской команды.

Этим приглашенным и стал Шумахер. Ведь владелец команды Петер Заубер хорошо знал Михаэля по молодежной программе «Мерседеса» – которой управлял в спорткарах и на «Ле-Мане» в конце 80-х и начале 90-х. Именно там будущий семикратный и начинал карьеру, и приходил в «Ф-1» первоначально именно за инвестиции «Мерседеса» через «Заубер».

Более того, первоначально планировался переход Шумахера в швейцарскую команду с заводской поддержкой немецкого автопроизводителя, когда их проект в «Ф-1» дойдет до стадии реальной реализации. Все сорвал быстрый трансфер в «Бенеттон» и смена планов у «Мерседеса» – «Зауберу» пришлось искать новых инвесторов. Но личные связи сохранились.

И 12 сентября 1997 года Шумахер реально выехал на тесты за рулем «Заубера»!

Как это вообще допустили в «Феррари»? Просто Скудерия как раз поставляла «Зауберу» моторы, и швейцарской команде удалось уговорить итальянскую супермарку на помощь в обмен на информацию в заездов.

Правда, пришлось пойти на множество дополнительных условий.

Во-первых, тесты провели в Маранелло на собственном треке «Феррари» – компания хотела тщательно следить за каждой минутой процесса для обороны моторных секретов. А значит, «Зауберу» пришлось везти машину, штат инженеров и все оборудование с расходниками в неудобную локацию. Оттуда и сентябрьская дата: 7 сентября как раз заканчивался Гран-при Италии в Монце неподалеку, и везти все оттуда было намного ближе, дешевле и удобнее, чем из любого другого места. И еще таким образом «Зауберу» трудно было использовать данные с других треков и затем просто перенести любые полученные итоги на все последующие без многодневной работы над корреляцией и адаптацией.

Во-вторых, с машины, конечно, сняли весь брендинг – даже спонсоров-акционеров: любые шпионские снимки или личные фото персонала на память не должны были сохранить Михаэля рядом с лого других компаний. «Феррари» всегда тщательно следила за соблюдением любых потенциальных спонсорских сделок и не позволила бы своим пилотам так засветиться.

В обычный день швейцарский болид выглядел так:

В-третьих, Михаэль предоставлялся ровно на день.

В итоге пока пелотон катал тесты на британском «Сильверстоуне», «Заубер» начал заезды 11 сентября с 80 пристрелочных кругов Джонни Херберта за рулем. Лучшее время – 60,95 секунды.

Шумахер откатал весь следующий день – наездил 84 круга и сумел установить показатель в 60,1 секунду. Причем тесты не удалось сохранить в тайне: конечно, кто-то из Скудерии все слил местной прессе, и газета La Repubblica поймала будущего семикратного на выезде из Модены после конца сессии в восемь часов вечера для короткого комментария.

«Просто мы поставляем «Зауберу» моторы, а они поставляют нам шасси, – сперва попробовал отшутиться Шумахер. – Возможно, такой опыт даже более уникальный, чем редкий – ведь обычно пилоту никогда не выпадает возможность проехать на разных машинах во время чемпионата между гонками. Причем на машинах с такими различиями. Но вышел хороший день и для нас, и для них – со взаимным обменом опытом и знаниями».

Потому что, кажется, вклад и настройки Михаэля действительно сработали: на следующий день Херберт вновь откатал 76 кругов на схожих установках и сумел проехать петлю даже быстрее – за 59,96 секунды!

Дальше и в сезоне результаты в квалификациях стали стабильнее – Херберт проигрывал уже не две секунды, а в пределах одной. Правда, конкуренты тоже успели спрогрессировать, и остатка сезона не хватило для капитализации новых настроек.

Зато на первом же Гран-при 98-го «Заубер» сразу квалифицировался в топ-5 – отрыва в 2 секунды на одном быстром круге с самого начала больше не было. В «Ф-1» развитие новой машины на следующий год как раз начинается в сентябре-октябре, так что, должно быть, вклад Шумахера там должен быть.

А вы как считаете? Впечатлены?

Что еще почитать о величии Михаэля Шумахера?

Фото: HORSTMUELLER GmbH via www.imago/www.imago-images.de/Global Look Press/Global Look Press/Global Look Press/Global Look Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Marcus Brandt/Bongarts/Getty Images, Mandatory Credit: Mark Thompson/Allsport; instagram.com/stakef1team