7 мин.

На «Дакаре» гоночный грузовик разнес авто местного на полном ходу! Причем на маршруте рейда

В начале января стартовал ежегодный ралли-рейд «Дакар» – традиционная новогодняя забава любителей гоночного пустынного экстрима. Его вновь приняла Саудовская Аравия – с 2020-го именно Аравийский полуостров с мегапустынями вроде Руб-Эль-Хали и грандиозными каньонами вроде скалистой Аль-Улы. Казалось бы, сезон от сезона маршруты уже не слишком отличаются, и участники с местными должны были привыкнуть, но...

49-й ралли-рейд «Дакар» досрочно завершился для капитана флагманского экипажа команды De Groot Sport Бена де Грота. Гонщик на «Ивеко»  в прошлом не особо претендовал на победу в общем зачете, а теперь и вовсе сошел из-за перелома большого пальца – причем главное, как именно это произошло.

Эта травма случилась с ним в результате странной аварии, когда нидерландец во время первого 48-часового марафонского этапа столкнулся с авто местного жителя. Он чудом остался цел и невредим.

«Мы проезжали поворот на скорости около 100 км/ч, − рассказал Де Грот в интервью Omroep Brabant. − И вдруг появился застрявший в песке местный житель. Я не мог быстро затормозить, и мы врезались в него на полной скорости».

Бен поначалу даже боялся выйти из грузовика, опасаясь, что случилось что-то ужасное.

«Но ему действительно очень повезло, − объясняет 58-летний гонщик. − Он работал лопатой, чтобы вызволить машину. К счастью, он не находился впереди или позади авто, иначе он был бы мертв. Он много молился после этого и может благодарить Аллаха за то, что тоже остался жив. Пустыня такая большая. Насколько велика вероятность того, что местный житель застрянет в повороте?»

Дочь Бена Селин Хофманс-де Грот после финиша этапа дала чуть больше информации о том, что произошло на трассе и какие повреждения получил грузовик.

«Команда Бена столкнулась с местным жителем, который застрял всего в нескольких километрах от старта этапа. Столкновение произошло прямо в повороте, так что они вряд ли могли его заметить. К счастью, с местным жителем все в порядке, если не считать разбитой машины (она и так была довольно хлипкой, но для обычной езды вполне рабочей) и нервов, потому что он был напуган, что вполне можно понять, когда в тебя врезается такой монстр!

Грузовик получил незначительные повреждения, но от удара перестал работать усилитель руля, и наш папа, вероятно, снова сломал большой палец. Вильям [брат Бена де Грота и пилот второго грузовика команды] провел некоторое время с командой Бена, но в итоге поехал дальше, вероятно, потому, что у них тоже не было с собой материалов для ремонта».

Даже спустя несколько дней после аварии в сети не появилось никаких видео. Скорее всего, их изъяли из грузовика, чтобы понять, что произошло и дать правовую оценку ДТП. Ведь очевидно, что на маршруте, который проложен для «Дакара», не должно было попадаться гражданских автомобилей – как раз для того, чтобы избежать подобных инцидентов. Из-за самого факта столкновения неизбежно как минимум открытие дела для определения степени вины сторон и дальнейших действий – это вообще обычный процесс для ралли-рейдов, где любое столкновение с кем-либо не из списка участников, наезд или смертельный случай непременно рассматриваются местной полицией. Как правило, она же обычно в любом случае снимает с гонки экипажи, попавшие под расследование – потому даже если бы рука Бена не пострадала, вряд ли ему позволили бы продолжать.

Де Грот открыто говорит о том, что изначально не хотел участвовать в знаменитом ралли в этом году, но его уговорил брат Вильям.

«Я сам не очень горел желанием ехать, но мой младший брат безумно этого хотел, − сказал Бен, после чего предположил, что это, скорее всего, будет его последний «Дакар». − Поэтому мы поехали вместе, чтобы еще раз финишировать сообща. Все опять испортила неудача. Думаю, я закончу. Моим приключениям на данный момент пришел конец. Но никогда не говори никогда».

Это была уже третья попытка братьев финишировать вместе. В прошлом году грузовик Вильяма получил серьезные повреждения и не смог финишировать, в 2023 году Бену пришлось сойти после перелома большого пальца.

Вскоре Де Грота ждет еще одна операция, которую провели в Нидерландах в ускоренном режиме: «У меня уже была кривая рука, а теперь такой может быть и вторая. Это часть «Дакара», но это настоящий облом».

Клан де Гротов – монумент любительского сектора категории грузовиков «Дакара»

Ралли-рейд «Дакар» тем и велик, что в каждой категории на равных гоняются и профи, и заводские команды, и дерзкие частники-гаражисты, и любители, покупающие машины на свои деньги и в кредит. Для многих таких заезд – просто приключение и проверка себя, но теоретически они могут бросить вызов и профи, и заводам – если раздобудут соответствующую технику и поддержку.

Многие идут по пути покупки или аренды машины, места и обслуживания в частной команде посерьезнее, но нередко обладатели собственных устойчивых бизнесов после пары попыток переходят и к запуску собственных команд. Так можно и заниматься хобби, и саморекламой, и меньше зависеть от решения чужих людей – ведь технику и штат теперь подбираешь сам и сам создаешь желаемую атмосферу.

И команда де Гротов – как раз одна из самых монументальных чисто частников в категории грузовиков. Остальные (вроде проектов де Роев, Лопрайсов или ван ден Бринков) постепенно переходила на более тесную доработку грузовиков и мигрировала в сторону частных команд. А де Гроты годами гонялись как семейное предприятие.

Бен – глава большой семьи и генеральный директор основной компании de Groot Fresh Group: ведущего международного предприятия по продаже фруктов и овощей. Его работа подразумевает большое количество профессиональных обязанностей, времени и инвестиций. Участие в «Дакаре» для него – способ перевести дух и отдохнуть от рабочей рутины. По собственным признаниям для офсайта рейда, за рулем «Ивеко» Бен вырывается на свободу и переживает приключения, которые потом позволяют ему вновь вернуться в офис и приступить к работе с новыми силами.

«Я всегда любил все, в чем есть двигатель, и был счастлив наблюдать за происходящим со стороны, с помощью СМИ или самостоятельно, приезжая на небольшие ралли в Марокко и так далее, – рассказывал Бен. – Но в 2022 году я наконец-то поучаствовал в первом грузовом «Дакаре». Лучший «Дакар» – это тот, который вы закончили; получить удовольствие и завершить его – вот самые важные цели. Если ты выживаешь, то попадаешь на подиум, и ты должен быть доволен этим, независимо от темпа. Маленькая деталь может погубить вашу гонку, тем более для грузовика. Мы отличная и сплоченная команда, пытающаяся добраться до Шубайты! Три недели в году я делаю это, чтобы полностью очистить свой разум, а затем снова начать свой бизнес».

В течение нескольких лет Бен совмещал работу с раллийными гонками, и в 2022 году он завершил свой первый «Дакар» на 18-м месте. Подготовка к соревнованиям 2023 года сорвалась из-за проблем со здоровьем брата Вильяма. Бен занял место Вильяма за рулем нового грузовика «Ивеко», построенного Де Роем. Технические проблемы, как и физические, осложнили продолжение борьбы – случился тот самый перелом пальца.

В прошлом году, управляя собственным грузовиком, нидерландский бизнесмен привел свою команду к 8-му месту. Исключительный результат, несмотря на то, что он прошел через классические взлеты и падения «Дакара».

После длительного лечения его рука «вернулась в строй», но судьба приготовила новое испытание в виде очередной аварии и сломанного пальца теперь уже на другой конечности. За рулем второго грузовика «Ивеко» всегда выступает родной брат Бена Вильям, который старше его на два года и в семейном бизнесе занимает должность менеджера – он, кажется, даже в 60 лет не планирует пока завязывать.

Увидим ли мы еще на «Дакаре» фруктовые грузовики после такого инцидента?

Что еще можно почитать про «Дакар»?