8 мин.

7 самых грандиозных событий в истории Гран-при Монако

Эпизоды, сделавшие гонку в Монте-Карло легендарной.

Невероятный массовый завал

alt

Многие знаменитые гоночные истории в Монако так или иначе связаны с водой, и это неудивительно, учитывая близость моря и переменчивую погоду. Например, в 1950 году в Монте-Карло дул ветер, причем такой силы, что брызги разбивавшихся о скалы волн долетали до трассы.

В те времена понятия о безопасности были несколько иными, нежели сегодня, и организаторы гонки не обратили внимания на то, что в повороте «Табак» образовалась огромная лужа, которая привела к завалу на первом круге гонки.

Лидировавший Хуан-Мануэль Фанхио успешно проскочил опасное место, а вот следом за ним Джузеппе Фарина потерял контроль над машиной и стал причиной большой аварии, в результате которой пострадали 10 автомобилей.

Вылет Аскари в море

Трасса в Монте-Карло – самая медленная в календаре чемпионата мира, однако сравнительно низкие скорости (сравнительно с другими автодромами, конечно) не подразумевают меньшую опасность. Конечно, до таких монстров как «Нордшляйфе» и «Аутодромо Национале» Монако далеко – за все время погибло только четыре человека, – но практически любая авария на закованной в отбойники трассе может привести к печальным последствиям.

Самое опасное место в Монте-Карло – знаменитая шикана на выходе из тоннеля. В разные годы в барьеры здесь врезались Серхио Перес, Дженсон Баттон, Карл Вендлингер (после той аварии австриец пробыл несколько недель в коме)… Болид Лоренцо Бандини в этом месте перевернулся и загорелся, гонщик получил значительные ожоги и в результате умер в больнице.

Куда больше повезло Альберто Аскари – его вылет в море был эффектным, но, к счастью, все закончилось удачно. Впрочем, злой рок привел к смерти гонщика всего через несколько дней после того происшествия.

Начало противостояния Сенны и Проста

alt

Гран-при Монако 1984 года. Сенна был уверен, что победил. Фото: Fotobank.ru/Getty Images/Mike Powell

Дождевой Гран-при 1984 года стал началом новой эры в «Формуле-1»: впервые лидерство в гонке захватил Найджел Мэнселл (затем англичанин разбил болид об отбойник и Питер Уорр в сердцах высказался о своем подопечном крайне неприлично), а мир обратил внимание на бразильца Айртона Сенну, который на скромном «Тоулмене» стремительно догонял «Макларен» Алена Проста.

В будущем Прост и Сенна станут главными героями «Ф-1» и проведут много гонок в остром соперничестве, но именно этап в Монако в 1984-м стал первым в этом славном списке.

Развязка в заезде наступила на 32-м круге. Главный стюард Жаки Икс не посоветовавшись с остальными судьями дал отмашку клетчатым флагом (и после был отстранен от работы), вняв увещеваниям Алена, что пилотировать на такой трассе слишком опасно. Француз перед самой финишной чертой сбросил скорость, но его соперник стремительно пронесся мимо, и решил, что именно он выиграл гонку.

Однако, согласно правилам, итоговая классификация учитывалась по предыдущему кругу, и главный приз получил Прост.

Главный рекорд

Сенна взял свое в Монте-Карло позже – он побеждал на улочках княжества в период с 1987 по 1993 годы, в общей сложности – шесть раз. Есть мнение, что бразилец должен был выигрывать еще – в том же 1984-м или в 1988 году (во втором случае он уверенно лидировал и буквально летел по трассе, но врезался в защитный барьер из-за – возможно – медленного прокола), впрочем, следует помнить, что две последние победы к бразильцу пришли во многом из-за проблем соперников.

Однако и без этих нюансов статистика выступлений Сенны в Монте-Карло выглядит впечатляющей: 10 стартов – 6 побед. Сравните, к примеру, с пятью успехами «Мистера Монако» (Грэма Хилла) или Михаэля Шумахера, принявших участие в 18 и 17 гонках.

Объяснить феноменальную скорость Сенны в Монте-Карло никто не мог: его реакция, физическая выносливость и способность ехать всю гонку практически в квалификационном режиме поражали воображение. Ален Прост признавался, что на огороженных отбойниками трассах Айртону просто не было равных, и все понимали, что талант бразильцу дан откуда-то свыше.

Их оставалось только трое

alt

Гран-при 1996 года запомнился не только победой Оливье Паниса и последним успехом в истории «Лижье», но и впечатляющей серией сходов участников заезда. Уже на старте из-за дождя и горячности спортсменов пелотон недосчитался пятерых, еще пять пилотов вынуждены были прекратить борьбу из-за технических неполадок их болидов, и, наконец, из оставшейся группы до финиша докатили лишь трое (четвертый гонщик завершил заезд в боксах).

«Раскасс-гейт»

В карьере Михаэля Шумахера уже возникали случаи неспортивного поведения, так что когда немец в 2006 году остановился в повороте «Раскасс» (вызвав появление желтых флагов и тем самым испортив попытки главных конкурентов в борьбе за поул) – в случайность этого действия никто не поверил. Разразился скандал, и стюарды наказали семикратного чемпиона, отправив в конец стартовой решетки.

На последовавшем после той истории заседании Ассоциации гонщиков Гран-при Шумахер так и не признал вину, чем вызвал ярость Жака Вильнева.

«В критические моменты все допускают ошибки, но потом важно найти в себе силы признаться: «Парни, простите, я действительно поступил глупо», – после чего все пошло бы своим чередом.

Однако когда ты продолжаешь убеждать, что все вышло случайно, то выглядишь глупо. Лично я разочарован, что такой человек после этого продолжает руководить GPDA», – заявил канадец. И вышел из состава Ассоциации.

Лучший Гран-при в истории

Если не идет дождь, то заезды в Монако как правило считаются скучными – мало обгонов, болиды едут «паровозиком» друг за другом. Однако поверите ли вы, что одна из лучших гонок в истории состоялась именно в Монте-Карло, причем в солнечную погоду? Сегодня это кажется невероятным, однако это правда: Гран-при 1933 года можно поставить пятерку за зрелищность и накал борьбы.

В те апрельские дни случилось несколько важных исторических событий: впервые обладатель поул-позиции опредился не путем жребия, а посредством специально проведенной квалификации; кроме того, один из лучших гонщиков довоенных времен Рудольф Караччиола попал в аварию и сломал бедро, поставив под угрозу свою карьеру (он остался хромым, но не сломленным – через три года Караччиола под проливным дождем добился убедительной победы в княжестве, доказав, что недаром именовался «Мастером дождя»).

В самой же гонке борьбу за победу повели два итальянца – Акилле Варци и Тацио Нуволари. Эти сверхбыстрые гонщики стремились всегда выступать за разные команды, чтобы не переходить друг другу дорогу, а также были совершенно противоположными в плане пилотажа. Нуволари за эффектный пилотаж и потрясающие победы обожала публика (а закоренелые консерваторы сравнивали спортсмена за такой стиль с блохой), в противовес Варци считался предельно аккуратным гонщиком (но при этом до конца карьеры выступал без шлема и курил сигары прямо за рулем).

В те времена трасса в Монте-Карло серьезно отличалась от современной: не было никаких барьеров (зато вокруг были усажены деревья), а защитные функции выполняли мешки с песком. Конфигурация тоже была иной, и самые быстрые круги автомобили проезжали не быстрее двух минут.

Поул выиграл Варци, однако уже на втором круге его догнал Нуволари и вскоре вовсе вырвался вперед. Сначала показалось, что пилот «Альфа-Ромео» улетит к победе, однако гонщик «Бугатти» не отпустил конкурента. Завязалась борьба.

Выяснилось, что машина Варци быстрее в поворотах, зато Нуволари отрывался на прямых. Большую часть гонки алый автомобиль шел впереди, но за 20 кругов до финиша (всего их было 100), Акилле нашел лазейку в обороне соперника и вышел на первое место.

Впрочем, незадолго до конца заезда гонщики снова поменялись позициями – теперь впереди ехал Тацио. На последних же кругах и вовсе начался настоящий триллер. Сначала Варци обогнал Нуволари и попутно установил рекорд трассы, вырвавшись из двух минут, однако его соперник сумел отыграться. Победа была почти в кармане у «Альфа-Ромео», но незадолго до финиша мотор на итальянской машине не выдержал нагрузки. Победа досталась Варци и «Бугатти».

Однако Нуволари не сдался. На загоревшейся из-за утечки масла машине он продолжил движение по трассе, и даже когда автомобиль полностью остановился, итальянец выбрался из кокпита и продолжил толкать болид к финишу. Мимо проносились соперники, пожарные мчались тушить технику, однако разъяренный Тацио не хотел посторонней помощи. Он так и не дотолкал свою «Альфу», остановившись практически перед финишной чертой. А позже был дисквалифицирован.