«Ф-1» в 2024-м – бесконечный триллер! Трансферы суперзвезд, скандалы, внезапные прорывы
Главные сюжеты.
Прошедший год в «Формуле-1» оказался богатым на события: сезон, начинавшийся с уверенных побед Макса Ферстаппена, в итоге обернулся схваткой «Макларена» и «Феррари» за Кубок конструкторов и возвращением «Мерседеса» к победам в отдельных Гран-при; на трансферном рынке творилось безумие с участием величайших пилота и инженера; гоночные ветераны уступали места ярким новичкам, а за пределами трасс развивались скандалы с участием суперзвезд и (не)допуском 11-й команды.
Самое время перевести дух и вспомнить все самое важное.
Хэмилтон покинул «Мерседес» ради «Феррари»
Конечно, Льюис и в прошлом признавался в любви к «Феррари» и намерении однажды выступить за итальянскую команду, но кто же знал, что он объявит о контракте чуть ли не сразу после продления соглашения с «Мерседесом» (оно было подписано по схеме 1+1, Льюис отверг опцию на выступления за «стрелы» в 2025-м)?!
Случившееся мгновенно перевернуло пелотон: задумался о своем теперь уже несладком будущем Карлос Сайнс, на черно-серебристый болид стали засматриваться парни из команд с более скромными амбициями, а босс «Мерседеса» Тото Вольфф погнал молодого Кими Антонелли в качалку, а сам занялся проработкой Макса Ферстаппена. В конце концов, когда стало ясно, что Макс пока никуда не уходит – австриец все же решился подписать новое итальянское дарование. Кими тут же в практике расколотил болид, но, кажется, это никого не смутило – истинные испытания Антонелли начнутся в 2025-м.
Когда результаты Хэмилтона в Гран-при упали – «Ф-1» тряхнуло еще разок: Вольффу пришлось публично оправдываться в том, что никто никого не саботирует.
Скандал с руководителем «Ред Булл»
Гонки еще не начались, а «Ф-1» зимой сотрясалась раз за разом – после бомбы от Льюиса в чаты журналистов прилетела ссылка на архив с пикантными подробностями о шефе «Ред Булл» Кристиане Хорнере. Одна из сотрудниц компании выдвинула против главы чемпионов мира обвинения, в процессе дела в прессе полыхало будь здоров, а самого Хорнера усердно спроваживали в отставку – и особенно бурно настаивал на этом Йос Ферстаппен. По итогам внутреннего расследования англичанин остался на своем посту, но шлейф от скандала тянулся еще несколько месяцев, а перемирие между Йосом и Крисом наступило вообще только под конец года.
Бегство топовых инженеров из «Альпин»
Тесты и первые гонки показали – команда «Альпин», принадлежащая концерну «Рено», полностью провалила подготовку. Тяжелая и неповоротливая машина проигрывала конкурентам секунды – и виновные в провале быстренько покинули коллектив: от ведущих инженеров до руководителя всей гоночной организации.
Поиски спасителя завершились успешными переговорами с Флавио Бриаторе, который получил возможность отвечать за новый курс французского корабля и при этом не отвечать за техническую часть. Но на этом перемены не закончились – позднее концерн «Рено» шокировал решением закрыть легендарное моторное подразделение, которое когда-то создавало лучшие двигатели «Ф-1» и помогло выиграть несколько чемпионатов мира «Уильямсу», «Бенеттону» и самой «Рено».
Впечатляющие новички
Выбывшего из-за аппендицита Карлоса Сайнса «Феррари» срочно заменила на резервиста Олли Бермэна – и молодой англичанин не подвел: без какой-либо подготовки проехал в непростой арабской гонке, финишировал седьмым и восхитил паддок «Ф-1».
Произошедшее ускорило процесс интеграции талантливых юниоров в «Ф-1» – вскоре «Мерседес» окончательно уверовал в собственного протеже Антонелли, а «Уильямс» выкинул бездарного Логана Сарджента и дал шанс на 9 гонок Франко Колапинто. Последний начал мощно, но поддержать порыв не сумел – и под конец первенства разбивал болиды не хуже уволенного американца.
Внезапный взлет «Макларена»
За исключением Гран-при Австралии, Ферстаппен и «Ред Булл» царили в первой части сезона, и у многих сложилось впечатление, что к титулу нидерландец поедет примерно так же легко, как и годом ранее.
Нет! Доработавший на базе в Уокинге необходимый инструментарий «Макларен» вместе с пришедшим из «Ред Булл» элитным инженером Робом Маршаллом обновили оранжевую машину и превратили ее из третьей-четвертой силы пелотона в наиболее стабильную и быструю среди всех топ-команд.
Похоже, «Макларен» и сам не поверил в свою силу и возможность догнать Ферстаппена, а потому долго не мог понять, как работать с пилотами и кому из них помогать. В ход шли странные командные приказы: Ландо Норрис уступал Оскару Пиастри, а затем гонщики менялись ролями. Под конец года стало ясно, что англичанин все же стабильнее и быстрее австралийца, но в личном зачете это не помогло – зато в Кубке конструкторов стараний гонщиков хватило для первой победы за 26 лет!
Первая победа Леклера дома
Помимо «Макларена» время от времени на вершину «Ф-1» снова стала взлетать и «Феррари»: Сайнс выиграл гонки в Австралии (после аппендицита!) и Мексике, а Леклер – в Монако, Италии и США. Причем победы Шарля выдались особенно эмоциональными: сначала он наконец-то исполнил мечту и победил за рулем алого болида перед соотечественниками на узких улочках княжества, затем первенствовал на главной трассе для «Феррари» и всей Италии, а в конце одержал стратегическую победу благодаря меньшему числу пит-стопов.
Выглядело все это очень красиво.
Возвращение «Мерседеса»
В тот момент, когда чемпионат мира, казалось, уже вошел в некую колею – внезапно рванул «Мерседес»! По словам Тото Вольффа, команда наконец-то смогла разобраться со старыми проблемами, над которыми лучшие инженеры почему-то безуспешно ломали головы в течение двух предыдущих сезонах. Эффект прорыва впечатлил: «стрелы» выиграл три гонки в четырех Гран-при, причем дважды на верхнюю ступень подиума взошел Хэмилтон, которого многие уже едва не списали!
Продолжать регулярно бороться с остальными топами больше не получалось (кроме холодных трасс – вроде Вегаса, где удалось выиграть Расселлу), а сам Льюис все чаще по разным причинам (не всегда по своей вине) проваливал квалификации, но достигнутый прогресс намекает на интересные гонки «Мерседеса» в 2025-м.
Уход Ньюи в «Астон Мартин»
Невозможное случилось – величайший инженер «Ф-1», проработавший в «Ред Булл» 18 лет и построивший болиды, которые выиграли 8 титулов, осознал, что хочет двигаться дальше. Сага разворачивалась едва ли не параллельно скандалу с Хорнером, и за Эдриана мгновенно ухватились знаменитая «Феррари» и богатый «Астон Мартин». Победил миллиардер Стролл – он наобещал Ньюи не только фантастическую зарплату около $40 млн, но также акции команды и возможность непосредственно влиять на ее курс и гоночную судьбу. Устоять было невозможно, и когда о переходе объявили официально – на лице двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо расцвела самая искренняя улыбка.
Съемки фильма F1
Зрители на трибунах получили шанс не только посмотреть на гонки, но и поучаствовать в значимом событии – между гоночных сессий им требовалось кричать на трибунах как никогда в жизни! Дело в том, что на этапы «Формулы-1» приезжали режиссер «Топ Ган: Мэверик» Джозеф Косински, нестареющая звезда Голливуда Брэдд Питт и остальные члены съемочной команды нового фильма F1 – и они снимали важные кинокадры (с полным набором всевозможных штампов о гонках) в самых лучших декорациях.
Фильм выйдет на экраны летом 2025-го.
Риккардо – все
Возвращение австралийца в «РБ» (которая со следующего года наконец-то станет называться «Рейсинг Буллз») могло стать началом триумфального возвращения австралийца к вершинам «Ф-1». В случае успешных выступлений Дэн наверняка получил бы шанс в «Ред Булл», и, вероятно, снова включился бы в битвы за победы и подиумы.
Вместо этого он застрял в середине пелотона, оказался одним из худших в пелотоне по проигранным позициям на стартах, а единственным по-настоящему мощным выступлением за 16 Гран-при оказался спринт в Майами, где он удержал четвертое место под натиском более быстрой «Феррари» Сайнса.
Суровый доктор Марко хотел избавиться от Дэна еще весной, но Кристиан Хорнер уговорил подождать еще немного – не помогло, после Гран-при Сингапура Риккардо окончательно попрощался с «Формулой-1» и уступил место новой автогоночной звезде южного полушария – Лиаму Лоусону.
Ферстаппен против всех – на трассе и за ее пределами
Длинная безвыигрышная серия Макса растянулась на четыре месяца – и к середине осени действующий чемпион, чувствующий постепенное приближение Ландо Норриса, начал бороться как раненый зверь. Макс не просто бился на равных с более быстрым соперником, но и не гнушался грязными приемами и пользовался всеми возможными лазейками в правилах, чтобы как можно дольше оставаться в игре.
Поначалу это работало (как на Гран-при США), но недовольство общественности вынудило ФИА пересмотреть подход к оценке гоночных эпизодов – и нидерландец все-таки напоролся на штрафы.
Параллельно Макс вел борьбу с ФИА за право выражаться как хочется, а в конце чемпионата схлестнулся с Джорджем Расселлом из «Мерседеса», – уже за пределами трассы. Из-за инцидента в квалификации и странного наказания гонщика «Ред Булл» в прессу потекли упреки и обвинения то с одной, то с другой стороны. В перепалку даже включились руководители команд Вольфф и Хорнер (или теперь их следует называть волк и терьер?), а настоящий гром и вовсе разразился на пресс-конференции «Мерседеса», по ходу которой Ферстаппену припомнили вообще все, в том числе скандалы 2021 года.
Парней старательно мирили на последнем этапе сезона в Абу-Даби – даже насильно поставили рядом на групповом фото и заставили улыбаться, – но есть ощущение, что статус-кво продержится лишь до первой искры в следующем сезоне.
Решающая гонка
Солидное преимущество Ферстаппена над преследователями сохранялось почти весь сезон, но после квалификации на Гран-при Сан-Паулу показалось, что еще немного – и весь отрыв вот-вот исчезнет. Норрис стартовал с поула, Макс провалился в квале (оказался только 17-м) и был готов разнести свою комнату, но удивительное хладнокровие отца передалось сыну и уберегло мебель и имущество от гнева суперзвезды.
Он собрался – выдал под дождем одну из лучших гонок в жизни и снял все вопросы о чемпионе 2024 года.
«Кадиллак»!
В начале 2024-го «Формула-1» отказала американскому проекту «Андретти», возжелавшему присоединиться к чемпионату мира в качестве новой команды. Сага, и без того, тянувшаяся долгое время, окончательно переформатировалась в развлекательное шоу с элементами процедурала, где семья Андретти обращалась за помощью к сенаторам США, грозила расследовать причины отказа принятия заявки, но в конце договорилась обо всем очень тихо и без скандалов: несдержанный Майкл Андретти покинул компанию, «Кадиллак» подхватил проект под свое крыло, а дедушка Марио вновь оказался на передовой нового спортивного проекта. У американцев на полноценную подготовку будет всего один год.
Долгое увольнение Переса
Мексиканец так бодро стартовал, что «Ред Булл» тут же продлил с ним контракт до конца 2025-го – и вскоре сильно об этом пожалел. Чеко перестал ладить с машиной, начал проваливать квалификации и гонки, а попадание даже в небольшие очки оказывалось для него большим достижением. Из-за слабых выступлений Переса чемпионская команда выпала из борьбы за Кубок конструкторов, но, несмотря на тянущиеся чуть ли не с лета слухи, увольнять гонщика никто не торопился.
На самом деле осенью «Ред Булл» старательно готовился к цепочке важных решений: внимательно оценивал выступления Лиама Лоусона в «РБ» и Изака Аджара в «Ф-2» и выискивал все возможные способы для минимизации потерь при расторжении контракта с Пересом.
Уволить Чеко удалось после финальной гонки в Абу-Даби. Его место в следующем году займет Лоусон, а на позицию новозеландца в «Рейсинг Буллз» придет Аджар.
***
Многие события «Ф-1», кажется, плавно перетекут и в 2025-й. Как поладят Хэмилтон и Леклер в «Феррари»? Насколько хорошо проявит себя Антонелли? Удержится ли Лоусон в роли напарника Ферстаппена до конца сезона? Смогут ли «Макларен», «Мерседес» и «Феррари» бросить вызов «Ред Булл» с первой же гонки?
Ждем в 2025-м еще больше классных сюжетов?
Что еще почитать о гонках в новогодние праздники?
Как прошел 2024-й для автогонщиков из России? Полный обзор: от Квята до выпуска своего суперкара
Вспомните всех гонщиков, которые маякнули в Гран-при «Формулы-1» в 2024 году? Ультратест!
В «Ф-1» громкий новичок на очереди к Ферстаппену: фанат Хэмилтона и мата по радио
Гонщикам «Ф-1» сделали охлаждающее супербелье! Все о новой технологии против тепловых обмороков
18-летний сменщик Хэмилтона в «Мерсе» за полгода превратился в качка-машину. Как?!
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Jared C. Tilton, Clive Mason, Mark Thompson